Профилактика сквернословия у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профилактика сквернословия у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Профилактика сквернословия у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Организация: Дошкольный центр развития ребенка №11 (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица в рамках наблюдения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица в рамках беседы с педагогами.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Упражнения и игры по развитию культуры речи и профилактики сквернословия у детей дошкольного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СКВЕРНОСЛОВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и определение понятий «сквернословие», «социальная норма», «речевая культура», «нецензурная лексика»
1.2 Сквернословие у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СКВЕРНОСЛОВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление детей дошкольного возраста, склонных к сквернословию
2.2 Программа профилактики сквернословия у детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современное белорусское образование сегодня испытывает трудности в воспитании культуры личности ребенка. Используемую ненормальную лексику, можно слышать везде: в семье, на улице и даже в учебных заведениях. Некоторые эксперты говорят, что сквернословие уже стало частью учебной программы «народной культуры». На наш взгляд, это лояльное отношение общества, пример взрослых позволяет детям использовать сквернословие. Так, например, ругательства уже можно услышать не только от школьника, но и от ученика детского сада. Особую тревогу вызывает тот факт, что современные дети не испытывают негативного отношения к нецензурным речам: выражают себя и свободно общаются с теми, кто клянется в их присутствии. Нецензурная лексика является частью семейной и школьной жизни, разрушает внутренний мир человека.
Проблему нецензурной лексики изучали такие лингвисты-ученые как: В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.И. Эльконин, В.Н. Кудрявцев, Л.А. Венгер, Л.Ф. Обухова и т.д.
Скандальные и ругательные слова широко распространены в детском окружении, в том числе и в среде дошкольников. Осваивая родной язык, ребенок слышит и повторяет разные слова, в том числе непристойные. Просто невозможно защитить от них ребенка. Каждый ребенок в возрасте трех лет подобен губке, которая впитывает в себя всю информацию, которая его окружает, сквернословие не являются исключением. Источники могут быть разными: интернет, телевидение, речь взрослых и родителей, детский сад.
При произнесении таких слов ребенок замечает особую реакцию на них со стороны взрослых, и это вызывает интерес к этим словам. Дошкольник начинает экспериментировать с непристойными выражениями. В 4-5 лет дети уже сознательно используют матерные слова. Если родитель ведет себя правильно, то со временем интерес ребенка к таким выражениям угасает. Ребенок понимает, что эти слова – «плохие», их нельзя произносить. Однако некоторые младшие дошкольники в своих речах фиксируют ругательства и выражения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СКВЕРНОСЛОВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и определение понятий «сквернословие», «социальная норма», «речевая культура», «нецензурная лексика»
В современном мире нецензурная брань приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова – всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Словесная распущенность приобретает ужасающие масштабы. Cквернословие – одна из проблем речи современных людей.
Сквернословие – это речь, наполненная непристойными выражениями, непристойными словами и ругательствами. Это явление имеет множество определений: нецензурная лексика, непечатные выражения, матерство, нецензурная лексика и др. и мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство – оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека [16].
Издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием — от слова «скверно». В словаре В. Даля, сказано: «скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное» [4, с. 314].
Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Этот порок – наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн разврата в честь Ваала и прочих идолов. Версия о том, что нецензурные слова достались нам от завоевателей со времен монголо-татарского ига не подтверждена историческими исследованиями.
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СКВЕРНОСЛОВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление детей дошкольного возраста, склонных к сквернословию
База практики: Дошкольный центр развития ребёнка №11 г, Гродно. Ул. Островского, 2. В исследовании приняли участие 23 ребенка дошкольного возраста в возрасте 4-5 лет. Выборка составила 7 мальчиков и 16 девочек. Также в исследовании приняли участие 5 воспитателей дошкольного учреждения в возрасте от 22 до 35 лет.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Объект исследования: сквернословие дошкольников как педагогическая проблема.
Предмет исследования: особенности профилактики сквернословия у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: эмпирически обосновать особенности профилактики сквернословия у детей дошкольного возраста.
Методики исследования:
1. Стандартизированное наблюдение за детьми во время занятий и прогулки (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сквернословие – это речь, наполненная непристойными выражениями, непристойными словами и ругательствами. Это явление имеет множество определений: нецензурная лексика, непечатные выражения, матерство, нецензурная лексика и др.
Воспитание культуры языка помогает нравственному воспитанию человека. Культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.
Культура речи связана с социальными нормами. Социальная норма – это совокупность паттернов, правил и образцов поведения и деятельности, которые направлены на сохранение устойчивости и регламентации взаимодействия между индивидами в рамках социальных групп и общества.
Сквернословие у детей представляет собой важную психологическую проблему, которая отражает особенности воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для родителей и педагогов данная проблема вызывает высокую обеспокоенность и требует более пристального внимания со стороны взрослых.
Профилактика сквернословия представляет собой малоизученную форму работы в рамках детского воспитания и, в конечном счете, формируется на основе таких показателей как формирование у ребенка определенного паттерна поведения и демонстрация собственного примера родителями и педагогами.
С целью формирования представлений об особенностях профилактики детского сквернословия в дошкольных учреждениях, нами было проведено эмпирическое исследование посредством наблюдения за детьми и беседы с педагогами. В ходе исследования нами были получены следующие результаты: наблюдение показало, что дети в основном не ругаются нецензурными словами;
1. Боровик, О.В. Развитие ребенка в дошкольном возрасте: Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112 с.
2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. – М.: Академия, 2009. – 243 с.
3. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 22-23.
4. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное писание / В. И. Даль. – Москва: «Астрель»: АСТ, 2007. – 352 c.
5. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 52-59.
6. Иванова, А.А. Развитие старших дошкольников / А.А. Иванова, Н.А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 136-138.
7. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка / И. Ильницкая, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С. 49-53.
8. Морозов В. Психология слова / В. Морозов. – СПб., 2000. – 244 c.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
10. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 271 с.
11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2004. – 265 с.
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – c. 736.
13. Оконишников А. Жизнь со словарем. Мистические корни сквернословия / А. Оконишников // Честное слово. – 2005. – № 7. – c. 22-27.
14. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / Воображение – В 2 т. – Т. 1 – М.: Академия, С.А. Рубинштейн. – 1999. – 344 – 360 с.
15. Стригунов Е. Матерщина / Е. Стригунов // Комсомольская правда. – 2002. – № 12 – c. 14-18.
16. Сухотерин В.Г. К воспитанию культуры речи: о сквернословии / В.Г. Сухотерин, Н.А. Удачина. – М.: Наука, 2003. – 212 c.
17. Чеурин Г. О влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов / Г. Чеурин. – М.: Наука, 2005. – 187 c.
18. Щербаков, А.И. Практикум по общей психологии / А.И. Щербаков. – М.: Академия, 2000. – 243 с.
19. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица в рамках наблюдения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица в рамках беседы с педагогами.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Упражнения и игры по развитию культуры речи и профилактики сквернословия у детей дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты