Глава 1. Этапы формирования грамматического навыка
1.1 Этап ознакомления
1.2 Этап тренировки
1.3 этап применения
Список использованных источников
Глава 1. Этапы формирования грамматического навыка
1.1 Этап ознакомления
Грамматика является неотъемлемой частью обучения иностранному языку. Не зная грамматики невозможно построить предложение и как результат невозможна коммуникация.
По мнению Л.В. Щербы, нельзя передать мысль при помощи набора лексических единиц, так как они лишь называют предмет или явление («Лексика – дура, грамматика – молодец») [1, с. 14].
Грамматика организует лексику, она пронизывает весь язык. Это каркас, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие смысл мысли. Целью обучения грамматики является формирование грамматического навыка.
Грамматический навык – это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить его соответственно нормам данного языка (все это – мгновенно) [2, с. 42].
Существует три основных этапа формирования грамматического навыка, но разные ученые дают различные названия данным этапам, но смысл от этого не меняется, наиболее распространенные термины это:
1. Ознакомление – знакомством с новым грамматическим явлением или конструкцией.
2. Тренировка – формальное применение с представленным новым грамматическим явлением.
3. Речевая практика – применение изученного явления на практике, его реализация в различных контекстах, изучение узких значений нового явления или конструкции.
Известный ученый-исследователь Е.И. Пассов, выделяет 5 стадий формирования грамматического навыка, но их формально можно объединить соответственно 3 этапам. Он выделяет: восприятие грамматического явления, имитацию, подстановку, трансформацию и репродукцию [3, с. 23]. Таким образом, ознакомительный этап – восприятие грамматического явления, имитация (введение нового грамматического явления); этап тренировки – подстановка, трансформация (формальное применение); этап практики – репродукция (использования изученного грамматического явления в различных коммуникативных ситуациях).
Рассмотрим более подробно первый этап. Наиболее часто встречающиеся названия данного этапа – ознакомительный, подготовительный и элементарный.
1.2 Этап тренировки
После знакомства с новым грамматическим явлением, происходит его тренировка в различных ситуациях общения, применяются его разнообразные формы. Формирование речевого грамматического навыка предусматривает развитие навыка относительно точного воспроизведения грамматического явления в обычных для его функционирования речевых ситуациях. А также развитие ее гибкости за счет изменения условий коммуникации, требующих адекватного грамматического оформления высказывания.
Данный этап условно можно разделить на две стадии:
1. Стандартизация. Её цель создать стабильную связь между грамматической формой и её функциями в употреблении в различных ситуациях аналогичных с первым этапом, т. е. сформировать своего рода речевой стереотип как навык переноса речевых действий в аналогичные ситуации общения. Ключевым типом упражнений являются условно-речевые ситуативные, но однотипные упражнения. Формирование у учащихся навыков относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях.
2. Варьирование. Из названия следует цель, которая заключается в формировании навыка гибкости, т. е. использование нового грамматического явления в разнообразных ситуациях, отличающихся от образца, развитие способности переноса, использования явления в новых ситуациях общения. Развитие навыка гибкости с помощью изменения условий коммуникации, требующих правильного грамматического оформления речи. Так как текст-образец демонстрирует лишь одну-две формы нового явления, а для выражения своих мыслей, идей, планов, для создания «своего» текста, этого будет недостаточно [4].
Из этого следует, что данный этап одинаково служит увеличению активных грамматических навыков, также способствует развитию понимания грамматического активного минимума при чтении.
От второго этапа зависит, как усвоиться грамматическое явление. Этап должен сочетать языковые упражнения (стандартизация, стереотипы) и условно-речевые готовить к самостоятельному и сознательному употреблению грамматических явлений в речи в разнообразных ситуациях общения. Необходимо найти баланс между этими типами упражнений от того зависит эффективность усвоения навыка. Нельзя использовать только один тип упражнений. Нужно выстраивать тренировочные упражнения таким образом, чтобы учащиеся при их выполнении понимали необходимость данного грамматического явления в тематически-ситуативном целом.
1.3 этап применения
Высший уровень развития грамматического навыка – это его применение в речи в различных ситуациях общения и во всех видах речевой деятельности (чтения, аудирование, говорение и письмо).
На данном этапе происходит переход от навыка к умениям, чему способствуют упражнения, которые активизируют грамматический материал. В упражнениях нет подсказок, шаблона, необходимо использовать явления в зависимости от обстоятельств общения, от ситуации. Такого рода упражнения могут быть на материале устных тем, просмотра кинофильма, прочтения книг или рассказов.
Используя аудиотекст, содержащий изученное грамматическое явление, учитель проверяет уровень усвоения материала учащимися, далее следует обсуждение проблемы, представленной в тексте. Тоже самое происходит при использовании печатного варианта текста.
Цель данного этапа использование изученного материала в речевой деятельности, его повторение, уход от примеров и образцов, изучение особенностей употребления нового грамматического явления в речи в разнообразных ситуациях общения.
Другими словами тренировка изучаемого явления продолжается, но выходит на новый уровень, применение в условиях координации его с другими действиями и явлениями. На данном этапе отсутствует механическое выполнение заданий и упражнений, а характерен анализ, сравнение, творческих подход. Происходит включение речевых навыков в различные виды речи – ориентирован на включение навыка тренируемого грамматического явления в речевые умения монологического и диалогического говорения. Для тренировки навыков необходимо выполнить ряд упражнений, «…закрепляющих действия по образованию грамматических форм слова или выбору формы из предложенных парадигм» [6, с. 93]. Итог изучения грамматического явления состоит в развитие речевых умений в целом, т. е. употреблении изученного материала в условно-речевых и подлинно речевых упражнениях с целью обмена информацией.
1. Щербы, Л.В. «О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета» // Труды 1-го съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях / Л.В. Щербы. – СПб., 1904. – С. 14–27.
2. Ситнов, Ю.А. Грамматические знания, навыки и умения в свете теории когнитивизма // ИЯШ / Ю.А. Ситнов. – 2005. – №7. – С. 42–49.
3. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка: учебное пособие / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 640 с.
4. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. – М.: Высшая школа, 2002. – 252 с.
5. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М., 2008. – 190 с.
7. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В.Л. Скалкин. – М., 1992. – 154 с.
8. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. – М.: "Высшая школа", 2004. ¬– 522 с.