Электронные образовательные ресурсы как средство развития познавательной деятельности у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Электронные образовательные ресурсы как средство развития познавательной деятельности у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха»
2021
45.00 BYN
Электронные образовательные ресурсы как средство развития познавательной деятельности у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Характеристика понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «электронные средства обучения»
1.2 Области использования электронных средств обучения в дошкольном образовании нормально развивающихся детей и детей с нарушением слуха
1.3 Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Характеристика компьютерной программы «Лента времени»
2.2 Конспекты коррекционных занятий с использованием компьютерной программы «Лента времени» для развития познавательной деятельности детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время перед современной системой образования стоит задача поиска новых методов и приемов обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Преимущества использования информационных технологий в образовательном процессе обусловлены тем, что они способствуют развитию не только познавательных процессов, но и развитию связной речи. Развитие связной речи является важнейшим условием психического и интеллектуального развития детей с нарушением слуха. Изменения в повседневной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости введения новых информационных технологий в систему дошкольного образования. При переходе на новый этап развития информационного общества требуется правка и корректировка в содержании, методах, технологиях образовательного процесса, который связан с внедрением достижений информационного прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
Значительный вклад в изучение различных аспеков формирования познавательной деятельности у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста и в целом в сурдопедагогикe и сурдопсихологии внесли P. Боскис, И.А. Васильева, Т.Н. Круглик, Т.К. Королевская, А.В. Киселева, О.И. Кукушкина, Т.И. Малиновская, Е.Н. Cороко, и др. Но, следуeт отметить, что в ряде исследований, имеющих прямоe отношение к дошкольникам с нарушением слуха, способности формирования познавательной сферы средствами информационно-компьютерных технологий изучены далеко не до конца. Не изучено, в частности, воздействие применения компьютерных программ на познавательные процессы; не определены психолого-педагогические условия, содействующие формированию познавательной сферы у детей старшего школьного возраста средствами информационно-компьютерных технологий
Анализ научной литературы показал, что в настоящее время проблема особенностей развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха недостаточна раскрыта. Это позволило выявить следующее противоречие между: необходимостью развития познавательной деятельности у дошкольников с нарушением слуха и недостаточной теоретической обоснованностью особенностей развития познавательной деятельности у дошкольников с нарушением слуха.
Исходя из актуальности данной проблемы, нами была определена цель исследования – изучить особенности применения электронных образовательных ресурсов как средства развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Объект исследования: электронные средства обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Характеристика понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «электронные средства обучения»
В настоящее время существенным изменениям подвергается система современного образования. Одним из приоритетных направлений реформирования образовательного процесса в Республике Беларусь является его информатизация. Следствием явилась внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационно-коммуникационные технологии – это процессы и методы осуществления взаимодействия с определенной информацией, реализуемые посредством использования устройств вычислительной техники, а также различных телекоммуникационных средств.
И.Г. Захарова предлагает два определения понятия «информационные технологии»:
− информационные технологии - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области;
− информационные технологии - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [6].
Соответственно информационная технология представляет собой процесс, который использует всю совокупность разных средств и методов для обрабатывания и транслирования первичной информации для того, чтобы получить информацию нового качества, которая опишет состоянии объекта, изучаемого процесса или какого-либо явления [6].
В.Э. Гаманович отмечает, что информационные технологии представляют собой процессы и методы осуществления взаимодействия с определенной информацией, реализуемые посредством использования устройств вычислительной техники, а также различных телекоммуникационных средств [4].
А.В. Киселева указывает, что информационные технологии представляют собой обобщенное обозначение разных технологий, которые отвечают за сохранение, трансляцию, обработку, защиту и последующее воспроизведение информации посредством применения компьютеров [7].
Т.М. Круглик описал три базовых принципа, присущих информационной технологии: интерактивный (или диалоговый) режим взаимодействия с компьютером; интеграция с разнообразными программными продуктами и девайсами;
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Характеристика компьютерной программы «Лента времени»
Специализированная программа «Лента времени» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития (с нарушением слуха, нарушениями речи, трудностями в обучении). Направлена на расширение и дифференциацию представлений о мире, формирование умения соотносить образные представления с календарным временем, умения выделять существенное и отграничивать его от несущественного, умение обобщать, систематизировать и т.д. [11].
Программа может быть полезна детям, испытывающим трудности в освоении представлений о мире, осмыслении и обобщении своего опыта впечатлений, наблюдений и действий.
«Лента времени» может служить эффективным инструментом обучения дошкольников в разных предметных областях, а также коррекционной работе, может применяться для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Специализированная программа «Лента времени» состоит из двух блоков:
1. «Что когда бывает? Четыре времени года» направлен на развитие у детей умения дифференцировать образы окружающего мира по временам года и включает в себя четыре серии упражнений на классификацию образных картин окружающего мира по временам года, запечатленных на специально подобранных фотографиях.
2. «Что бывает? Составляем рассказы о временах года» направлен на расширение образных представлений детей о каждом времени года, формирование представлений о закономерной изменчивости окружающего мира на протяжении каждого сезона и включает в себя четыре серии упражнений («Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
Рассмотрим первый блок более подробно.
Блок «Что когда бывает? Четыре времени года» [11].
Во всех случаях от ребенка требуется просматривать на экране одну за другой десять фотографий и соотносить каждую с временем года, используя для этого «ленту времени». От серии к серии возрастает сложность решения этой задачи. В первой серии ребенку легко различать времена года, так как на каждой из десяти фотографий можно увидеть множество ярких, существенных признаков определенного сезона. Во второй серии - чуть сложнее, так как ярких и существенных признаков времени года на каждой фотографии меньше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационная технология представляет собой процесс, который использует всю совокупность разных средств и методов для обрабатывания и транслирования первичной информации для того, чтобы получить информацию нового качества, которая опишет состоянии объекта, изучаемого процесса или какого-либо явления. Основным средством реализации информационных технологий является персональный компьютер. Электронный образовательный ресурс представляет собой массу программных средств, различных информационных, технических ресурсов, методических материалов, текстовых электронных пособий, в том числе аудио и видеоматериалы, картинки и целые каталоги электронных библиотек. Электронные средства обучения представляют собой программные средства, в которых может быть отражена отдельная изучаемая предметная область, изучение которой реализуется средствами информационных технологий, и обеспечиваются условия для реализации разнообразных видов учебной работы. Электронные образовательные ресурсы связаны с электронными средствами обучения, поскольку они выполняют одну и туже функцию в образовательном процессе – позволяют усвоить материал в доступной форме в соответствии с индивидуальными потребностями.
Электронные средства обучения в образовательной деятельности детей дошкольного возраста как определенные образовательные технологии представляют собой составную часть и элемент общих педагогических технологий. Они предполагают применение не только компьютеров, но также и массы современных технических средств обучения. Использование электронных образовательных ресурсов способствует созданию особой для каждого ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха личностной формы общения, позволяющей оптимизировать формирование новых знаний и умений, элементов учебной деятельности. Электронные средства обучения активно применяются в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Особенности развития детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к нарушению речи. У ребенка с нарушением слуха наблюдается значительное расстройство всех сфер познавательного развития, а главное основных функций речи и составных частей язык.
Специализированная программа «Лента времени» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития (с нарушением слуха, нарушениями речи, трудностями в обучении). Направлена на расширение и дифференциацию представлений о мире, формирование умения соотносить образные представления с календарным временем, умения выделять существенное и отграничивать его от несущественного, умение обобщать, систематизировать и т.д.
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. вузов/ Т.Г.Богданова. - М. : Академия, 2002. - 224 с.
2. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети/ Р. М. Боксис.– М. : Совесткий спорт, 2004. – 304 с.
3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии : учебник для вузов / Л. С. Выготский. – СПб. : Владос, 1995. – 112 с.
4. Гаманович, В. Э. Информационно-коммуникационные технологии для детей с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / сост. : В. Э. Гаманович, В. В. Радыгина, И. И. Раку ; науч. ред. : С. М. Кайсын, Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2014. – 140 с.
5. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Сурдопедагогика» («Дошкольная сурдопедагогика»), «Специальная дошкольная педагогика и психология» («Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика») / Л. А. Головчиц. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Владос, 2010. – 319 с.
6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
7. Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – №4. – С. 44–51.
8. Киселева, А. В. Использование информационных технологий в процессе обучения детей с нарушением слуха / А. В. Киселева // Дорожная карта информатизации: от цели к результату : тезисы докладов открытой Междунар. науч.-практ. конф. (11 февр. 2016 г., г. Минск, Беларусь) / под общ. ред. Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2016. – С. 73–75.
9. Круглик, Т. М. Компьютерные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / Т. М. Круглик, А. Ю. Зуeнок. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2009. – 102 с.
10. Кукушкина, О. И. Компьютерный инструмент дифференциации и осмысления картины мира - «Лента времени» / О. В. Кукушкина // Альманах института коррекционной педагогики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-17/kompjuternyj-instrument-differenciacii-i-osmyslenija.
11. Кукушкина, О. И. Лента времени [Электронный ресурс] : цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира»: программа первая / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова. – М. : Полиграф сервис, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
12. Мендель, В.В. Аспекты использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе / В.В. Мендель, О.А. Тринадцатко // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29755
13. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для вузов /Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 266 с
14. Обухова, Т. И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Т. И. Обухова, Е. Н. Сороко. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2013. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/1112.
15. Основы психологии детей с нарушениями слуха: учебное пособие/ Сост. О. И. Суслова.- Саратов : Издательский центр «Наука», 2013.-92 с.
16. Речицкая, Е. Г. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом: учебно-методическое пособие/ Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. – М. : Национальный книжный центр, 2015.-256 с.
17. Речицкая, Е. Г. Сурдопедагогика. Учебник для вузов/Е.Г. Речицкая. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 656 с.
18. Cороко, Е. Н. Специфика создания электронных средств обучения для детей с особенностями психофизического развития / Е. Н. Сороко // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 1. – С. 26 – 30.
19. Сороко, Е. Н. Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха / Е. Н. Сороко // Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Бирск : Бирский филиал БашГУ, 2016.
20. Кукушкина, О. И. В городском дворе [Электронный ресурс] : цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира»: программа вторая / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова. – М. : Полиграф сервис, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты