Республика Беларусь-унитарное государство
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Республика Беларусь-унитарное государство»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Республика Беларусь-унитарное государство
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Форма государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Административно-территориальное устройство Республики Беларусь по областям.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Форма государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Административно-территориальное устройство Республики Беларусь по областям.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно теория государства и права выделяла в форме государства три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма правления показывает, кто и как правит, политический режим – каким именно способом осуществляется государственная власть, а форма государственного устройства показывает способ, в соответствии с которым население объединено на определенной территории, связь такого населения с государством в целом.
Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и так далее. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире при неравномерности социально-экономического развития разных территорий одного государства существует проблема распределения финансовых средств и полномочий между регионами. И каждая страна вынуждена решать эти проблемы в рамках той или иной формы территориального устройства.
На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными.
Унитарным (лат. unitas - единство) называется единое государство, территория которого для удобства управления делится только на административно-территориальные единицы (области, районы, воеводства и т.п.), не обладающие признаками государства. Все эти территориальные единицы управляются из единого центра. В унитарном государстве создается единая централизованная структура госаппарата, власть которого распространяется на всю территорию государства. К унитарным государствам относится: Великобритания, Греция, Франция, Литва, Испания, Боливия, Куба и многие другие.
Целью курсового исследования является характеристика Республики Беларусь как унитарного государства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие формы государства и формы государственного устройства;
- охарактеризовать понятие и признаки унитарного государства;
- охарактеризовать Республику Беларусь как унитарное государство.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Категория «форма государства» выступает одной из наиболее важных содержательных характеристик в правовой науке. Ее методологическое значение было отмечено еще И. Кантом, который рассматривает форму государства как «принцип упорядочивания, синтезирующего материю государственности. Все, что стабильно, стабильно в состоянии, относится в основном к его форме» [1, с. 255].
Форма отражает наиболее общие признаки определенного класса явлений, способа организации конкретных явлений, в данном случае – государства. В зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, формируется представление о государстве в целом, т.е. его содержании и сущности. Именно поэтому исследованию формы государства традиционно уделяется особое внимание.
Однако в правовой науке до сих пор нет единого мнения о форме государства. Еще классики государствоведения замечали, что «доктрина различия между состояниями или государственными формами столь же шатка и нестабильна, как определение концепции государства» [2, с. 221].
В работах авторов советского периода подчеркивался приоритет содержания и классовой сущности государства над его формой: «Классовая сущность государства предопределяет соответствующее содержание в пределах конкретного исторического типа и тем самым – основные черты его формы. Если сущность оказывает непосредственное влияние на главные стороны формы государства, то опосредованно, через содержание она воздействует на другие черты, конкретизирующие эту форму и отличающие её от других форм. Это объясняется тем, что содержание богаче и подвижнее, чем сущность. Глубинные, сущностные связи держат содержание и форму государства в определенных качественных границах» [3].
Современные исследователи также нередко преувеличивают детерминированность формы государства: «Форма государства всегда выступает прямым выражением сущности и содержания. В чем суть и содержание (функции) государства, такова, в конечном итоге, его форма» [4, с. 162].
Вместе с тем, не существует строгой взаимосвязи между формой государства и содержанием, или функциями, государственной власти. И правовое, и полицейское государство допускают республиканскую и монархическую формы правления, унитарное и федеративное территориальное устройство. Государственная власть в форме монархии и в форме республики может решать одни и те же задачи. Социальная направленность государственной политики, «покровительские» функции государства возможны в условиях и демократического, и авторитарного государственных режимов.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
Унитарное государство – это простая форма правления. Изучение унитарной формы государственного устройства приобретает особую актуальность в наше время, поскольку в связи с национальными, государственно-территориальными факторами, а также спецификой социокультурных обстоятельств в различных регионах мира [15, с. 69].
Изучение унитарной формы государственного устройства приобретает в наше время особую актуальность, так как обусловлено национальными, государственно-территориальными факторами, а так же спецификой социально-культурных обстоятельств в различных регионах мира.
Мировая история свидетельствует, что вопрос о едином, простом, унитарном государстве, несмотря на критику ряда государствоведов не потерял своей актуальности, ибо в современном мире большинство государств имею унитарную форму государственного устройства. Эти государства, как показывает практика более юридически прочные, жизнеспособные, правовые и демократические государства, чем многие федеративные государства. К числу таких государств относятся: Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия и другие, которые избрали унитарную форму государственного устройства [15, с. 70].
Унитарное государство – это единое суверенное государство, на всей территории которого действует единая конституция, единые органы власти (законодательной, исполнительной и судебной) и единое законодательство [10, с. 251].
А.Е. Иринин унитарное государство определил как простое единое государственное образование, формирующееся, как правило, из равноправных административно-территориальных единиц, подчиненных центральной власти и не обладающих признаками государственного суверенитета, в котором большинство населения обладает единым правосознанием [15, с. 70].
Некоторые авторы, давая определение унитарного государства, включили в него признаки данного явления. Г.Н. Андреева отмечает, что «унитарное государство – это государство, имеющее единственную конституцию, единое законодательство, единый бюджет, единую централизованную систему органов государственной власти, единую судебную систему, территорию, разделенную на административно-территориальные единицы, единое гражданство, единые символы государства» [16, с. 495]. Думается, что данное определение перечисляет признаки государства без уточнения формы его государственного устройства. Кроме того, не во всех унитарных государствах есть конституция, что при такой трактовке исключает из списка унитарных государств, например, Великобританию.
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
Республика Беларусь является именно унитарным государством. Ст. 1 Конституции Республики Беларусь определено, что Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство [18].
С точки зрения формы государственного устройства Беларусь является единым (унитарным) государством, т.е. она не имеет в отличие от федераций в своей внутренней структуре других государств. В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство, один коллегиальный законодательный орган. Унитарное государство имеет административно-территориальное деление [19, с. 124].
Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство. Правовой статус Правительства Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти напрямую вытекает из принципа разделения властей, который, как уже отмечалось, закреплен в ст. 6 Конституции Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь осуществляет государственную власть наравне с Президентом Республики Беларусь, Национальным Собранием, а также судами. Часть 1 этой статьи устанавливает, что исполнительная власть в нашем государстве осуществляется Советом Министров Республики Беларусь [20]. Рассматривая Правительство как центральный орган исполнительной власти Республики Беларусь, следует отметить, что оно организует выполнение Конституции, законов, указов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, контролирует их выполнение органами исполнительной власти. Республики Беларусь, физические и юридические лица, находящиеся в ее подчинении. Однако правительство также должно рассматриваться в качестве административного органа, который принимает решения на своих заседаниях, которые впоследствии исполняются его подведомственными органами.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что Правительство – центральный орган государственного управления, если рассматривать его непосредственно в системе исполнительной власти. Главным же все же в сфере исполнительной власти выступает Президент Республики Беларусь. Не взирая на то, что законодательство Беларуси не содержит четкого указания на то, что Президент является главой исполнительной власти, однако все же юридически это имеет место быть. Именно Президент Республики Беларусь решает все кадровые вопросы при формировании Правительства Республики Беларусь, при определении его структуры, что свидетельствует о том, что фактически он выступает главой исполнительной власти [19, с. 115].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма государства – формально закрепленная и сложившаяся в результате политической практики организационно-функциональная структура государства, отражающая единство взаимосвязей всех сторон организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействия с населением. К основным сторонам (элементам) формы государства, образующим единство взаимосвязей, относятся: форма правления, государственный (политический) режим и территориальное устройство государства.
Форма государственного устройства – это внутреннее строение конкретного государства, административно-территориальная организация его государственной власти, которая определяет характер взаимоотношений между всеми составными частями государства, а также между центральными и местными органами власти.
Основными видами формы государственного устройства являются унитарное государство (простая форма государственного устройства) и федерация (сложная форма государственного устройства). Также к разновидностям формы государственного устройства можно отнести конфедерацию.
Унитарное государство характеризуется общими для всего государства органами, отсутствием суверенитета составных частей унитарного государства, объединенными вооруженными силами, территориальное деление носит политический и административный характер.
На сегодняшний день унитарными государствами являются Республика Беларусь, Италия, Испания, Польша, Греция, Финляндия и другие.
Итак, Республика Беларусь – унитарное государство, которое характеризуется разделением властей.
Совет Министров – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и руководящим системой, подчиненных ему органов государственного управления и других государственных органов.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь законодательную в Республике Беларусь.
1. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд, перераб. и доп. / В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
2. Гумплович, Л. Общее учение о государстве / Л. Гумплович. – СПб.: Питер, 1910. – 305 с.
3. Ермаков, Л.П. Теория формы государства в советской юридической науке: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / Л.П. Ермаков. – М., 1985. – 57 с.
4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. М.: Норма, 1999. – 315 с.
5. Котляревский, С.А. Власть и право. Проблемы правового государства / С.А. Котляревский. – М., 1915. – 135 с.
6. Чиркин, В.Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. – М.: Издательский дом «Артикул», 1997. – 352 с.
7. Денисов, А.И. Сущность и формы государства / А.И. Денисов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1960. – 67 с.
8. Бурлацкий, Ф.М. Ленин. Государство. Политика / Ф.М. Бурлацкий. –М.: Наука, 1970. – 522 с.
9. Керимов, Д.А. Сущность общенародного государства / Д.А. Керимов // Вестник ЛГУ. – 1971. – № 23. Вып. 4.
10. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
11. Дмитрук, В.Н. Теория государства и права: учебное пособие / В.Н. Дмитрук. – Минск: Амалфея, 1999. – 224 с.
12. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский [и др.]; под общ. ред. В.А. Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
13. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А. В.Малько. – М.: Юристъ, 2004. - 245 с.
14. Иванов, А.А. Теория государства и права / А.А. Иванов, В.П. Иванов. – М.: Норма, 2007. – 303 с.
15. Иринин, А.Е. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки / А.Е. Иринин // Закон и право. – 2007. – № 5. – С. 69–70.
16. Андреева, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г.Н. Андреева. – М.: Эксмо, 2005. – 650 с.
17. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
19. Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
20. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З с изм. и доп. // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. О Почетной грамоте Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, , 9 января 2004 г., № 12 с изм. и доп. // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2008 г., № 370-З с изм. и доп. // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь / В.Н. Дубовицкий. – Минск: Белорусская наука, 2006 г. – 141 с.
24. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июн. 2006 г. с изм. и доп. // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. Паречина, С.Г. Институт президентства: история и современность / С.Г. Паречина, Е.В. Матусевич. – Минск: ИСПИ, 2003. – 163 с.
26. Полещук, О.О. Президент Республики Беларусь в системе разделения властей / О.О. Полещук // Актуальные вопросы современной правовой науки: м-лы Межд. науч. конф. – Минск, 2011. – С. 227–229.
27. Лагун, Д.А. Президент Республики Беларусь – Глава государства / Д.А. Лагун // Основы конституционного строя Республики Беларусь: проблемы и перспективы: сб. м-лов III республиканской науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, Брест, 30 мая 2002 г. / Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Юридический факультет; под. ред. Б. М. Лепешко. – Брест, 2002. – С. 72–74.
28. Масловская, Т.С. Институт президентства в Республике Беларусь: автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.02 / Т.С. Масловская; Бел. гос. ун-т. – Минск, 2004. – 18 с.
29. Демичев, Д.М. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2004. – 351 с.
30. Тиковенко, А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика / А.Г. Тиковенко // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 1997. – № 1. – С. 33–34.
31. Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 154-З с изм. и доп. // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
32. О некоторых вопросах, связанных с изменением административно-территориального устройства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 март. 2014 г., № 128 // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
33. Об административно-территориальном устройстве г. Гомеля и Гомельского района: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 июн. 2014 г., № 267 // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
34. Жагоров, С.В. Административно-территориальное устройство Беларуси: история и современность / С.В. Жагоров // Актуальные проблемы развития экономики и образования: материалы III международной научно-практической конференции, Душанбе, 19–20 июня 2015 г. / Министерство образования и науки Республики Таджикистан, Союз «Таджикматлубот», Таджикский государственный университет коммерции, НОУ ВПО Центросоюза РФ, Сибирский университет потребительской кооперации, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации [и др.]. – Душанбе, 2015. – С. 363–365. – Библиография: 1 назв.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Форма государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Административно-территориальное устройство Республики Беларусь по областям.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Форма государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Административно-территориальное устройство Республики Беларусь по областям.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты