Система органов государственного управления по Конституции БССР 1978 года
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система органов государственного управления по Конституции БССР 1978 года»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Система органов государственного управления по Конституции БССР 1978 года
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ БССР 1978 Г.
ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ БССР 1978 Г.
ГЛАВА 3. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ БССР 1978 Г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Период “застоя” в советской истории характеризуется стабильностью общественной, политической и экономической стабильностью. Это время можно считать позитивным в социальном контексте. Рост благосостояния населения, отсутствие реальной нищеты, развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Однако в этот промежуток продолжается Холодная война¬–“гонка вооружения” между США и СССР, начало Афганской войны, а также принятие новой Конституции. Конституция СССР 1977 г. Основными причинами послужившими для разработки Конституции СССР 1977 г. были установление однопартийной системы как руководящий и направляющий орган, изменения в общественно-политической жизни общества, а также иные экономические, политические и социальные изменения. Конституция БССР 1978 г. является аналогом Конституции СССР 1977 г. В Советском Союзе на протяжении всего его существования разрабатывались и принимались Конституции союзных республик вслед за общесоюзной. Такая практика “переиздания” являлась нормой в советской правовой системе. В Советских Конституциях устанавливалась чёткая система разделения властей. Баланс власти способствовал развитию отдельных институтов власти на всём протяжение его существования.
В данной работе будет рассмотрена система органов власти: законодательная, исполнительная, судебная. Так же будут затронуты вопросы компетенции и полномочий органов власти.
Цель курсовой работы – рассмотреть деятельность органов власти, действовавших по Конституции БССР 1978 г.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательный орган власти, рассмотреть его деятельность, а также полномочия и компетенцию.
2. проанализировать исполнительный орган власти, рассмотреть его полномочия и компетенцию.
3. описать структуру судебной системы.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ БССР 1978 Г.
Помимо Съезда народных депутатов из его состава формируется двухпалатный Верховный Совет СССР (из 400 – 450 человек): Совет Союза и Совет Национальностей. Еще одно очень важное решение было принято на XIX Всесоюзной партконференции: учреждается высший государственный пост – Председатель Верховного Совета СССР, у которого два первых и 15 заместителей.
Президиуму Верховного Совета СССР отводилась совершенно иная роль. Если ранее в период между сессиями Верховного Совета он выполнял законодательную, контрольную и распределительную функции, то сейчас ему отводились в основном организационные функции.
В конституциях СССР и БССР 1977 и 1978 годов появилась самостоятельная глава, посвященная политической системе. При этом государство уже рассматривалось как общенародное, выражающее волю трудящихся всех наций и народностей.
В Конституции БССР 1978 года фиксировалась принадлежность всей власти народу, который осуществляет ее через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все иные государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Однако при этом в другой статье указывалось, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
Организация и деятельность советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих.
ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ БССР 1978 Г.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой [1] власти в государстве, представляющий собой совокупность организационно-функциональных механизмов государственного характера для реализации целей и задач государственной политики, закрепленных в законе[2].
Для реализации целей и задач государственной политики, направленных на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения, закрепленных в законах государства создаются различные Органы исполнительной власти.
Изначально рассмотрим условия принятия конституции. Исходя из резолюции Конференции “О демократизации советского общества и реформе политической системы” следовало: Советы – основа социалистической государственности и самоуправления в стране, что предполагало передачу им на рассмотрение всех вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни . И все же функции Советов, как замечает Е.И. Колюшин, виделись в том, “чтобы с помощью государственных средств регулировать предусмотренную правящей партией стратегию общественного развития”.
XIX Всесоюзная конференция КПСС дала импульс реформе избирательной системы. Было указано на недопустимость совмещения депутатского мандата с занятием некоторых государственных должностей – членов правительства, исполкомов, судей, прокуроров и др. Тем самым из состава Советов сразу “убирались” “проверенные слуги народа”. В высших представительных коллегиальных органах СССР предполагалось обеспечить представительство не только от территории (депутатов, избираемых гражданами), но и от общественных организаций. Был предусмотрен следующий порядок формирования высшего органа власти СССР – Съезда народных депутатов СССР.
ГЛАВА 3. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ БССР 1978 Г.
В истории Верховного Суда был период, когда он, кроме своих основных полномочий, выполнял функции судебного управления. Так, с 1960 по 1970 годы – период, когда было ликвидировано Министерство юстиции БССР и его подразделения на местах, – функции по руководству районными (городскими) народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведению судебной статистики были возложены на Верховный Суд БССР. Передача высшему судебному органу республики указанных полномочий потребовала значительного расширения аппарата: в его составе были созданы управления судебных органов и органов нотариата. Кроме этого, в структуру аппарата Верховного Суда также входили: группа консультантов при Председателе Верховного Суда, отдел жалоб, канцелярия, финансово-хозяйственный отдел.
В 1989 году снова вносятся изменения в структуру и правовое положение судей Верховного Суда. Его члены стали избираться Верховным Советом на 10, а народные заседатели — на 5 лет. Одним из требований к кандидатам в члены Верховного Суда стало наличие 5-летнего стажа работы по специальности, в том числе двух лет в качестве народного судьи. В его составе вновь создается Президиум для рассмотрения дел в порядке надзора и решения организационных вопросов.
В этот период Верховным Судом руководили Алексей Бондарь, Сергей Шардыко, Александр Зданович, Владимир Каравай. Значительный вклад в становление судебной системы внесли и длительно работавшие в должности заместителей Председателя Верховного Суда Георгий Станкевич, Лев Зайцев, Владимир Сидоренко, Вадим Кондратьев, Иван Мирониченко.
Во второй половины 1970-хх в СССР прошла конституционная реформа. 7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР, вслед за которой последовало принятие конституций советских республик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение одного дня Редакционная комиссия внесла следующие изменения. Была расширена статья семидесятая: добавился новый пункт о том, Президиум Верховного Совета осуществляет руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом [11, л. 87].
В несколько иной редакции была изложена статья сто четвертая: отныне депутат Верховного Совета БССР имел право обращаться с запросом не только в Совет Министров и к министрам, но и к руководителям любого предприятия или организации на территории республики [11, л. 87].
В статьях сто шестнадцатой и сто девятнадцатой, касающихся Совета Министров, слова «первые заместители» были заменены «первым заместителем» [11, л. 87]. В части третьей статьи сто сорок первой к «организациям», которые могли подавать предложения по разработке экономических и социальных планов, добавили слова «общественные» [11, л. 88].
14 апреля 1978 г. депутаты приступили к голосованию. Порядок голосования был таков: сначала по преамбуле, потом – по каждому разделу в отдельности, затем – по проекту целиком. Результаты голосования были ожидаемым: проект получил полную поддержу и стал Основным Законом [11, л. 258]. В этот же день депутатами была утверждена Декларация о принятии Конституции [12].
Таким образом, принятие новой Конституции БССР было обусловлено дальнейшей эволюцией советского общественно-политического режима на основе монополии компартии. В этих условиях обсуждение конституционного проекта, который был спущен из Москвы и лишен каких-либо национальных черт, было показным и формальным.
1. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (от привилея Казимира до Конституции Республики Беларусь) / М.Ф. Чудаков. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 290 с.
2. Байбаков, С.А. Эволюция представлений о характере конституционной реформы в СССР (конец 1960-х – начало 1970-х гг.) / С.А. Байбаков // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы IX Международной конференции, Москва, 25-27 мая 2011 г. / Факультет государственного управления МГУ; под ред. И.Е. Новиковой. – Ч. 2. – М.: МГУ, 2011. – С. 401-408; и др.
3. Стенограмма 6-й сессии Верховного Совета Белорусской ССР девятого созыва от 14 июля 1977 г. // Национальный архив Республики Беларусь. – Ф. 968. – Оп. 1. – Д. 1287. – 464 л.
4. О подготовке проекта новой Конституции БССР: постановление Верховного Совета Белорусской ССР, 14 июля 1978 г., №1350-IX // Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР. – 1977. – №2. – Ст. 307. – С. 337-338.
5. Протокол заседания Конституционной комиссии, 27 февраля – 10 апреля 1978 г. // Национальный архив Республики Беларусь. – Ф. 968. – Оп. 1. – Д. 1468. – 112 л.
6. Конституция (Основной Закон) Белорусской Советской Социалистической Республики // Советская Белоруссия. – 1978. – 18 марта. – С. 1-4.
7. Буланов, С. Доверие окрыляет / С. Буланов // Советская Белоруссия. – 1978. – 19 марта. – С. 1.
8. Миляев, И. Есть такая партия! / И. Миляев // Советская Белоруссия. – 1978. – 19 марта. – С. 1.
9. Законы и постановления, принятые 9 внеочередной сессией Верховного Совета Белорусской ССР девятого созыва, 13-14 апреля 1978. // Национальный архив Республики Беларусь. – Ф. 968. – Оп. 1. – Д. 1278. – 122 л.
10. Стенограмма внеочередной 9-й сессии Верховного Совета БССР девятого созыва от 13-14 апреля 1978 г. // Национальный архив Республики Беларусь. – Ф. 968. – Оп. 1. – Д. 1290. – 333 л.
11. Стенограмма внеочередной 9-й сессии Верховного Совета БССР девятого созыва от 13-14 апреля 1978 г. // Национальный архив Республики Беларусь. – Ф. 968. – Оп. 1. – Д. 1291. – 264 л.
12. О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики: Декларация Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики, 14 апреля 1978 г., №1913IX // Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР. – 1978. – №11. – Ст. 296. – С. 198.
13. Буртин Ю. Свобода выбора. – Известия //1988. – 29 апр.
14. Куневич Г. Сегодня паралич власти. А завтра? – Фемида. – 1992. № 27, 6-12 июля.
15. Андреев Н. Авторитет власти.//Новое время. – 1989.№ 48. –С. 30.
16. Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР. 1991. -№12/14. Ст. 129; Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспубл Беларусь. -1991. № 30. Ст. 494; № 33. Ст. 603.
17. Подготовлен проект союзного договора. //Известия. 1991.-8 марта.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты