Особенности Я-концепции подростков с музыкальными способностями
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности Я-концепции подростков с музыкальными способностями»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности Я-концепции подростков с музыкальными способностями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика самооценки Г.Н. Казанцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика самооценки Г.Н. Казанцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике самооценки Г.Н. Казанцевой.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты особенностей Я-концепции подростков с музыкальными способностями
1.1 Сущность понятия «Я-концепции» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности становления Я-концепции у личностей подросткового возраста с музыкальными способностями
2 Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции подростков с музыкальными способностями
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Тема Я-концепции рассматривалась психологами зарубежными и отечественными. Основоположником изучения «образа Я» считается У. Джеймс. В его исследованиях глобальное личностное «Я» разделялось на Я-сознающее и Я-как-объект (содержание опыта). В рамках когнитивной психологии «образ Я» относится к процессам, характеризующим самопознание личности, при этом целостность «Я-концепции» отрицается. Считается, что у человека существует множество концепций «Я», которые изменяются в разные промежутки времени в зависимости от ситуации. Представители психоаналитической школы, в частности З. Фрейд, рассматривал «образ Я», связывая его с телесными переживаниями, и указывая на значимость связей внутри социума и взаимодействия с окружающими, при этом все психические акты выводя из биологической природы тела. Э. Эриксон, исходя из теории З. Фрейда, рассматривает «образ я» через призму эгноидентичности, связывая характер эгоидентичности с особенностями культурной среды, которая окружает индивида, и его возможностями. Формирование «образа Я» при этом выступает как бессознательный процесс. Р. Бернс связывал «образ Я» с представлениями о самооценке, как совокупности установок «на себя» и как сумме представлений человека о себе. «Образ Я» и самооценка в структуре «Я-концепции» Р. Бернса различаются лишь условно, будучи при этом неразрывно связанными друг с другом.
Отечественные психологи рассматривали «образ Я» чаще всего в сфере изучения самосознания, что отражается в монографических исследованиях В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, Е.Т. Соколовой. «Образ Я» выступает в качестве совокупности характеристик, которыми индивид описывает себя как существо, обладающее характером, личностными особенностями, привычками и другими психологическими свойствами, 5 изменение которых, однако, не изменяет «Я-концепции», составляющей ядро личности. В одной из отраслей отечественных исследований самосознание рассматривается как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи, ростом самостоятельности и изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Для понимания природы самосознания основополагающим выступает принцип его социальной детерминированности. Данная точка зрения отражается в культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского, в теории деятельности А.Н. Леонтьева и в работах С.Л. Рубинштейна.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ
1.1 Сущность понятия «Я-концепции» в психолого-педагогической литературе
В настоящее время за рубежом не существует общепринятого определения понятия «Я-концепции». В зарубежной психологии распространена теория Э. Бернса. Под Я – концепцией зарубежный психолог понимает динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, которые имеют иерархическую структуру. По Р. Бернсу, Я-концепции – это совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанное с их оценкой [3, с. 121].
В структуре Я-концепции Э. Бернса выделяются три ее компонента:
– образ «Я» – совокупность различных представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – аффективная оценка этих представлений, которая может быть различной интенсивности, т.к. определенные черты образа «Я» способны вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или непринятием;
– потенциальная поведенческая реакция – определенные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [5, с. 79].
Итак, содержание Я – концепции, согласно Р. Бернсу, раскрывается через ее составляющие: когнитивную, оценочную, и поведенческую составляющие. Когнитивная составляющая Я-концепции – это представления индивида о самом себе. При описании себя человек пытается выразить главные характеристики своего привычного самовосприятия: это ролевые, статусные, психологические характеристики человека, описание своего материального состояния, жизненных планов и т.п. Все этих характеристики входят в образ Я с разным удельным весом – если одни кажутся для человека значимыми, то другие предоставляются менее важными. При этом, значимость аспектов самоописания и их иерархия изменяются от характера контекста, жизненного опыта. Такие самоописания являются способом охарактеризовать неповторимость конкретной личности через сочетание ее отдельных качеств [17, с. 381].
Оценочная составляющая связана с личностным, оценочным аспектом при попытках охарактеризовать себя. Оценки самого себя зависят от контекста и от непосредственного когнитивного содержания. Согласно Р. Бернсу, важная роль в формировании самооценки принадлежит сопоставлению образа реального Я с образом идеального Я.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе Брестский государственный музыкальный колледж имени Григория Ширмы.
В исследовании приняли участие 60 личностей подросткового возраста, из них 30 юношей и 30 девушек. Средний возраст испытуемых составил 19-20 лет.
Психодиагностический инструментарий включал в себя следующие методики:
1. Методика самооценки Г.Н. Казанцевой.
Цель: диагностика уровня самооценки.
Данная методика была выбрана потому, что с помощью нее можно выявить эмоциональный компонент Я-концепции.
Опросник содержит 20 утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение согласим или несогласием. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Критерии оценки:
Результат от –10 до –4 свидетельствует о заниженной самооценке.
Результат от –3 до +3 о средней самооценке.
Результат от +4 до +10 – о завышенной самооценке (Приложение А).
2. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Цель: изучение структурных компонентов самоотношения.
Данная методика была выбрана потому, что с помощью нее можно выявить поведенческий компонент Я-концепции (помимо эмоционального компонента).
Тест-опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
Именно третий уровень отражает поведенческий компонент Я-концепции, в соответствие с теорий Э. Берна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Я-концепция» это совокупность установок на самого себя, которые выражают единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Развитие самосознания определяет формирование таких качеств, которые оказывают влияние на перестройку системы отношений личности. Факторы, способствующие изменению Я-концепции можно условно разделить на ряд основных блоков: физиологические изменения, психологические и социально – средовые изменения.
Структуру «Я-концепции» личности подросткового возраста с музыкальными способностями образуют образ «Я» – совокупность различных представлений и мнений подростка о самом себе; самооценка – аффективная оценка этих представлений; потенциальная поведенческая реакция – определенные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Я-концепция у личности подросткового возраста с музыкальными способностями претерпевает существенные изменения, становясь более устойчивой и при этом дифференцированной.
Большая часть личностей подросткового возраста с музыкальными способностями характеризуются средней самооценкой – они имеют адекватные представления о себе, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей, иногда сомневаются в своих действиях, испытывают незначительное беспокойство в некоторых социальных ситуациях. Уровень самооценки достоверно выше у юношей, чем у девушек. Заниженная самооценка обусловливает высокий уровень одиночества, а также таких его видов как: переживание одиночества как негативного чувства и духовное одиночества как отсутствие поддержки и понимания.
Структура самоотношения у девушек представлена средним уровнем глобального самоотношения, умеренным самоуважением и аутосимпатией, умеренным самоинтересом, ожиданием от других людей как положительного, так и отрицательного отношения к ним. Структуру самоотношения юношей образуют высокий уровень глобального самоотношения, ярко выраженное самоуважение и аутосимпатия, умеренный самоинтерес, ожидание от других людей как положительного, так и отрицательного отношения к ним. Уровень самоотношения, а также выраженность таких его компонентов, как: самоуважение и аутосимпатия достоверно выше у юношей, чем у девушек.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Андронова, Е.И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е.И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 35. – С. 149–153.
3. Атанов, Г.А. Возрождение дидактики – залог развития высшей школы / Г.А. Атанов. – Донецк, 2003. – 180 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ.; под ред. В.Я. Пилиповского – М.: Прогресс, 2001. – 422 с.
5. Гапоненко, М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М.Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С. 76-80.
6. Гасанова, П.Г. Психология одиночества / П.Г. Гасанова, М.К. Омарова. – Киев: «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
7. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
8 Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен // Вестник Адыгейск. гос. университета. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
9. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
10. Кузина, М.В. Развитие Я-концепции студентов в процессе обучения иностранным языкам в вузе: автореф. дис. канд. психол наук / М.В. Кузина. – Саратов, 2016. – 25 с.
11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
12. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 848 с.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2008. – 462 с.
14. Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/06.html.
15. Методика самооценки Г.Н. Казанцевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodika-gn-kazancevoy-diagnostika-obschey-samoocenki-lichnosti-3242747.html.
16. Мид, Дж.Г. Избранное / Пер. В.Г. Николаева. – М. : Академия, 2009. – 290 с.
17. Миронова, А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378-383.
18. Музюкин, В.В. Самооценка, уровень притязаний как факторы становления развития личности / В.В. Музюкин // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития: сборник трудов конференции. – М., 2017. – С. 291-295.
19. Примаков, В.Л. Одиночество студенческой молодежи как социальный феномен / В.Л. Примаков // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2018. - № 2. – С. 244-253.
20. Ретунская, Т.В. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения / Т.В. Ретунская // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 74-78.
21. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
22. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
23. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
24. Темиева, А.Р. Самооценка личности как психологический феномен / А.Р. Темиева, Е.Ф. Сердюкова // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания: сборник трудов конференции. – Грозный, 2019. – С. 107-110.
25. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/287/.
26. Фролов, А.А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А.А. Фролов // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2015. – № 2. – С. 287-291.
27. Фромм, Э. Искусство любить. Исследование природы любви / Э. Фромм; пер. Л.А. Чернышевой. – М.: Смысл, 2004. – 160 с.
28. Шагивалиева, Г. Р. Психология переживаний в юношеском возрасте / Г. Р. Шагивалиева // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 145–150.
29. Шилов, Ю.Е. Развитие Я-концепции студентов вуза в процессе профессионального становления: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю.Е. Шилов. – Москва, 2006. – 26 с.
30. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика самооценки Г.Н. Казанцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика самооценки Г.Н. Казанцевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике самооценки Г.Н. Казанцевой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты