Психологические особенности лиц совершающих уголовные преступления
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности лиц совершающих уголовные преступления»
по дисциплине: «Психология»
2021
23.00 BYN
Психологические особенности лиц совершающих уголовные преступления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
1 Проблема изучения лиц совершающих уголовные преступления в психологической науке
1.1 Особенности семейного развития и характера лиц, совершающих уголовные преступления
1.2 Специфика «Я-концепции» у людей, совершающих уголовные преступления
1.3 Специфика психических свойств и состояний у преступников
Список использованных источников
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время негативные тенденции общественного развития, нестабильность социально-экономической ситуации в обществе вызывают значительный рост асоциальных проявлений. В связи с этим научный интерес сосредоточен на выявлении социальных процессов и явлений, порождающих преступность, на углубленном изучении их личности и субъективных причин совершения уголовных преступлений. Комплексное исследование психологических особенностей лиц, совершающих уголовные преступления, послужит основой для разработки предупредительных мер.
Для принятия коррекционных мер в отношении того или иного преступника (в целях удаления его с преступного пути) нужно, во-первых, знать, что именно в его личности послужило корнем его преступления и каким изменениям должны подвергнуться эти элементы его личности, а во-вторых, – какого рода психологическому воздействию должен он подвергнуться для того, чтобы было достигнуто то именно изменение его личности, которое необходимо в общественных интересах. Для решения этих вопросов необходимо выяснить, к какой разновидности психологического типа принадлежит данный субъект, и иметь ряд общих сведений о присущих представителям этой разновидности криминогенных особенностях и о целесообразных способах воздействия на них. Знание уровня, динамики, состояния и структуры преступного поведения позволяет разработать и осуществить четкие специально направленные криминологические мероприятия с целью улучшения криминологической обстановки.
Проблема преступности получила освещение в трудах Ю.М. Антоняна, А.А. Габиани, М.Н. Голоднюк, В.Н. Зырянова, И.В. Корзуна, В.А. Серебряковой, Е.В. Середы и др. При этом почти все исследователи подчеркивали особую значимость социальных условий жизнедеятельности на совершение уголовных преступлений. Изучение преступного поведения как социального явления занимались В.Н.Кудрявцев, В.С. Собкин и др. В соответствии с теориями, в основе которых лежат социальные факторы преступного поведения, существенными причинами являются деформации нравственного и правового сознания отдельных субъектов, что связано с противоречивостью положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения, с другой, из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью. Также причиной деформации нравственного и правового сознания является устойчивая сила стереотипов противоправного и безнравственного мышления и поведения отдельных индивидов.
1 Проблема изучения лиц совершающих уголовные преступления в психологической науке
1.1 Особенности семейного развития и характера лиц, совершающих уголовные преступления
Семейное воспитание является одним из важнейших факторов нравственного формирования личности. В этой связи представляет научный интерес изучение особенностей семейного развития лиц, совершающих уголовные преступления. По мнению А.Г. Ковалева основные причины преступности в большинстве случаев кроются в семье. Причем семья сейчас переживает выраженные трудности. Отмечается тенденция к возрастанию количества неблагополучных семей, деформация моральных ценностей и ориентации, увеличение бездуховности, снижение педагогического и воспитательного потенциала в подготовке молодого поколения к жизни в семье. При этом снижается ответственность родителей за условия воспитания детей, при этом недостаточно реализуется психолого-педагогическая подготовка к осуществлению воспитания молодого поколения. Выраженный духовный потенциал, который накоплен человечеством, не может реализоваться на практике в условиях семейного воспитания [1, с.51].
Психологическими условиями и детерминантами совершения уголовных преступлений выступает отчуждение человека в семье. Установлено, что большая часть преступников находится на некоторой социально-психологической дистанции вдали от общества и у них не сформированы нравственно-правовые ценности. Эти люди отчуждены как от общества, так и от отдельных групп (в частности от семьи, от трудового коллектива, и от друзей и т.д.). Потому что существенно ослабли связи с ними. Если рассматривать в психологическом плане отчуждение, то оно представляет собой уход человека от способов межличностного взаимодействия, которое имеет выраженные психологические и социальные последствия, особенно в проявлении криминогенного поведения.
О.Н. Нешитой были описаны разные аспекты отчуждения личности, которые имеют значение для понимания определенных социально-психологических причин совершения преступного поведения [2, с. 245]:
1) отчуждение препятствует усвоению социальных норм, которые регулируют поведение личности в обществе. Нормы, которые не усвоены личностью, не могут стать составной частью в структуре ее внутреннего мира, а представляют собой «чужие», причем не обязательные для исполнения. Многие лица, которые совершают уголовные преступления, не понимают, из-за чего их осудили, хотя они понимают, какой закон они нарушили. При этом резко уменьшается степень воспитательного воздействия наказания;
1.2 Специфика «Я-концепции» у людей, совершающих уголовные преступления
Конечный продукт процесса самопознания – это динамическая система репрезентаций человека о самом себе, которая сопряжена с их оценкой и названа термином Я-концепция. До настоящего времени содержание понятия Я-концепция и его объем остается дискуссионным.
А.Н. Леонтьев предлагает определять «Я-концепцию» личности как устойчивое самоотношение, имеющее выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций [8, с.304].
Согласно подходу Л.М. Фридмана, «Я-концепция» – это своеобразная когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует новую информацию относительно данного аспекта «Я» [9, с.78].
А.Н. Пастушеня отмечает, что понятие Я-концепции обозначает относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную систему представлений индивида о самом себе, целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе (и в этом плане Я-концепция рассматривается как установка по отношению к самому себе). Этот образ включает ряд компонентов: когнитивный (образ своих качеств), эмоциональный (самоуважение либо самоуничижение и т.п.), волевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение). Я-концепции рассматриваются в нескольких ракурсах: реальное Я - представление о себе в настоящем времени; идеальное Я - то, каким человек считает он должен быть; динамическое Я — то, каким намерен стать и т.д. [10, с.39].
Специфика «Я-концепции» у людей, совершающих уголовные преступления, имеет специфические особенности, отличающие их от законопослушных граждан.
Важнейшей особенностью «Я-концепции» у людей, совершающих уголовные преступления, является позитивное самовосприятие себя как субъекта такого деяния. Оно выражается не только в самооправдании, но и в приписывании себе положительных черт, требуемых для такого рода действий. Это явление можно назвать согласованностью собственного «Я-образа» с образом человека, для которого приемлемо совершить преступное деяние. Такая согласованность ослабляет или исключает переживание чувства вины, стыда за совершение противозаконных действий. Некоторые закоренелые преступники проявляют противоречивую самооценку и обнаруживают подсознательную протестную или самоуничижительную мотивацию: они совершают деяния как бы наперекор здравому смыслу, рискуя обречь себя на страдания, чтобы отомстить своей судьбе за перенесенные лишения и наказания
1.3 Специфика психических свойств и состояний у преступников
Многие преступления могут совершаться лицами импульсивно. В данном случае выражено влияние определенных бессознательных побуждений, которые формируются под влиянием психических свойств и состояний. У лиц, совершающих уголовные преступления, в виде одного из аспектов приемлемости определенного противозаконного способа поведения выступает положительная эмоциональная насыщенность впечатлений, которая может быть выражена в предвосхищении позитивных эмоций в ходе совершения акта противозаконного деяния или при наличии достижения желаемого результата.
В рамках изучения юридической психологии ключевое значение имеют следующие психические состояния: тревога и тревожное состояние, страх, состояние стресса, фрустрация, разные виды опьянения, состояние аффекта.
Признаками тревожного состояния оказываются выраженные изменения привычных стратегий поведения, движений, мимики, особенностей речи, функционирования работы внутренних органов, частоты сердечных сокращений, повышение или снижение артериального давления, изменение ритма дыхания, повышение интенсивности потоотделения, изменение режима сна и бодрствования. При этом состояние повышенной тревожности может отрицательно воздействовать на навыки критического анализа имеющейся ситуации, при этом лишает человека, которое совершило правоотношение, определенной возможности анализировать ситуацию и сознательно принимать решение. Испытываемое состояние тревоги часто учитывают при разбирательстве ряда уголовных, а также гражданских дел. Это состояние тревоги учитывают в уголовном судопроизводстве при анализе психического состояния обвиняемого в качестве обстоятельства, которое может смягчить наказание, при расследовании ряда уголовных дел, которые связаны с самоубийствами, и при разрешении гражданско-правовых споров, которые связаны с возмещением морального вреда гражданину, который перенес ряд нравственных и физических страданий [14, с. 123].
Схожим по психологическому содержанию к состоянию тревоги является состояние страха. При разбирательстве материалов уголовного дела установление факта состояния страха у потерпевшего может играет роль при анализе в суде уголовных дел о ряде преступлений, которые содержат угрозы, запугивания, а также при разрешении гражданско-правовых дел о признании фиктивности и недействительности сделок, которые были совершены под влиянием страха угрозы, а также под влиянием заблуждения, о том, что лицо не понимало значения своих действий и не могло руководить ими. Доказательством при анализе этих дел является факт наличия того, что потерпевший реально пережил состояние страха.
Также одним из значимых состояний, которые имеют отношение к рассмотрению уголовных дел, является фрустрация. Фрустрация не может быть рассмотрена как повод для освобождения виновного от несения ответственности за совершенное уголовное преступление, но это состояние может рассматриваться как некоторое смягчающее обстоятельство, когда для обвиняемого были созданы фрустрирующие условия, в ответ на которые он и совершил уголовное преступление.
Состояние алкогольного, а также наркотического опьянения может быть описано нарушением сознательной, познавательной, двигательной деятельности, а также нарушением психических процессов памяти, внимания, восприятия. Состояние опьянения оказывается практически непредсказуемым – нельзя предсказать, каким образом химическое вещество может оказать влияние на психическую деятельность человека. Поэтому очень непредсказуемым является эмоциональное состояние лиц, которые употребили алкоголь или наркотики. В подобном состоянии у них может развиться широкий спектр психических и эмоциональных состояний – от депрессии до чрезмерной эйфории, от апатии до гнева. В этом измененном состоянии человек и может совершить преступление [15, с. 40].
1 Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / А.Г. Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 2008. – 136 с.
2 Нешитая, О. Н. К вопросу о влиянии семьи как одной из основных причин преступности несовершеннолетних / О. Н. Нешитая, О. Н. Баженов. // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – Москва : Буки-Веди, 2015. – С. 245-247.
3 Матафонова, Т.Н. Подростковая преступность как проблема современного общества / Т. Н. Матафонова, Л. Н. Золотарева, Е. В. Колесникова [и др.] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 4-6.
4 Ахвердова, О.А. Психология преступной личности // Криминальная психология: теоретические и методологические аспекты науки / О. А. Ахвердова [и др.]. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2009. – С. 58–67.
5 Аминов, И.И. Юридическая психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И. И. Аминов [и др.]. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 109–112.
6 Антонян, Ю. М. Криминология. Избранные лекции. – М. : Логос, 2004. – С. 90–94.
7 Еникеев, М. И. Типология личности преступников / М.И. Еникеев // Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учеб. для вузов. – М. : Норма, 2005. – С. 297–300.
8 Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М. : Педагогика,1972. – 412 с.
9 Фридман, Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и вос¬питателей / Л. М. Фридман. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 480 с.
10 Пастушеня, А.Н. Индивидуальная профессиональная концепция специалиста: структурно-функциональная и содержательная характеристика / А.Н. Пастушеня // Психологический журнал (РБ). - 2007. - № 3. – С.38-48.
11 Полянская В.А. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности в судебно-следственной практике / В.А. Полянская // Сибирский юридический вестник. – 2008. – № 4. – С. 107 – 111.
12 Кадыров, Р.В. Психологические особенности осуждённых, совершивших преступления сексуального характера / Р.В. Кадыров, Е.В. Янкина // Социосфера. – 2010. – № 4. – С. 104–112.
13 Свободный Ф.К. Диагностика информированности личности о расследуемом событии в процессе судебной психологической экспертизы / Ф.К. Свободный // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2015. – № 13-1. – С. 135 – 137.
14 Сладкова Н.А. Организация работы психолога в условиях амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы / Н.А. Сладкова // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 3. – С. 123 – 127.
15 Сергеева О.С. Использование специальных познаний в процессе доказывания по уголовному делу: условия эффективности / О.С. Сергеева // Российский следователь. - 2017.–- № 18. – С. 40 – 44.
16 Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2009. – 213 с.
17 Пастушеня, А. Н., Урбанович А. А. Юридическая психология : учеб. пособие. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2015. – С. 62–66.
18 Спасенников Б.А. О признаках симуляции психических расстройств подследственными / Б.А. Спасенников // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2017. – № 3 (39). – С. 65 – 68.
19 Терещенко А.Г. Диагностика индивидуально-психологических особенностей потерпевших по делам о половых преступлениях в судебно-психологической экспертизе / А.Г. Терещенко, И.С. Бубнова // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 2. – С. 49 – 52.
20 Соколова О.А. Использование результатов экспертиз и исследований в раскрытии и расследовании преступлений / О.А. Соколова // Российский следователь. – 2015. - № 1. – С. 5 – 10.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты