Скоростно-силовые способности и методика их направленного развития в физическом воспитании
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Скоростно-силовые способности и методика их направленного развития в физическом воспитании»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Скоростно-силовые способности и методика их направленного развития в физическом воспитании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
Глава 1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Глава 1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Глава 2. Методика направленного развития скоростно-силовых способностей детей школьного возраста
2.1. Основные средства для направленного развития скоростно-силовых способностей
2.2. Методы, используемые для развития скоростно-силовых способностей
2.3. Контроль за уровнем развития скоростно-силовых способностей у учащихся различного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Радикальные изменения в отечественной системе физического воспитания школьников обуславливают острую необходимость разработки личностно-ориентированных методик и инновационных технологий, целенаправленных на эффективность оздоровления, физического развития, существенного повышения физической и функциональной подготовленности, полноценного освоения базовых видов физических упражнений
Одним из важнейших направлений в достижении положительных сдвигов, по мнению большинства специалистов, является приоритетная роль и высокая значимость физической подготовки школьников разного пола и возраста, основанной на необходимость развития и совершенствования всего набора психомоторных качеств.
Среди физических качеств обуславливающих выполнения большинства циклических, ациклических и смешанных видов физических упражнений, осваиваемых школьниками в процессе физического воспитания, всецело, определяющих формирование их биодинамических и кинематических характеристик, требующих глубокого осмысления являются скоростно-силовые способности.
Данная психомоторика имеет сложные функциональные характеристики, выражена и детерминирована наследственными программами, имеет строго индивидуализированное содержание компонентного состава и требует в своем развитии конкретизированных, главным образом, плиометрических и эксцентрических (используя цикл растяжение - сокращение упругой деформации работающих мышц), на основе применения избирательных средств тренировочного воздействия.
Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияет на формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т. п.
Цель: изучить скоростно-силовые способности и методику их направленного развития в физическом воспитании
Задачи:
1. Охарактеризовать скоростно-силовые способности
2. Проанализировать основные средства для направленного развития скоростно-силовых способностей
3. Определить методы, используемые для развития скоростно-силовых способностей
4. Провести теоретический анализ контроля за уровнем развития скоростно-силовых способностей у учащихся различного возраста
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников.
Курсовая работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованных источников. Курсовая работа содержит 26 страниц, 15 использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы производить максимально возможный импульс в кратчайшие сроки. Он определяется как работа, разделенная на время, где работа определяется как сила x расстояние. Следовательно, сила скорости определяется как сила x расстояние, деленная на время (мощность). Скоростная сила характеризуется тремя отдельными компонентами: стартовой силой, взрывной силой и реактивной силой.
Олимпийские подъемы (рывки и толчки) и их производные имеют потенциал для выходной мощности выше, чем «силовые» подъемы (приседания, жим лежа, становая тяга). Это наиболее распространенные упражнения, используемые для развития скоростной силы. Другие упражнения, такие как жим лежа (на тренажере Смита) и приседания с многократным повторением прыжков, могут стать альтернативой или дополнением к традиционным движениям тяжелой атлетики для развития скоростной силы и для спортсменов с более низким уровнем силы. Мощность, производимая во время приседаний с прыжком или бросков в жиме лежа, на самом деле может превышать мощность многих упражнений.
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят:
1) быструю силу;
2) взрывную силу [1].
Скоростно-силовые качества – это навыки человека к проявлению максимальных своих усилий в наиболее короткий временной промежуток, при этом удерживается оптимальная амплитуда движений. Эта способность еще называется «взрывная сила». Скоростно-силовые качества находятся в зависимости от:
- от того, в каком состоянии нервно-мышечный аппарат,
- от абсолютной силы мышц,
- от того, могут ли мышцы быстро наращивать усилия в начале движения.
Глава 2. Методика направленного развития скоростно-силовых способностей детей школьного возраста
2.1. Основные средства для направленного развития скоростно-силовых способностей
Для эффективного развития скоростно-силовых способностей необходимо учитывать их физиологические особенности. В первую очередь необходимо обратить внимание на чувствительные периоды развития. Для силы это от 13-14 до 16-17 лет. В последующие годы (до 18-20 лет) темпы его роста замедляются. Для скорости это время 9-12 лет. В этом возрасте преимущество тренировки детей перед теми, кто не занимается спортом, особенно велико. Если в это время не развивать скорость, то в последующие годы возникшее отставание устранить сложно. Поэтому ученикам важно сохранять скорость, а после 17 лет начать повышать ее значение и уровень силовых способностей.
Скоростно-силовые способности, как гласит сам термин, проявляются в действиях, где наряду с силой требуется высокая скорость движений (легкие прыжки и метания, спринт, бокс, рывок штанги и т. д.). Некоторые из этих проявлений силы и скорости называют взрывной силой. Этот термин обозначает способность достичь максимума отображаемой силы по ходу движения в кратчайшие сроки (оценивается, в частности, по показателю скорости-силы - отношению максимального значения силы в данном движении ко времени достижения этого максимума).
Известно, что развитие скоростно-силовых способностей в той или иной степени обусловлено развитием собственно силовых способностей. При этом максимальные показатели скорости движений не прямо пропорциональны максимальным проявлениям силы. Напротив, с механической точки зрения они находятся в обратной зависимости - согласно так называемому «основному уравнению динамики мышц» А. Хилла [6].
Методический подход основан на использовании тонизирующего следового аффекта, который будет создаваться путем преодоления повышенной нагрузки непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов тяжелой штанги перед прыжком или броском может способствовать увеличению мощности в прыжках или метаниях. Фактором, способствующим этому, является, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышечное возбуждение. Эффект этот непостоянный, достигается только при адекватной регулировке тонической нагрузки и следующем интервале отдыха.
Как следует из определения силовых способностей, средством их развития являются физические упражнения с повышенной отягощенностью (сопротивлением), которые целенаправленно стимулируют повышение степени мышечного напряжения. Такие средства называются силовыми. Они делятся на две большие группы - основные и дополнительные.
Заключение
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании мяча) возрастает значимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят:
1) быструю силу;
2) взрывную силу.
Взрывную силу можно подразделить на две составляющие: стартовую силу и ускоряющую. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстроту развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.
Сенситивными периодами развития скоростно-силовых способностей у мальчиков являются периоды от 10 до 11 лет и с 14 до 16 лет, а у девочек – с 9 до 10 лет и с 13 до 14 лет.
В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения. У детей школьного возраста используются упражнения с внешними отягощениями и упражнения с преодолением массы собственного тела.
Выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.
Основными методами для развития скоростно-силовых способностей среди методов строго регламентированного упражнения являются метод непредельных усилий, метод динамических усилий, «ударный» метод, а также метод круговой тренировки. Эффективным является также использование игрового и соревновательного методов.
1 Гизатулина, А. А. Основы развития и совершенствования основных физических качеств / А.А. Гизатулина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. - №.6. – С. 4-12
2 Головин, В.А. Физическое воспитание: Учебник / В.А. Головин; Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова. – М.: Высш. школа, 1983, - 391 с.
3 Курамшин, Ю.Ф.Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина.- 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.
4 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
5 Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 3-е изд. - Москва: Советский спорт, 2009. – 199 c.
6 Шутьева, Е. Ю., Зайцева, Т. В. Воспитание скоростно-силовых способностей у учащихся на уроках физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5. – С. 14-19
7 Рябинин, С. П., Шумилин, А. П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учеб. пособие. - Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.
8 Гогунов, Е. Н., Мартьянов, Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
9 Лубышева, Л.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе // Теория и практика физ. культуры. 2011. № 5. С. 36-41.
10.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник, для студ.институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
11 Поливаев А.Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки / А.Г. Поливаев, А.А. Гераськин, И.Н. Григорович // Омский научный вестник. - 2010. - № 6-92. - С. 179-182.
12.Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников/ А.А. Гужаловский. - Мн.: Народная асвета. - 1978. – 325 с.
13 Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Труды ученых социалистических стран / под ред. Л.П. Матвеева. М., 1984. С. 211-224.
14 Брискин, Ю.А. Система мониторинга скоростно-силовых способностей // Ю.А. Брискин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. - №.4. – С.48-53
15 Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей : учебн. пос. / В. А. Романенко. - Донецк, 2005. - 290 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты