Религиозная философия России и Беларуси
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Религиозная философия России и Беларуси»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Религиозная философия России и Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Раздел 1. Зарождение белорусской философской традиции: К. Туровский и Е. Полоцкая
Раздел 2. Религиозно–этические искания в философии Беларуси XVI – XX вв.: С. Будный, А. Волан, Н. Гусовский, В. Тяпинский, С. Полоцкий, Г. Конисский
Раздел 3. Соотношение веры и разума в русской религиозной философии XIX – XX вв.: А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П.А. Флоренский
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Религиозная философия России и Беларуси неразрывно связаны друг с другом, начиная с момента принятия христианства. НА протяжении различных исторических периодов происходило взаимодействие религиозной философии России и Беларуси в рамках православия. Одним из главных направлений религиозной философии является формирование духовности и нравственности людей. К сожалению, в современном российском и белорусском обществах наблюдается кризис духовности. Именно эта особенность обусловило проведение исследования по заданной тематике.
Новизна исследования: систематизация и обобщения материала, так как в научной литературе отсутствую фундаментальные труды, посвященные религиозной философии России и Беларуси.
Объект исследования: религиозная философия – как направление философской мысли.
Предмет исследования: философия России и Беларуси как направление философской мысли.
Цель курсовой работы: показать, что религиозная философия России и Беларуси взаимодействовала в различные периоды истории. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать зарождение белорусской философской традиции.
2. Рассмотреть особенности религиозно–этических исканий в философии Беларуси XVI – XX вв.
3. Установить соотношение веры и разума в русской религиозной философии XIX – XX вв.: (А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский).
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, обобщение)
РАЗДЕЛ 1. ЗАРОЖДЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ: К. ТУРОВСКИЙ И Е. ПОЛОЦКАЯ
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско–просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой).
Основой философских взглядов Ефросинии Полоцкой были христианские заповеди, ее мысли и деятельность были направлены на благополучие и процветание родной земли [4, с. 157]. В духовном мире Евфросиния на первое место поставила идею служения Богу и высшим духовным ценностям. Педагог видел смысл этого служения в утверждении новых христианских нравственных принципов человеческого существования. Евфросиния совмещала образовательную деятельность с активной общественно–политической жизнью Полоцкого княжества. Она выступала против княжеской розни, призывала к миру, взаимопониманию между людьми, заботилась об образовании народа, сохранении его культурных традиций, гуманных методах руководства. Поэтому имя Ефросинии Полоцкой дожило до наших дней и стал национальным символом белорусского народа, примером служения своему народу. Таким образом, формирование личности Евфросинии Полоцкой происходило в период расцвета Полоцкого княжества. Юная принцесса выбрала иной путь, нежели судьба женщин из ее круга. С ранних лет ее душа впитала отголоски язычества в традициях и ценностях христианства [6, с. 40].
РАЗДЕЛ 2. РЕЛИГИОЗНО–ЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ В ФИЛОСОФИИ БЕЛАРУСИ XVI – XX ВВ.: С. БУДНЫЙ, А. ВОЛАН, Н. ГУСОВСКИЙ, В. ТЯПИНСКИЙ, С. ПОЛОЦКИЙ, Г. КОНИССКИЙ
В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность – вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того, как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
Философия Возрождения на территории Беларуси проявилась в двух чрезвычайно существенных для региональной традиции мышления позициях. Первая позиция заключалась в переводе религиозной литературы на местный язык, особенным вниманием наделяется концепт «свободы» (С. Будный, В. Тяпинский, А. Волан, Н. Гусовский) [7, с. 79].
Симон Будный (1530–1593) – социнианский проповедник XVI века, гуманист, просветитель, церковный реформатор. Закончил Краковскую академию, учился в Италии, Швейцарии. По приглашению Н. Радзивилла Черного стал пастором протестанской общины в Клецке, был магистром в Фарном костеле св. Троицы. В Несвиже издавал свои сочинения на польском, латинском и белорусском языках. Основными трудам С. Будного являются «Об оправдании грешного человека перед Богом» и «Катехизис».
РАЗДЕЛ 3. СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ XIX – XX ВВ.: А.С. ХОМЯКОВ, В.С. СОЛОВЬЕВ, С. Н. БУЛГАКОВ, П.А. ФЛОРЕНСКИЙ
Вопросы соотношения веры и разума в русской религиозной философии XIX – XX вв. рассматривались А.С. Хомяковым, В.С. Соловьевым, С. Булгаковым и П.А. Флоренским.
Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) – русский поэт, художник и публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства. Член–корреспондент Петербургской Академии наук. Основное произведение: «Церковь одна».
В литературной разработке основ своего философского миросозерцания А.С. Хомяков стал одним из самых блестящих и авторитетных теоретиков славянофильской школы. Воспитанный в духе строгой религиозности и горячей привязанности к началам православной церкви, Хомяков утвердил свои философские построения на тех христианско–богословских началах. Их изучение сообщило чисто теологический характер его общественно–философскому миросозерцанию, которому он оставался неизменно верен в течение всей своей жизни. Со своей теологической точки зрения А.С. Хомяков решает почти все основные вопросы славянофильства – вопросы об отношении России к Европе и её цивилизации, о национальном значении России и её будущей роли в человечестве [18, с. 329].
Из всех духовных сил народа вера его является одним из главных моментов, определяющих характер просвещения. Вера дает непосредственное, живое и безусловное знание. «Все глубочайшие истины мысли, – пишет А.С. Хомяков, – вся высшая правда вольного стремления доступна только разуму, внутри себя устроенному в полном нравственном согласии с всесущим разумом, и ему одному открыты невидимые тайны вещей божеских и человеческих». Высший и совершеннейший закон разума есть, согласно философии А.С. Хомякова, закон любви. Согласие с ним и подчинение ему наших умственных сил укрепляет и расширяет наше мысленное зрение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Зарождение белорусской философской традиции начинается в период высокого Средневековья и связано с взглядами Е. Полоцкой К. Туровского. Философские взгляды Е. Полоцкой и К. Туровского характеризуется доминированием христианской проблематики: критика гордыни, роль знаний, справедливая организация общества, творение человеком добрых дел, отказаться от греховных поступков и непристойного поведения.
2. Религиозно–этические искания в философии Беларуси связано с философией XVI–XX веков. Характерными особенностями философии на белорусских землях являлось раскрепощение светскости, а также сочетание философских и социально–политических идей в творчестве мыслителей. Среди представителей белорусской философии эпохи Возрождения выделяются С. Будный В. Тяпинский, А. Волан, Н. Гусовский, которые отстаивали идею человека как главной ценности на земле, критиковали агрессивные завоевательные войны, развивали идею рационализма. В XIX веке популярность набирает религиозная философия, представители которой С. Полоцкий и Г. Конисский считали, что философия и знания обогащают духовный мир человека, а также способствуют нравственному оздоровлению общества, искореняют пороки и зло.
3. Соотношение веры и разума рассматривалась в рамках русской религиозной философии XIX – XX веках: философами А.С. Хомяковым, В.С. Соловьевым, С. Н. Булгаковым, П.А. Флоренским. В трудах данных философов вера не только рассматривалась через призму фундаментальных христианских догматов в качестве критерия истинности религиозного познания, но и отождествлялась с религиозным знанием сверхъестественного объекта, интерпретировалась как высший, но предполагающий рациональную аргументацию способ постижения Божественной истины.
1. Буглаков, М. Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский / М. Буглаков. – Минск: Виноград, 2000. – 656 с.
2. Кашуба, М.В. Георгий Конисский / М.В. Кашуба. – М.: Мысль, 1979. – 173 с.
3. Гусоўскі Мікола // Беларусь: энцыклапедычны даведнік / Рэдкал. Б.І. Сачанка (гал. рэд.) і інш.; Маст. М. В. Драко, А. М. Хількевіч. – Мінск: БелЭн, 1995. –С. 256.
4. Дашкевич, Е. Философия Евфросинии Полоцкой / Е. Дашкевич, А.Г. Волнистый // Духовные ипостаси Евфросинии Полоцкой: историческая и современная: материалы международной научной конференции, Минск, 12 мая 2016 г. / Белорусский национальный технический университет; ред. А.И. Лойко. – Минск, 2016. – С. 157 –158.
5. Доўнар, Т.І. Андрэй Волан (Волян) – беларускі філосаф і правазнаўца XVI стагоддзя / Т.І. Доўнар // Юстыцыя Беларусі. – 2012. – № 8. – С. 75–77.
6. Івашчанка, Н.А. Этыка–педагагічныя погляды Еўфрасініі Полацкай / Н.А. Івашчанка // Роль женщин в укреплении местных сообществ: материалы Республиканской научной конференции (Путришки, 12 февраля 2011 года) / ред. кол.: Л.В. Кашенкова, А.В. Финогенова, Н.И. Черкес. – Гродно, 2011. – С. 39–44.
7. Кимелев, Ю.А. Философия религии: систематический очерк / Ю.А. Кимелев. – М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. – 424 с.
8. Козел, А.А. Философия / А.А. Козел, Л.Е. Лойко, И.А. Рябков, А.И. Татарников. – Минск: Академия МВД РБ, 2006. – 416 с.
9. Копцева, Н.П. Философия религии / Н.П. Копцева. – Краясноярск: Красноярский государственный университет, 1999. – 120 с.
10. Лагуновская, Е.А. Духовные ценности в процессе формирования белорусской государственности / Е.А. Лагуновская // Веснік БДУ. – 2008. – № 3. – С. 41–46.
11. Лазаревич, А.А. Национальная философия как феномен культурно–цивилизационного развития / А.А. Лазаревич // Журнал Белорусского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 4–9.
12. Лойко, Л.Е. Философия / Л.Е. Лойко. – Мн.: Академия МВД, 2011. – 245 с.
13. Мельнікаў, А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі. Жыццё, спадчына, светапогляд / А. А. Мельнiкаў. – Мінск: Беларуская навука, 2000. – 459 c.
14. Парэцкі, Я.І. Сымон Будны / Я.І. Парэцкі. – Мінск: БДУ, 1975. – 168 с.
15. Подокшин, С.А. Философская мысль эпохи Возрождения в Белоруссии: от Ф. Скорины до Симеона Полоцкого / С.А. Подокшин. – Минск: Навука i тэхніка, 1990. – 288 с.
16. Робинсон М. А. Заметки к биографии и творчеству Симеона Полоцкого / М.А. Робинсон, Л.И. Сазонова // Русская литература. – 1988. – № 4. – С. 134–141.
17. Саверчанка, І.В. Сымон Будны – гуманіст і рэфарматар / І.В. Саверчанка. – Мінск: Універсітэцкае, 1993. – 223 с.
18. Сачанка, Б.І. Мысліцелі і асветнікі Беларусі / Б.І. Сачанка. – Мінск: БелЭн, 1995. – 672 с.
19. Сокал, С.Ф. Волан Андрэй // Асветнікі зямлі Беларускай: Х – пачатак ХХ стагоддзя: энцыклапедычны даведнік / гал. рэд. Г. П. Пашкоў. – Мінск: БелЭн, 2006. – С. 97–98.
20. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.
21. Степин, В.С. Философия и универсалии культуры / В.С. Степин. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 408 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты