Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения марксизма
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения марксизма»
по дисциплине: «Философия и психология»
2021
45.00 BYN
Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения марксизма
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия и психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО МАРКСИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Классическая философия марксизма вступила на мировую арену в 40 – е годы XIX века в одной из самых передовых стран Европы – Германии. Основателями данной философии были Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), немецкие учёные, политические и общественные деятели, а теоретическими источниками – французский материализм XVIII века и немецкая классическая философия.
Учение Маркса и Энгельса стало переворотным событием в идейно-политической ситуации Европы второй половины XIX века. Философия марксизма изучала основополагающие проблемы сосуществования человека и мира, человека в мире людей, и человека с самим собой.
Марксизм закреплял и выражал идеалы пролетариата и ставил своей наиглавнейшей целью изучение теоретических основ освобождения порабощенного человечества.
Марксистское учение принципиально отличается от всех предшествующих философских течений. Оно представляет собой всестороннее исследование законов развития и создание на этой основе концепции нового экономического развития.
Судьба марксистской идеологии складывалась по-разному в различных государствах. В одних странах (например, СССР) он становится ведущей государственной идеологией, в других же оттесняется и вступает в конфронтацию с основной государственной идеологией, но везде марксистское учение оставило свой след в истории и оказало воздействие на политические настроения общества 70-90 годов XIX века.
Наиболее ощутимое воздействие марксизм оказал на политическую сферу стран мировой арены. Во многих странах мира существуют политические партии и организации, которые теоретической базой определяют философию марксизма. Марксизм оказал воздействие и на внеполитическую жизнь людей: культуру и науку, искусство и повседневность.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
Появление на мировой арене философии марксизма было обусловлено все исторической ситуацией мирового развития. Большинство стран Западной Европы и Россия к 30-40 годам XIX века переживают промышленный переворот, который приводит к коренным преобразованиям в техническом оснащении и организации производства, что в свою очередь, влечёт за собой стремительный прирост производительных сил и напряжённости производственных отношений [1, с. 112].
Массовый переход от ручного труда к машинному производству способствовал увеличению интенсивности и производительности труда, но происходило так называемое слиянием рабочего с машиной.
В каждой стране происходят перманентные экономические кризисы, которые приводят к угрожающим показателям в безработице и резкому снижению заработной платы работникам. Всё это приводит к напряжённой обстановке между классом пролетариата и классом буржуазии, ростом протестных реакций и возникновение конфликтных ситуаций, которые постепенно выливаются в масштабное рабочее движение на территории таких стран как Англия, Франция и Германия.
Такие новые экономические отношения не могли остаться незамеченными для прогрессивной общественной мыли стран капитализма и стали основой масштабной общественно-политической доктрины, которая получит название марксизм.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
Марксизм – это целостная система представлений о сущности и судьбах капиталистического способа производства и будущем развитии общества на базе общественной собственности на средства производства. Как теоретическая система он состоит из трех взаимосвязанных частей:
– диалектико-материалистической философии, исследующей универсальные законы развития природы, общества и человеческого мышления и разрабатывающей соответствующий метод исследования общественных процессов 3, с. 430.
– политической экономии, базирующейся на применении диалектического материализма к исследованию производственных отношений капитализма теории социализма, основанной на политической экономии марксизма и описывающей будущее развитии общества.
– теории социализма, основанной на политической экономии марксизма и описывающей будущее развитие общества.
Марксистская доктрина является совокупностью философской, экономической и социально-политической концепций, которые объединены общей идеей – идеей коммунизма как итога поступательного социально-экономического развития государства, и которое будет возможным только в результате насильственного общественно-политического переворота и прихода к власти диктатуры пролетариата, как единственно исторически справедливого класса под обязательным руководством коммунистической партии 11.
Для «отцов» марксизма Маркса и Энгельса их учение является и философской концепцией и социально-политической программой коренного преобразования существующего общественного строя. Научному анализу и практическому внедрению идей марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс посвятили всю свою жизнь.
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО МАРКСИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Марксизм – это продукт западной цивилизации, возникновение и создание которого относится к 40 годам XIX века, как учение, основанное на философских, экономических и социологических знаниях всей предшествующей эпохи 16, с. 185.
Сегодня очень трудно дать объективную трактовку философии марксима вне его привязки к исторической ситуации и контекстуального использования его постулатов ведущими политическими деятелями мира.
Марксизм пережил идолопоклонничество в годы советской власти, яростные споры и развенчание идеалов в годы постсоветской истории.
Не ценить высокое интеллектуальное наследие философии марксизма – непростительная ошибка для современного научного знания, так как идеи философии Маркса и Энгельса не относятся только к классу пролетариата, а так или иначе затрагивают каждого человека и заставляют его изучать основы этого яркого исторического феномена.
Марксизм как философская, политическая и общественная концепция имела огромное влияние на судьбы цивилизации в XX столетия.
Хотя не все в марксизме выдержала проверку временем, многие его идеи актуальны и в XXI веке. Несмотря на сложности реализации многие идеи марксизма во многом изменили облик мира, определив по своему влиянию большинство других философских систем.
Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой – всеобщего духовного опыта человечества 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, марксизм – это теория и идеология, мировоззрение, миросозерцание, система научных взглядов, экономическое, философское и политическое учение, идейное течение второй половины XIX века – начала XX века.
Философская концепция, созданная К. Марксом и Ф.Энгельсом, немецкими политическими и общественными деятелями, воплотила в себе прогрессивное наследие всего предшествующего развития мировой философской и общественной мысли с древней эпохи до современности. Мы выяснили, что марксизм как философское учение, имело существенные различия с другими известными традиционными системами и доктринами. В основе этих различий лежит постулат о единстве философского мировоззрения и социального развития общества.
Марксизм – это целостное и универсальное учение, что объяснило широту его распространения на мировой политической арене XIX – XX веков.
Ценность философии марксизма в его научной обоснованности взглядов на общественные отношения и переход от капиталистического устройства общества к коммунистическому с обоснованием и доказательностью данной модели.
В основе марксистской идеологии находятся представления Маркса и Энгельса об идеальной политической и экономической системы, в которой частная собственность и государство будут упразднены, а распределение материальных благ будет осуществляться добровольно и справедливо. В этом обществе не будет войн, социального неравенства и несправедливости.
Философия марксизма значительно повлияла на развитие обществознания в XIX–XXI веков. Многое в учении Маркса и Энгельса о социальных и производственных структурах общества сохранило свое значение и вошло в современные теории обществознания, как и результаты глубоких концептуальных обобщений.
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2012. – 592 с.
2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: И. Т. Фролов и др. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Республика, 2003. – 623 с.
3. Гарипов, Р. Р., Мухамадеев, Э. А., Римов, Д. Ф. Особенности марксистской социальной философии / Р. Р. Гарипов, Э. А. Мухамадеев, Д. Ф. Римов // Молодой ученый. – 2016. – № 30. – С. 429 – 431.
4. Глядков, В. А. Феномен марксистской философии / В. А. Глядков. – М. : Каф. философии, 2001. – 294 с.
5. Деборин, А. М. Введение в философию диалектического материализма [Текст] / А. М. Деборин. – М. : ЛИБРОКОМ, 2012. – 384 с.
6. История марксистской диалектики: От возникновения марксизма до ленинского этапа / Под ред. М. М. Розенталь. – М. : Мысль, 2012. – 535 c.
7. История философии ХХ века. Современная зарубежная философия: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. С. Колесникова. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 384 с.
8. Иус, А.Г. История и основы теории марксистской философии / А.Г. Иус. – Владивосток, 2001. – 155 с.
9. Кириленко, Г. Г. Философский словарь [Текст]: справочник студента / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М. : Слово : АСТ, 2002. – 704 с
10. Колганов, А. И. Что такое социализм? Марксистская версия / А. И. Колганов. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 616 с.
11. Липский, Б. И. Философия: учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – М. : Изд-во Юрайт, 2012. – 495 с.
12. Лутфрахманова, Д. У., Семенова, Э. Р. О законах диалектики / Д. У. Лутфрахманова, Р. О. Семёнова // Вестник научных конференций. – 2015. – № 3. – С. 79 – 80.
13. Мареев, С. Н, Мареева, Е. В. История философии : Учебное пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М. : Академический проект, 2003. – 880 с.
14. Новейший философский словарь / Сост. и главн. ред. А. А. Грицанов. – Минск : Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
15. Ойзерман, Т. И. Формирование философии марксизма. – 3-е изд./ Т. И. Ойзерман. – М. : Мысль, 1986. – 462 с.
16. Панин, А. В. Диалектический материализм и постпозитивизм / А.В. Панин. – М. : Московский государственный университет, 2013. – 240 c.
17. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. / А. Г. Спиркин. – М. : Юрайт, 2012. – 828 с.
18. Тагиров, С. Ф., Семенова, Э. Р. Марксистская философия истории / С. Ф. Тагиров, Э. Р. Семёнова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 1. – 5 (5). – С. 185 – 186.
19. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М. : Норма, 2005. – 928 с
20. Философия : Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. 4-е изд.; стереотипное. – М. : Гардарики, 2008. – 828 с.
21. Философия : Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристь, 2004. – 520 с.
22. Шептулин, А. П. Диалектический материализм / А.П. Шептулин. – М. : Высшая школа, 1995. – 305 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты