Эмоциональное нарушение в подростковом возрасте
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эмоциональное нарушение в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Эмоциональное нарушение в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №1, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц -31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения эмоциональных нарушений в подростковом возрасте
1.1 Подходы к изучению эмоциональных нарушений в психологии
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Особенности эмоциональных нарушений в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование эмоциональных нарушений в подростковом возрасте
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования эмоциональных нарушений в подростковом возрасте
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние годы увеличилось количество подростков с нарушениями в эмоциональной и поведенческой сфере. Значительные социокультурные изменения, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, оказали влияние на характер социальной ситуации развития детей разных возрастов, и подростковый возраст не является исключением - дети подросткового возраста находятся в эпицентре внимания современных психологов. Становление и развитие личности современного подростка характеризуется такими особенностями как: распространение Интернета; отсутствие общественного заказа на определенную желательную жизненную траекторию вырастающего подростка; высокая социальная напряженность и неопределенность; изменение структуры и сущности понятия «семья»; размытая идентичность подростка в контексте изобилия вариантов идентификации. Перечисленные факторы, характеризующие социальную среду развития подростков в значительной степени влияют на функционирование эмоциональной сферы детей, а также могут выступать причиной формирования эмоциональных нарушений.
Проблема эмоциональных нарушений в подростковом возрасте требует специального психологического сопровождения. Поскольку подростковый возраст является чувствительным и перспективным для преодоления имеющихся особенностей и адаптации в обществе, необходимо уделять должное внимание данному контингенту детей, обеспечивать специальную психологическую помощь в системе образования. Чтобы организовать помощь подросткам необходимо изучить их психологические особенности, механизмы и структуру их эмоционального развития, особенности эмоциональных нарушений в подростковом возрасте.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Подходы к изучению эмоциональных нарушений в психологии
В современной психологии существуют различные взгляды на понимание сущности эмоциональных нарушений. Понимание этих нарушений невозможно без определения базового термина «эмоции».
По мнению С.Л. Рубинштейна, эмоции представляют собой субъективную форму существования потребностей, выражая ее активную сторону [27, с. 120]. По определению Р.С. Немова, эмоции – это непосредственное переживание в настоящий момент времени, которое возникает в результате воздействия на индивида значимых для него явлений и ситуаций, новых и интенсивных раздражителей [21, с. 119].
Рассматривая сущность эмоций, В.К. Вилюнас отмечает, что собственно эмоции являются длительными состояниями, порой только слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они характеризуются отчетливо выраженным ситуационным характером, выражая оценочное личностное отношение к актуальным или будущим ситуациям, к собственной деятельности. Эмоции обладают выраженным идеаторным характером, что предполагает их способность предвосхищать ряд событий, которые еще не наступили, возникая по причине представлений о пережитых или воображаемых ситуациях [8, с. 201].
Эмоциональное состояние – это особое состояние сознания, проявлением которого является субъективный эмоциональный комфорт (дискомфорт). По мнению Р.С. Немова, эмоциональное состояние может выступать в качестве интегральных ощущений благополучия отдельных систем организма или всего организма [21, с. 57].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
С целью изучения эмоциональных нарушений в подростковом возрасте было проведено эмпирическое исследование.
Для реализации цели были поставлены следующие практические задачи:
1. Выявить и сравнить эмоциональные состояния у мальчиков и девочек подросткового возраста.
2. Выявить и сравнить уровень депрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что существуют половые различия в эмоциональных нарушениях в подростковом возрасте.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска». В исследовании приняли участи 60 учащихся 5-7 классов в возрасте 10-14 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 мальчиков и 30 девочек.
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса [17].
Назначение методики: самооценка эмоциональных состояний. Под эмоциональным состоянием понимается характеристика эмоций человека, отражающая ее положение относительно объектов окружающей среды. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей среде или ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в современной психологии эмоциональные нарушения рассматриваются как группа психических нарушений, вызванная внешними и внутренними факторам, которые находят свое проявление в чрезмерном выражении эмоций человека или нарушением их динамики (это может быть неустойчивость или тугоподвижность). В качестве основных эмоциональных нарушений можно выделить: тревожность, депрессию, агрессивность. Эмоциональные нарушение связаны с дезадаптацией личности и могут выступить фактором для суицидального поведения.
Психологическими особенностями подросткового возраста являются: развитие личности подростка: открытие своего «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. В этом возрасте происходит трансформация системы отношений к окружающей действительности: формируются социальные установки, ценностные ориентации, нравственные убеждения, претерпевают отношение к себе, к другим людям и обществу в целом. Этот период отличается появлением внутриличностных конфликтов, обусловливающих негативное эмоциональное состояние.
Для подросткового возраста характерна эмоциональная нестабильность, которая проявляется в частых сменах настроения. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Подростки на фоне развития рефлексии склонны к депрессии. В этот период ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, неудачи в котором часто приводят к повышению тревожности. В подростковом возрасте, по сравнению с юношеским этапов, более выражены страхи, тревожность, агрессия, а также общее эмоциональное напряжение.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство девочек испытывают такие эмоциональные состояния как тревожность, переживая озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность;
1. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
2. Ананина, Л.В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л.В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. – М., 2017. – С. 143-147.
3. Баенская Е. Р., Либлинг. М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Методическое пособие. - М. : Полиграф сервис, 2001. - 120 с.
4. Белова, А.П. Оценка депрессивности в подростковом возрасте / А.П. Белова, С.Б. Малых, Е.З. Сабирова // Вестник ЮАГУ. – 2008. – № 1. – С. 145-148.
5. Бомба, А.С. Проблема эмоциональных нарушений в подростковом возрасте / А.С. Бомба // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. - № 7. – С. 83-89.
6. Будина, И.А. Подходы к изучению эмоциональных особенностей в отечественной и зарубежной литературе / И.А. Будина // Научный альманах. – 2016. – № 10. – С. 448–451.
7. Буслаева, Е.Н., Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. –2015. – № 10. – С. 107–112.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 220 с.
9. Гаврилова, Л.В. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя / Л.В. Гаврилова, М.А. Козлова // Преподаватель ХХI век. – 2018. – № 1. – С. 88-98.
10. Гаранян, Н.Г. Депрессия и личность : обзор зарубежных исследований / Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 2009. – № 1. – С. 79–89.
11. Земницкая, Ю.С. Личностная тревожность в подростковом возрасте / Ю.С. Земницкая // Педагогика и психология. – М., 2016. – С. 22-23.
12. Иванова, О.Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О.Н. Иванова, В.Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
13. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб. : Питер, 2011. – 528 с.
14. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
15. Крылов, В.И. Нарушение эмоциональной и волевой регуляции психической деятельности как основа для развития навязчивых нарушений / В.И. Крылов // Вестник психиатрии и психологи Чувашии. - 2014. - №10. - С. 14-20.
16. Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2010. – № 2. – С. 84-90.
17. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса // Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин – М.: М.: Эксмо, 2007. – С. 39-40.
18. Методика «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашовой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/58410-shkala-depressii-v-zunga-tsunga-adaptatsiya-t-i-balashovoj.
19. Михайлов, Б.В. Проблема депрессий в общесоматической практике / Б.В. Михайлов // Международный медицинский журнал. – 2003. – № 3. – С. 22–27.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2012. – 460 с.
21. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы психологии. – 668 с.
22. Новгородцева А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 38-50.
23. Павлова, Т.В. Внутриличностные конфликты современных подростков / Т.В. Павлова, О. А. Бенькова // Ломоносовские чтения на Алтае : фундаментальные проблемы науки и образования. – Барнаул, 2015. – С. 2007–2013.
24. Панченко С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития // Известия ЮФУТН. 2006. № 1. С. 95- 99.
25. Подольский, А.И. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хейманс. – СПб. : Питер, 2004. – 202 с.
26. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 536 с.
28. Сербина, Л.Ф. Особенности агрессивного поведения подростков / Л.Ф. Сербина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 2. – С. 98-106.
29. Солынин, Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
30. Шевченко, Л.Р. Влияние уровня тревожности на самооценку старших подростков / Л.Р. Шевченко // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 51-55.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц -31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты