Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь: конституционное содержание, гарантии реализации и защиты в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь: конституционное содержание, гарантии реализации и защиты в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь: конституционное содержание, гарантии реализации и защиты в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГЛАВА 2 ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
ГЛАВА 4 ПРЕДЕЛЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Личная жизнь составляет те стороны жизни человека, которые он не хочет делать достоянием других ради своей свободы. Это своеобразный суверенитет личности, выражающийся в неприкосновенности ее «среды обитания». Получается, что в данном случае тайна вовсе не включает в себя какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Это отражает естественное стремление каждого человека иметь свой мир интимных и деловых интересов, скрытых от чужих глаз.
Личная жизнь контролируется самим человеком. Человек свободен в выборе круга общения в неформальной обстановке. Из области личной жизни можно выделить брак (развод), рождение ребенка (усыновление), имущество, семейный бюджет, секреты сбережений, информацию о состоянии здоровья, свободу вероисповедания и прочее.
Право на неприкосновенность частной жизни принадлежит человеку с рождения, оно не предоставляется государством. Вот почему конфиденциальность означает, что вам не разрешается прослушивать его разговоры, шпионить за ним, нарушать его право на конфиденциальность сообщений и других сообщений, нарушать конфиденциальность депозитов, медицинскую конфиденциальность, конфиденциальность адвоката и клиента, нарушать конфиденциальность признаний и прочее.
Гражданское общество понимает, что злоупотребление неприкосновенностью частной жизни является антиобщественным и незаконным. В этом случае компания из факта вмешательства в жизнь физического лица определяет, что противоправное деяние лица должно иметь место только при наличии достаточных, опять же признанных законом, оснований для подозрения или обвинения в совершении преступления или иного преступления.
ГЛАВА 1 ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Обеспечение неприкосновенности личной жизни является одним из наиболее актуальных вопросов юридической науки и практики. Но этот вопрос только начинает развиваться в юридической науке. В литературе она рассматривается в основном в контексте общих принципов защиты прав и свобод человека, подробных соображений не найдено.
Дать определение понятия личной жизни достаточно сложно, но необходимо, так как в современной юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание права на неприкосновенность личной жизни. Нет и четкого определения понятия «личная жизнь». Одни специалисты в области прав человека исходят из того, что право на неприкосновенность личной жизни прямо связано со свободой мысли, совести и религии, свободой выражения своего мнения, свободой собраний и ассоциаций, правом создавать семью. Другие включают в право на уважение личной жизни право располагать собой, право на тайну частной жизни и тайну корреспонденции, право на защиту личности и право на уважение к личному статусу.
Общим для всех исследований является то, что право на неприкосновенность частной жизни, как и права собственности или авторское право, представляет собой сложную правовую систему, состоящую из индивидуальных прав отдельных лиц. Перечень этих полномочий, содержащийся в законе и международных нормативных правовых актах, не является исчерпывающим, в основном из-за постоянного развития общественных отношений [1, 39-40].
ГЛАВА 2 ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Содержание прав и свобод человека во многом определяется культурно-историческим развитием общества и государства, сформированными на его основе конституционно-правовыми традициями и национальными особенностями.
В современных конституциях человек, его права и свободы признаются высшей ценностью государства и общества. Тем самым определяется характер взаимодействия личности и государства. Понимание свободы личности по формуле «свобода – право каждого делать то, что разрешено государством» переходит к принципу «свобода – это право делать все, что не запрещено законом».
Немецкий философ и историк XVIII века Вильгельм Гумбольдт, во многом определивший развитие европейской гуманитарной мысли своей эпохи, говорил: «Безопасность заключается в свободном и уверенном пользовании каждым своими правами» [16, с. 120].
Традиционно безопасность рассматривается как и обеспечивает национальную безопасность государства, которая определяет внутренние и внешние инструменты предотвращения различных угроз для обеспечения жизни и безопасности граждан. Следует отметить, что в концепции национальной безопасности говорится, что основными национальными интересами Республики Беларусь в области политической безопасности являются, прежде всего, соблюдение конституционных прав и свобод человека, а также устойчивость демократического, легитимного, социально ответственного государства [17].
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
Гарантии неприкосновенности сферы личной жизни включают:
- недопустимость произвольного вмешательства в личную жизнь и сбора конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, оговоренных законом;
- предоставление человеку права на ознакомление в соответствии с законом полученной о нем информации;
- предоставление человеку права на истребование, уничтожения и опровержения конфиденциальной или недостоверной информации о ней;
- установление принципа добропорядочности человека и действенного механизма юридической защиты чести и достоинства личности;
- возмещения морального вреда, причиненного необоснованным вмешательством в сферу личной жизни и использованием конфиденциальной информации;
- судебная защита нарушенных прав.
Право на неприкосновенность личной жизни принадлежит человеку от рождения, оно не даруется государством. Вместе с тем, с учетом требований, предусмотренных в статье 23 Конституции, возможно «вторжение» в личную жизнь в целях борьбы с преступлениями (правонарушениями); в связи с эпидемией или стихийным бедствием и ликвидацией их последствий; в условиях военного или чрезвычайного положения.
В действующем законодательстве Республики Беларусь предусмотрена ответственность за посягательство на честь и достоинство человека. Так, согласно статье 153 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности [20].
ГЛАВА 4 ПРЕДЕЛЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Для защиты частной жизни граждан должны быть установлены пределы вмешательства государства в частную жизнь.
В соответствии со статьей 19 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, проводится по постановлению о проведении оперативно-розыскного мероприятия и специальному заданию, по решению должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность [9].
Оперативный опрос, сбор образцов, проводимый гласно, оперативное отождествление, оперативный осмотр, проводятся по решению должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Наведение справок о сведениях, составляющих банковскую, врачебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, проводится по письменному запросу органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с санкции прокурора или его заместителя. Оперативный осмотр жилища и иного законного владения гражданина, помещения, здания, сооружения, транспортного средства, иного объекта и территории организации, проводимый негласно и связанный с проникновением в них в отсутствие собственника, владельца, пользователя; наблюдение с использованием средств негласного получения (фиксации) информации и иных средств, установленных в жилище и ином законном владении гражданина, помещении, здании, сооружении, транспортном средстве, ином объекте и на территории организации, за исключением общественных мест, участков местности, а также всех видов общественного транспорта; контроль почтовых отправлений; оперативный эксперимент проводятся по постановлению о проведении оперативно-розыскного мероприятия с санкции прокурора или его заместителя.
ГЛАВА 5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Осуществление права на неприкосновенность личной жизни соприкасается с личными и общественными интересами. Поэтому нет необходимости проводить различие между правами личности и интересами государства и общества в целом.
Всеобщая декларация прав человека предусматривает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения признания и уважения прав и свобод других лиц и удовлетворения потребностей только в нравственности, общественном порядке и общем благосостоянии в демократическом обществе [8].
Конституция Республики Беларусь, ориентируясь на международные стандарты в области прав человека, допускает в конкретном случае ограничение прав и свобод человека и гражданина, может быть ограничена законодательством только в той мере, в какой это требуется для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, национальной обороны и безопасности государства [7].
Поскольку это положение распространяется на все права человека, оно также относится и к праву на неприкосновенность личной жизни. Для того чтобы ограничение права на неприкосновенность личной жизни считалось действительным, необходимо выполнить следующие условия.
Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законодательством. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью Республики Беларусь, то есть органов исполнительной власти, а также органов внутренних дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Право на личную жизнь является многогранным понятием, содержанием которого выступает целый ряд правомочий.
Право на защиту от вмешательства в личную жизнь – это неприкосновенность среды жизни человека, защита ее от произвольного вмешательства государственных органов и любых других посторонних их лиц, в том числе и членов семьи.
Право на неприкосновенность личной жизни включает: запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; право контролировать информацию о себе; право на защиту чести и доброго имени; право на защиту персональных данных; право на тайну связи; право на неприкосновенность жилища; врачебную тайну, тайну усыновления, тайну исповеди и другие виды профессиональной тайны.
Защита прав на неприкосновенность личной жизни может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита гражданином своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в судебном порядке или в специальном – административном).
В последнем случае потерпевший подает жалобу на должностное лицо (орган), нарушившие его права, в вышестоящий орган либо прокурору, которые обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав.
В судебном порядке различают способы гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой защиты.
1. Лопатин, В.Н. Защита права на неприкосновенность частной жизни / В.Н. Лопатин // Журнал российского права. – 1999. – № 12. – С. 39-40.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г.: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: в ред. от 6 января 2021 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: науч.-практ. коммент. / Г.А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. – 487 с.
5. Балашкина, И.В. Особенности конституционного регулирования права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации / И.В. Балашкина // Право и политика. – 2017. – № 7. – С. 92-105.
6. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь 10 ноября 2008 г., № 455-З: в ред. от 11 мая 2016 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
8. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/.
9. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г., № 307-З: в ред. от 6 января 2021 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. Об органах государственной безопасности Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г., № 390-З: в ред. от 9 января 2019 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г., № 347-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Петрухин, И.Л. Личные тайны (человек и власть) / И.Л. Петрухин. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1998. – С. 12-13.
13. Саванович, Н.А. Личная информация граждан: варианты законодательных формулировок. / Н.А. Саванович // Личная и частная жизнь. – 2014. – № 4. – С. 20-22.
14. Гришаев, С.П. Право на неприкосновенность частной жизни / С.П. Гришаев // СПС «КонсультантПлюс: ВерсияПроф» [Электронный ресурс]. – М., 2021.
15. Малеина, М.Н. Право на тайну и неприкосновенность персональных данных / М.Н. Малеина // Журнал российского права. – 2015. – № 11. – С. 18-28.
16. Гумбольдт, В. О пределах государственной деятельности / Вильгельм фон Гумбольдт – Челябинск: Социум, 2019. – 304 с.
17. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г., № 575 в ред. от 24 января 2014 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. Международный пакт Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах: принят в г. Нью-Йорке 16 декабря 1966 г. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/.
19. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952),»Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/.
20. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: в ред. от 29 июня 2020 г. // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
21. О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 26 апреля 2005 г., № 16 (ред. от 4 марта 2011 г.) // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
22. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г., № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.: в ред. от 6 января 2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
23. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – 472 с.
24. Скакун, О.Ф. Теория государства и права: учебник / О.Ф. Скакун. – Х.: Консум, 2017. – 379 с.
25. Козелецкий, И.В. Административное право: учеб. пособие : в 2 ч. / И.В. Козелецкий, А.И. Сухарковой. – Минск: Акад. МВД, 2018. – 438 с.
26. Козлов, Ю.М. Административное право: учебник. / Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов. – М, 2018. – 271 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты