Коммуникативные барьеры в межкультурном диалоге студенческой молодежи
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коммуникативные барьеры в межкультурном диалоге студенческой молодежи»
по дисциплине: «Межкультурные отношения»
2021
45.00 BYN
Коммуникативные барьеры в межкультурном диалоге студенческой молодежи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Межкультурные отношения
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных барьеров
1.2 Особенности межкультурной коммуникации студенческой молодежи
ГЛАВА 2 КОМУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ СТУДЕНТОВ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В начале XXI в. международные научно-образовательные обмены стали занимать ведущее место в системе международных отношений, современные тенденции и технологии в области образования и науки демонстрируют острые проблемы и перспективы. Коммуникация в сфере межкультурных отношений связана не только с развитием диалога, пропагандой собственной культуры за рубежом, но и непосредственно с теми острыми проблемами, которые возникают сегодня в сфере культуры и международного гуманитарного общения. В данном случае можно отметить, что межкультурная коммуникация выступает главным условием экономического, политического и гуманитарного сотрудничества.
Давно отмечается тот факт, что на эффективность общения могут оказывать влияние множество факторов как психологического, так и непсихологического плана. Определенная группа таких факторов получила название «барьеры в общении». Коммуникативные барьеры – это препятствия на пути к пониманию собеседника.
Важной научно-практической задачей межкультурной коммуникации является поиск способов получения человеком информации об успешности процесса межличностного и делового общения, осуществления рефлексии и выработки эффективных стилей общения.
Целью исследования является определение барьеров в межкультурном диалоге студенческой молодежи. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы изучения барьеров в межкультурной коммуникации;
2. Определить особенности межкультурной коммуникации студенческой молодежи
3. Выявить коммуникативные барьеры в коммуникации студенческой молодежи Гродненского государственного университета имени Я. Купалы.
Объектом исследования является межкультурная лингвистическая коммуникация.
Предмет исследования – коммуникативные барьеры (трудности) в межкультурном взаимодействии студенческой молодежи.
Курсовая работа построена на принципах объективности, системного и ценностного подходов к изучению проблемы. В работе использованы общенаучные и специальные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, типологический, сравнительный, статистический, системный методы исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных барьеров
Коммуникация (от латинского communare, что означает «делиться») – это акт передачи значений от одного объекта или группы к другому посредством использования взаимно понятных знаков, символов и семиотических правил.
Основные компоненты, присущие любому общению:
- Формирование коммуникативной мотивации или разума.
- Состав сообщения (дальнейшая внутренняя или техническая проработка того, что именно выражать).
- Кодирование сообщений (например, в цифровые данные, письменный текст, речь, изображения, жесты и т. д.).
- Передача закодированного сообщения как последовательности сигналов с использованием определенного канала или среды.
- Источники сигнала, такие как природные силы и в некоторых случаях деятельность человека (как преднамеренная, так и случайная), начинают влиять на качество сигналов, распространяющихся от отправителя к одному или нескольким получателям.
- Прием сигналов и повторная сборка закодированного сообщения из последовательности полученных сигналов.
- Расшифровка перекомпонованного закодированного сообщения.
- Интерпретация и осмысление предполагаемого исходного сообщения.
Научное изучение коммуникации можно разделить на:
- Теория информации, изучающая количественное определение, хранение и передачу информации в целом;
- Коммуникативные исследования, касающиеся человеческого общения;
- Биосемиотика, изучающая связь между живыми организмами в целом.
- Биокоммуникация, которая иллюстрирует опосредованные знаками взаимодействия внутри и между организмами всех сфер жизни, включая вирусы.
- Канал связи может быть визуальным, слуховым, тактильным / осязательным (например, шрифтом Брайля или другими физическими средствами), обонятельным, электромагнитным или биохимическим. Человеческое общение уникально благодаря широкому использованию абстрактного языка. Развитие цивилизации было тесно связано с прогрессом в области телекоммуникаций [1, с. 124].
ГЛАВА 2 КОМУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ СТУДЕНТОВ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Теоретический анализ и обобщение литературных источников, отражающих проблему, позволил дать теоретическое обоснование выдвинутого положения и помог в объяснении результатов эмпирических исследований.
Анализ научно-методической литературы позволил оценить состояние изученности интересующего вопроса, определить методологическую основу исследования, установить предположение, направленное на решение поставленной проблемы.
Одним из основных принципов подбора психодиагностических методик является соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности.
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В. Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [18, с. 601].
Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую.
Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.
Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении также разработана В.В. Бойко [19, с. 384].
Цель: определение ведущей стратегии защиты в общении с партнерами.
Методика состоит из 24 ситуаций - вопросов. Необходимо представить эти ситуации и выбрать тот вариант ответа, который больше всего подходит. Данные обрабатываются по 3 шкалам (стратегиям):
1. Стратегия «Миролюбие»;
2. Стратегия «Избегание»;
3. Стратегия «Агрессия».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие коммуникации как речевого взаимодействия тщательно проработано и изучено широким кругом исследователей. В частности, отмечается, что коммуникация есть «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени». Более того, коммуникация «облегчает взаимное приспособление людей и обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий всех участников коммуникативного акта».
В широком значении коммуникация определяется как передача информации между собеседниками, осуществляемая с помощью разнообразных средств. Но это только внешняя сторона явления, поскольку процессы зарождения, формирования, формулирования, дешифровки и понимания сообщения являются внутренними, и часто человек не задумывается над тем, как эти процессы протекают.
И в процессе коммуникации, и в процессе коммуникативного взаимодействия возникают различного рода трудности и проблемы, которые принято называть барьерами. В общем виде коммуникативный барьер представляет собой препятствие, возникающее на пути передачи смысла сообщения от коммуникатора к реципиенту. Причины возникновения психологических барьеров в общении разнообразны. Они могут быть связаны с особенностями функционирования социально-перцептивной системы собеседников, различиями в их социальном уровне, с особенностями психологического развития каждого из участников коммуникации и др.
В современных условиях мирового образования увеличивающееся число иностранных студентов является определяющей характеристикой и придает бóльший престиж каждому университету, институту или академии. Студенческая социокультурная среда характеризуется субъектностью участников кросскультурной коммуникации, самостоятельностью, самоконтролем и самоорганизованностью, рефлексией, независимостью суждений по вопросам нравственности. Даже блестящее владение иностранным языком не исключает непонимания и конфликтов с его носителями и требует развития культурной восприимчивости, кросскультурной компетенции, формирования определенных тезаурусных конструктов, практических навыков и умений.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в целом студентам свойственен высокий уровень общей коммуникативной толерантности.
1. Бориснёв, С. В. Социология коммуникации / С. В. Бориснев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 269 с.
2. Чернова, Г. Р. Социальная психология / Г. Р. Чернова. – СПб.: Ленингр. гос. ун-т (ЛГУ) им. А.С. Пушкина, 2010. – 199 с.
3. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов. – СПб.: Михайлов В.А., 2002. – 459 с.
4. Полетаева, О. Г. Формирование коммуникативной компетенции преподавателей в рамках программы повышения квалификации / О. Г. Полетаева, Т. Г. Панина // Коммуникативные исследования. – 2020. – Т. 7. № 4. – С. 909–921.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 428 с.
6. Братусь, Б. С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование / Б. С. Братусь. – М.: Знание, 1985. – 65 с.
7. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. – Изд-во Московского университета, 1986. – 288 с.
8. Абакирова, Т. П. Формирование коммуникативных свойств личности // Становление личности на современном этапе / Т. П. Абакирова. – Бийск, 2000. – №6. – С. 12–19.
9. Мухадинов, В. Р. Способы преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении / В. Р. Мухадинов // Инженерные технологии и системы. – 2011. – № 4. – С. 74–79.
10. Зубкова, И. В. Коммуникативные барьеры как фактор повышения риска непонимания в межличностных отношениях / И. В. Зубкова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2011. – №1. – С. 148–157.
11. Жукова, Л. С. Социально-культурные условия межкультурного сотрудничества студенческой молодежи / Л. С. Жукова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 1. – С. 48–58.
12. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / под ред. А. П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.
13. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. – М.: Слово, 2008. – 624 с.
14. Кузнецова, С. К. На стыке культур / С. К. Кузнецова. – М.: Альфа-Браво, 2013. – 458 c.
15. Новикова, Н. Г. К вопросу об обучении студентов вузов межкультурным коммуникациям: методический аспект / Н. Г. Новикова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2016. – №1. – С. 178–184.
16. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация / А. П. Садохин. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 248 c.
17. Бахарев, В. В. Социализация студенческой молодежи: межкультурные аспекты / В. В. Бахарев // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 2. – С. 38–42.
18. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов на Дону: «Феникс», 2003. – 704 с.
19. Карелин, А. М. Большая энциклопедия психологических тестов / А. М. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты