Формирование вычислительных навыков сложения и вычитания у младших школьников на уроках математики
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование вычислительных навыков сложения и вычитания у младших школьников на уроках математики»
по дисциплине: «Математика»
2021
45.00 BYN
Формирование вычислительных навыков сложения и вычитания у младших школьников на уроках математики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Математика
Организация: Средняя школа №32, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты выполнения диагностической работы (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты выполнения диагностической работы (контрольный этап).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
1.1 Сущность принципа индивидуального подхода в дидактике
1.2 Содержание начального курса математики и особенности его изучения
1.3 Применение индивидуального подхода на уроках математики
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ К УЧАЩИМСЯ 4 КЛАССА
2.1 Использование карточек при формировании вычислительных навыков в 4 классе
2.2 Серии индивидуальных заданий на уроках математики направленных на формирование вычислительных навыков и умений младших школьников
2.3 Организация и проведение исследования по формированию вычислительных навыков и умений младших школьников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальный подход – это гибкое использование педагогом различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса. Индивидуальный подход необходим как трудному, так и благополучному ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны. Поэтому когда индивидуальные особенности учащихся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в развитии: у них снижаются познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицательные качества как лень, безответственное отношение к учению. Слабые ученики в большей степени страдают от отсутствия индивидуального подхода.
В последние годы учителя стремятся так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят образовательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса.
Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на «среднего» ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.).
Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость осуществления индивидуального подхода к учащимся, он становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников.
В психолого-педагогической литературе индивидуальный подход рассматривается как: средство повышения эффективности обучения (В. И. Гладких, М. Д. Сонин), средство развития их познавательной активности и самостоятельности (И. Э. Унт, Е. С. Рабунский, Н. В. Промоторова, И. Б. Закирова), сочетание организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся (В. И. Загвязинский, Е. С. Рабунский, Т. М. Николаева, Л. П. Кныш).
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
1.1 Сущность принципа индивидуального подхода в дидактике
Гуманизация образования, ориентированного на самого человека как высшую ценность – ключевой момент нового педагогического мышления. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие воспитанника, уважение к его личности, интересов, индивидуальных особенностей. Необходимым условием эффективности педагогического процесса является индивидуальный подход к учащимся.
Индивидуальность – своеобразность черт отдельного учащегося, сумма лишь ему присущих качеств. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей. В их конкретном сочетании развивается целостная уникальная структура переживающей и действующей отдельной личности [16, c. 59.].
Индивидуальный подход позволяет повышать эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов и воспитателей. Эта особенность педагогического процесса нашла отображение в принципе индивидуализации развития учащихся в процессе обучения.
Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, осуществляться в определенной последовательности, как непрерывный, четко организованный процесс, поэтому считаем необходимым выяснить основы индивидуального подхода и раскрыть значения терминов «индивидуальность» «индивидуализация» и «индивидуальный подход». Понятие «индивидуализация» в педагогике понимается, как регистрация индивидуальных качеств обучающихся в рамках учебного и воспитательного процесса, во всех его способах и формах, независимо от того, в какой мере и какие качества учитываются.
Понятие «индивидуальный подход» включает принцип обучения, индивидуализацию и реализацию данного принципа обучения [9, c. 683].
В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация обучения определяется как «организация учебно-воспитательного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, а также уровня развития их способностей к обучению» [20, c. 36].
И. М. Осмоловская трактует это понятие, как «предельный вариант дифференциации, когда процесс обучения строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ребенка» [18].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ К УЧАЩИМСЯ 4 КЛАССА
2.1 Использование карточек при формировании вычислительных навыков в 4 классе
Метод работы в начальной школе с таким видом материала, как карточки повышает эффективность усвоения материала, мотивирует учеников и делает уроки интересными. Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно подобрать и применить материал. Цели использования карточек на уроках могут быть разными:
- ознакомление с новыми материалами;
- закрепление знаний, умений, навыков;
- проверка их усвоения;
- формирование четких пространственных представлений, содержательных понятий;
- развитие логического мышления и речи.
Но главный результат успешной педагогической деятельности – это всесторонняя, самостоятельная личность ученика, который с удовольствием изучает все предметы начальной школы!
Для разминки на уроках математики с первого по четвертый класс ученики очень любят при помощи карточек выстраивать логические ряды, находить лишние предметы или, наоборот, группировать их.
Для самых маленьких лучше использовать 2-3 ряда картинок, в каждом ряду должна быть одна лишняя. Но стоит учитывать возраст школьников, на уроке не будет интересно выбрать один лишний фрукт среди овощей. Стоит подбирать более сложные задания. Например, приготовить картинки машин: бензовоз, трактор, автобус, молоковоз. Лишним будет автобус, т.к. только этот транспорт предназначен для перевозки людей.
Очень эффективными на уроках математики будут карточки с примерами, которые сопровождаются яркими иллюстрациями.
Например, поезд, в каждом вагоне которого числа увеличиваются (уменьшаются) на заданное число: +3, -7, :2, *4 (в зависимости от возраста учащихся).
Во время индивидуальной работы следует придерживаться следующего принципа,: объем выполненной работы ни в коем случае не доложен влиять на оценивание.
Круговые примеры ученики всегда выполняют с удовольствием. Это могут быть заранее распечатанные примеры «в столбик», строку, деление с остатком.
Для закрепления темы «Работа с задачами» можно предложить иллюстрации, где каждый ученик или самостоятельно составит задачу по рисунку или дополнит готовый текст вопросом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальный подход рассматривается нами как такой подход, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности индивида (биологические, социальные, психологические, духовные). Применение индивидуального подхода в воспитательном процессе повышает активность учащихся, способствует развитию их познавательных интересов, улучшению качества успеваемости, обретению нравственной зрелости. Решение задач совершенствования учебно-воспитательной работы школы требует усиления индивидуального подхода к учащимся с учетом их потребностей, интересов, ценностных ориентацией, знаний и умений.
Содержание курса математики на I ступени общего среднего образования группируется по таким основным линиям: числа и вычисления, текстовые задачи, геометрический материал, алгебраический материал, величины и их измерение. Содержание математического образования реализуется через уроки математики и факультативные занятия, основной целью которых является развитие интереса к предмету. Этой цели служит знакомство с историей развития математики, ознакомление с занимательным математическим материалом, задачами на сообразительность, математическими играми и фокусами и т.п. Такой материал может стать предметом обсуждения в кругу одноклассников, партнёров по играм, в семье и способствовать созданию благоприятной образовательной среды.
Опорой для построения работы с каждым учеником служат индивидуальная и диагностическая карты учащихся, в которых отражаются личностные качества и умения учеников по математике, их продвижение от незнания к знанию. Если учитель будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика (с точки зрения способа восприятия информации), то будет не только достигаться цель конкретного урока, но и учащийся будет учиться воспринимать информацию разными способами. А это, в свою очередь, послужит залогом успешности каждого ребёнка при обучении математике.
Исследование по формированию вычислительных умений и навыков младших школьников на уроках математики с использованием разноуровневых заданий проходило на базе 4 «А» класса Государственное учреждение образования «Средняя школа № 32 г. Гродно». В опытной работе приняли участие ученики в возрасте 9-10 лет, в количестве 26 человек. Так для удобства мы разделили выборку на две группы: 13 человек экспериментальная группа и 13 контрольная группа. Для выявления уровня сформированности у учащихся вычислительных умений и навыков нами была выбрана диагностическая работа (автор О.В. Баринова), состоящая из 10 заданий, которая проходила в формате математического диктанта (т.е. учащиеся устно считали и записывали в бланк только ответы).
1. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс / Э.И.Александрова. – М. : Вита-Пресс, 2011. – 240 с.
2. Алексеева, О.В. Домашняя работа как одна из форм занятий с учащимися по предмету / О.В. Алексеева, Е.А. Литвинова // Начальная школа: плюс-минус. – 2003. – № 5.
3. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
4. Баранников, А. В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления / А.В. Баранников // Стандарты и мониторинг. – 2009. – № 4. – С. 92 с.
5. Бекбоев, И.Б. Предупреждение неуспеваемости учащихся [Текст] : Из опыта работы учителей Новотроицкой сред. школы Сокулук. р-на / И. Б. Бекбоев, А. Ф. Гречухин ; Кирг. науч.-исслед. ин-т педагогики. – Фрунзе : Мектеп, 1975. – 24 с.
6. Бекбоев, И.Б. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики. Фрунзе / И.Б. Бекбоев, А.И. Тимофеев. – 1964. – 100 с.
7. Волина, В. Праздник числа (Занимательная математика для учащихся): Книга для учителя и родителей / В.Волина. – М.: Знание, 1993. – 336 с.
8. Дмитриева, О.И. Поурочные разработки по математике: 4 класс / О.И. Дмитриева. – М.: ВАКО, 2011. – 384 с.
9. Дубова, И. А. Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников [Электронный ресурс] / И. А. Дубова // Молодой ученый. – 2016. – № 20. – С. 682-684. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34269.
10. Жиренко, О.Е. Интегрированные уроки математики: 1-4 классы / О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.
11. Зулпукарова Д. И. Пути организации самостоятельных работ на уроках математики / Д.И. Зулпукарова. – Известия КАО. – Бишкек. – 2015. – № 4 (36). – С.15-19
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина – М.: Издательский центр «Академия», 2002.].
13. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада / Я.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2009. – 238 с.
14. Концепция учебного предмета «Математика» Утверждено приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 675
15. Кривуля, А. П. Трудности обучения математике младших школьников / А.П. Кривуля [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://www.uspeh-centr.ru.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. Институтов и слушателей ИПК и ФПК.-4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-Издат,2003. – 607 с.
17. Моршнева, Л.Г. Математика. 1 клас. Проверочные работы / Л.Г. Моршнева. – Саратов: Лицей, 2007. – 64 с.
18. Муравьева, Г.Л., Урбан, М. А. Математика : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Г. Л. Муравьѐва, М. А. Урбан. – 2-изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018. – Ч. 1. – 136 с
19. Муравьева, Г.Л., Урбан, М. А. Математика : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Г. Л. Муравьѐва, М. А. Урбан. – 2-изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018. – Ч. 2. – 144 с.
20. Осмоловская, И.М. Дифференцированное обучение: некоторые вопросы теории и практики / И.М. Осмоловская // Вестник ТГПУ. 1999. №5 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannoe-obuchenie-nekotorye-voprosy-teorii-i-praktiki
21. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной деятельности / Е.С. Рабунский. – Изд.: Педагогика, 2005. – 184 с.
22. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
23. Способы активизации учебно-познавательной деятельности школьников через их ценностные ориентиры: методические рекомендации / сост. И.В. Шманева. – Магнитогорск: МГПИ, 2006. – 24 с.
24. Учебная программа по учебному предмету «Математика» для I класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://surl.li/wbhc.
25. Феофилова, Е.П. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой: 1 класс / Е.П.Феофилова, О.А. Мокрушина. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты выполнения диагностической работы (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты выполнения диагностической работы (контрольный этап).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты