Оптимизация взаимоотношений детей дошкольного возраста в трудовой деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оптимизация взаимоотношений детей дошкольного возраста в трудовой деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Оптимизация взаимоотношений детей дошкольного возраста в трудовой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №65, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
1.2 Характеристика взаимоотношений детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений оптимизации взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Период старшего дошкольного возраста представляет собой один из самых важных этапов в процессе развития благоприятных взаимоотношений у детей среди своих сверстников. Взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста складываются в процессе совместного взаимодействия и имеют зависимость от отношений между сверстниками одного возраста. При этом можно отметить, что процесс общения представляет собой некоторый вид сложной деятельности, которая заключается в процессе обмена информации между несколькими личностями, а также в взаимопонимании между партнерами в процессе взаимодействия.
В психологии и педагогике проблемой исследования общения и межличностного взаимодействия занимались ряд авторов, среди которых А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.А. Лабунская, М.И. Лисина и другие. Исследователи Т.А. Репина и В.С. Мухина доказали, что процесс развития взаимоотношений детей дошкольного возраста завершается только к концу дошкольного возраста, и делают ребенка или лидером и популярным среди своих сверстником, либо наоборот. В основном всегда ребенок дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками хочет приобрести личностную защиту в группе, этим объясняется стремление ребенка стать равноправной ячейкой или частицей общества среди ровесников и получать от них поддержку и понимание.
Для того, чтобы взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста складывались благополучно, чтобы дети приобретали навыки коммуникативного межличностного общения, это должно происходить в основном в учреждениях дошкольного образования, в совестных видах деятельности. Самым простым видом деятельности для реализации совместных действий является трудовая деятельность. В процессе совместной трудовой деятельности дети дошкольного возраста приобретают опыт дружеских взаимоотношений как между детьми своего пола, так и противоположного. Каким именно образом трудовая деятельность детей дошкольного возраста влияет на формирование и оптимизирует взаимоотношения между детьми является не достаточно изученным. По причине этого в данной работе остановимся на теме исследования «Оптимизация взаимоотношений детей дошкольного возраста в трудовой деятельности».
Объект исследования: взаимоотношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: оптимизация взаимоотношений детей дошкольного возраста в трудовой деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
«Трудовое воспитание и трудовая деятельность являются необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитывающиеся с раннего возраста в трудовом возрасте, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением служить самим себе» [2, с. 76].
Проблему развития трудовой деятельности в детском возрасте, приводящей к развитию других качеств личности, изучали многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук.
К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л. И Божович., А.Л. Венгер, а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
По мнению автора Л.В. Куцаковой: «Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в зачаточном состоянии и проявляется, прежде всего, как продуктивная имитационная деятельность. Появление трудовой деятельности часто происходит в связи с игрой или в процессе игры. Когда мы говорим о детском труде, мы признаем некоторую условность его проявления по сравнению с трудом взрослых. Ценность детского труда заключается в его воспитательной ценности. Своевременное вовлечение ребенка дошкольного возраста в посильный труд необходимо для его многогранного развития. Трудовая деятельность требует и развивает изобретательность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Трудовая деятельность воспитывает самостоятельность, развивает инициативу, ответственность, трудолюбие» [9, с. 214].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является опытно-эксперименталньое исследование оптимизации взаимоотношений у детей старшего дошколнього возраста в трудовой деятельности. Исходя из этого было проведено эксперименталньое исследование уровня и особенностей взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №65 н. Гродно».
Выборка исследования: эксперименте принимало участие 15 детей возраст которых 5-6 лет – старший дошкольный возраст (Приложение А).
Нами были отобраны методики для изучения особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста:
1) Методика определения ведущей формы общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина).
2) Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман).
Методика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым, разработанная М.И. Лисиной [9].
«Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Проведение обследования. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин» [9].
«Оценка результатов деятельности:
1. Высокий уровень: ребенок легко вступает во взаимодействие как со взрослым, так и со сверстниками. Выступления носят внеситуационный, личностный, социальный характер, есть высказывания оценочного мнения. Ребенок является инициатором разговора. Он чувствует себя расслабленным во время общения. Основным объектом внимания в первую минуту исследования является другой человек. Деятельность по отношению к объекту внимания проявляется в словесных выражениях, вопросах познавательного характера. Она отдает предпочтение разговорам на личные темы. Продолжительность взаимодействия 15 минут и более.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудовое воспитание и трудовая деятельность являются необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитывающиеся с раннего возраста в трудоспособном возрасте, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением служить самим себе. В трудовой деятельности ведущей деятельностью являются объективные и инструментальные действия, с помощью которых достигается результат. Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в зачаточном состоянии и проявляется, прежде всего, как продуктивная имитационная деятельность. Появление трудовой деятельности часто происходит в связи с игрой или в процессе игры.
В психолого-педагогической литературе межличностные отношения представляют собой отношения, которые переживаются субъективно между людьми и объективно находят свое отражение в проявлениях характера и манере поведения. Межличностные отношения складываются между людьми в процессе общей совместной деятельности. К межличностным отношениям относятся большое количество межличностных явлений и взаимодействий, которые классифицируют по трем направлениям: как люди воспринимают и понимают друг друга в процессе взаимодействия; каким образом люди воспринимают друг друга в процессе общения и взаимодействия и каким образом в этот момент складывается их поведение. Процесс развития межличностных отношений среди детей в учреждениях дошкольного образования имеет тесную взаимосвязь с самосознанием каждого ребенка, как личности. В период дошкольного возраста межличностные взаимоотношения проходят трудный процесс своего развития и становления, в котором выделяют три последовательных этапа (младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст). В старшем дошкольном возрасте ребенок осознает свои действия, а также имеет желания, стремления и мотивы, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже стремится оказать помощь своему товарищу, ровеснику, в чем-то уже уступить, пожертвую своими желаниями или интересами. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже приобретает некоторый сформированных опыт межличностного взаимодействия с ровесниками и со взрослыми.
1. Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т. Антонова //Дошкольное воспитание. – 2005. – №10. – С. 68.
2. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 418 с.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 2014. – 243 с.
5. Донцов, А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования / А.И. Донцов. – М.: Просвещение, 2014. – 420 с.
6. Карташова, Л. О самоорганизации детей в подвижной игре / Л. Карташова //Дошкольное воспитание. – 2011. – №11. – С. 31.
7. Коломинский, Я.А. О взаимоотношениях в группе детей / Я.А. Коломинский //Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 43.
8. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. – СПб.: Питер, 2012. – 367 с.
9. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3–7 лет / Л.В. Куцакова. – М.: изд. Москва – Синтез, 2015. – 285 с.
10. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с.
11. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Прогресс, 2010. – 420 с.
12. Осорина, М.В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2009. – 243 с.
13. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008. – 498 с.
14. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 148 с.
15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 319 с.
16. Сироткина, Л.П. Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности / Л. П. Сироткина // Молодой ученый. – 2018. – № 7 (193). – С. 187-189
17. Смирнова, Е.О. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников / Е.О. Смирнова, В.А. Бутенко // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 39.
18. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам / Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина // Вопросы психологии. –2008. – №3. – С. 54.
19. Смирнова Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С. 69.
20. Столетов, В.Н. Диалоги о воспитании / В.Н. Столетов. – М.: Педагогика. – 2008. – 271 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты