Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся первого класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся первого класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся первого класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕСЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
1.1 Развитие слухового восприятия у детей в норме и с нарушением слуха
1.2 Развитие речи у детей в норме и с нарушением слуха
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Методика работы над текстом с слабослышащими учащимися
2.2 Конспекты коррекционных уроков по развитию устной речи и слухового восприятия на у слабослышащих учащихся первого класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач школы для неслышащих и слабослышащих детей является формирование слухового и зрительного восприятия речи окружающих людей. Для реализации поставленной задачи необходимо усилить слуховой компонент в слухового и зрительном восприятии речи. Это может осуществляться в условиях целенаправленной, специально организованной деятельности по развитию слухового восприятия в учебно-воспитательном процессе школы.
Слуховая и речевая реабилитация учащихся с нарушениями слуха на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики. Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.
Вопросами развития слухового восприятия детей с нарушением слуха занимались следующие исследователи В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичева, И.Г. Багрова, Л.П. Назарова, Э.И. Леонгард и др. Развитие устной речи является одной из основополагающих задач в обучении младших школьников с нарушением слуха. Проблему развития письменной и устной речи детей с нарушениями слуха изучали такие специалисты, как Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.Г. Коровин, О.А. Красильникова, М.И. Никитина, К.И. Туджанова и другие.
Работа с текстами способствует развитию слухового восприятия и устной речи. Основными задачами данной работы выступают поэтапное формирование умений самостоятельно продуцировать и правильно воспроизводить диалоги, включающие разные типы диалогических единств, и монологические высказывания.
Исследование процесса развития слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся первого класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия является недостаточно изученным, по причине этого остановимся в данной работе на теме исследования.
Объект исследования: слуховое восприятие у слабослышащих учащихся.
Предмет исследования: процесс развития слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся первого класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия.
Цель курсовой работы – разработать конспекты коррекционных уроков по развитию устной речи и слухового восприятия у слабослышащих учащихся первого класса.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕСЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
1.1 Развитие слухового восприятия у детей в норме и с нарушением слуха
Восприятие понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий и тех психологических процессах, благодаря которым это делается. Восприятие - это процесс формирования с помощью активных действий субъективного образа целостного объекта, который непосредственно влияет на анализаторы. Способность воспринимать звуки и ориентироваться в них с помощью слухового анализатора.
Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в виде звукового образа, в котором можно выделить три параметра:
1) громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя;
2) высоту, соответствующей частоте;
3) тембр, или «окраска» (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового спектра [6].
По словам выдающегося психолога и философа С.Л. Рубинштейн, восприятие – это сенсорное отражение объекта или явления объективной реальности, которое воздействует на наши органы чувств. Воспринимая, человек не только слышит, но и слушает. Процесс слухового восприятия включает развитие поведенческих реакций на простые и сложные акустические раздражители: чистые тона, музыку, речь и шум. Слуховое восприятие является причиной речевых движений. Она имеет дело с последовательностью протекающих во времени раздражителей [16].
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков; с другой стороны, формируется восприятие звуков речи, то есть фонематического слуха. Оба направления имеют жизненно важное значение для человека и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социально-познавательного развития ребенка. Развитие слухового восприятия имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи у людей. Слуховое речевое восприятие предполагает наличие в долговременной памяти слуховых и кинестетических образов слов и знакомых фраз, а также изображений, соответствующих таким фонетическим элементам речи, как фонемы, ударение, интонации [2].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Методика работы над текстом с слабослышащими учащимися
Основным средством развития слухового восприятия речи у слабослышащих школьников является работа над текстами, и проводится она в строгой системе в соответствии с аналитико-синтетическим методом. В подготовительном и 1 классе сначала необходимо воспроизвести те условия, в которых дети слушали тексты в дошкольном учреждении: их слуховое восприятие должно поддерживаться наглядным материалом картинками, макетами, игрушками и пр. Это будет полезно и для тех, кто не имел дошкольной подготовки. Такое начало станет в некотором роде подготовительным этапом для достаточно сложной работы в дальнейшем. С детьми, в самостоятельной речи которых связный рассказ вообще отсутствует, требуется большая предварительная работа.
Материал поможет, во-первых, выявить примерный уровень слухо-речевого развития ребенка, а во-вторых, с помощью этого материала, учитель начнет обучение ребенка восприятию на слух коротких текстов. На протяжении нескольких занятий в качестве наглядного материала применяется картинка (или их набор) с изображением трех-четырех сюжетов разного содержания. Например, «Мама моет посуду»; «Девочка вытирает посуду»; «Мальчик ставит посуду в шкаф». Эти сюжеты связаны между собой общностью темы (уборка после обеда) [11, с. 143].
Содержание текстов должно быть написано на отдельных карточках. Порядок работы при использовании такого приема напоминает обычную игру в лото. Перед ребенком располагают набор сюжетных картинок по одной теме. Табличка с текстом находится у учителя. Он на слух предъявляет ребенку слова, словосочетания или фразы, связанные с сюжетом. После верного воспроизведения услышанного и показа соответствующего изображения на одной из картинок, учитель дает ученику карточку, ею ребенок закрывает «отработанную» картинку. Начиная работу, учитель предъявляет на слух слова, как правило, обозначающие героев сюжета, например: мама, мальчик, девочка. На втором уровне на слух предъявляются короткие предложения (предварительно ребенок может сам составить их по картинке, и учитель будет уверен, что за этими фразами ребенок видит содержание).
Например: Мама шьет. Мальчик читает. Девочка пишет.
Далее на слух предлагаются фразы, более длинные и сложные по конструкции, например: Девочка сидит за столом и пишет. Самое трудное задание в такой работе воспринимать на слух фразовый материал, относящийся к нескольким наборам картинок, расположенных перед ребенком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слух играет важную роль в развитии ребенка. С помощью слуха происходит обогащение представлений об окружающем мире, знакомство с многообразием звуков, формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь, которая обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта. В младшем школьном возрасте, в связи с разными видами деятельности, а также в процессе обучения происходит совершенствование других сторон слуховой функции: развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков. Развитие слухового восприятия представляет собой сложный процесс, который предполагает восприятие речи при помощи только слухового анализатора, в ходе которого происходит актуализация слуховых и кинетических образов слов, словосочетаний и фонематических элементов речи, что в свою очередь является необходимым фактором для понимания смысла услышанного.
Речевое развитие ребенка с нормальным слухом происходит на основе беспрепятственного восприятия речи окружающих, вследствие чего у ребенка формируется богатый опыт общения. При овладении устной речью дети с нарушением слуха испытывают целый ряд трудностей, связанных с особенностями усвоения словарного состава языка, грамматического строя, речедвигательных навыков. Нарушение слухового анализатора ведет к невозможности или ограничению восприятия различных звуковых явлений окружающего мира, к существенным отклонениям в развитии и формировании устной речи. Недостаточно развитая речь является препятствием для обучения, так как усвоение содержания обучения тесно связано со словесным оформлением и осмыслением речи. Известно, что развивающееся слуховое восприятие создает слухозрительную основу для формирования устной речи.
Проводится следующая работа над текстом с учащимися с нарушениями слуха в процессе развития слухового восприятия: работа над текстами, и проводится она в строгой системе в соответствии с аналитико-синтетическим методом. Обучение восприятию на слух текстов любой структуры и любого объема проводится в такой последовательности. Текст несколько предлагается ученику на слух целиком. После каждого предъявления учитель выясняет, что услышал ребенок. Текст читается по фразам, которые, в свою очередь, могут делиться на словосочетания и слова. Ученик слушает текст, предъявляемый ему за экраном последовательно, предложение за предложением. После ребенку предлагается ответить на вопросы по тексту. Ребенку предлагается ответить на вопросы и выполнить задания по тексту, воспринятые на слух. Методика работы предполагает деятельность над диалогом и монологом.
Используя текст как средство развития слухового восприятия учащихся со слуховой депривацией, учитель-дефектолог решает ряд коррекционных задач, направленных на развитие: умения дифференцированно воспринимать социально значимую информацию;
1. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. – Л. : ЛГУ, 1961. – 456 с.
2. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 276 с.
3. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2001. – 428 с.
4. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха : книга для родителей и педагогов / И. В. Королева, П. А. Янн. – изд. 2-е, испр. – СПб.: КАРО, 2013. – 240 с.
5. Королева, И. В. Помощь детям с нарушением слуха : руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. – Спб. : КАРО, 2016. – 304 с.
6. Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. Часть 1 : методические указания / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М.: Владос, 2004. – 154 с.
7. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы, Возможности / Леве Армин. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
8. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев // Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. – М., 1976. – Вып. 103 : Лингвистика текста. – С. 60–70.
9. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / под. ред. Е. Строгановой. – СПб. : Питер, 2006. – 320 с.
10. Назарова, Л. П. Этапы становления дидактической системы развития слухового восприятия у учащихся с нарушениями слуха / Л. П. Назарова // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. – 2002. – № 3. – С. 99-111.
11. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : Владос, 2004. – 344 с.
12. Обухова, Т. И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб. метод. пособие. – Минск : БГПУ, 2007. – 54 с.
13. Обухова, Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие / Т. И. Обухова – Минск : БГПУ, 2005. – 48 с.
14. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом : пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко – М. : Владос, 2003. – 224 с.
15. Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха I—IV классы. – Минск, 2017. – 39 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
17. Феклистова, С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб.- метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2008. – 67 с.
18. Феклистова, С. Н. Конструктивные картины как средство развития связной монологической речи детей с кохлеарным имплантом дошкольного возраста / С. Н. Феклистова, М. В. Осипчук // Материалы Международной научно-практической конференции . Под редакцией О. Л. Лехановой. – 2016. С. 279-282.
19. Феклистова, С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С. Н. Феклистова, Л. В. Михайловская, Т. И. Обухова. – Минск : БГПУ, 2011. – 216 с.
20. Феклистова, С. Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова. – Минск : БГПУ, 2008. – 48 с.
21. Черкасова, Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с:
22. Швецов, А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи : учебное пособие / А. Г. Швецов – Великий Новгород, 2006. – 68 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты