Методика направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Методика направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ
1.1 Понятие выносливости
1.2 Значение физической выносливости в жизнедеятельности человека
1.3 Факторы, оказывающие влияние на развитие выносливости
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ АНАЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
2.1 Задачи, решаемые в процессе воспитания анаэробной выносливости
2.2 Средства и методы развития анаэробной выносливости
2.3 Физическая нагрузка как средство развития выносливости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе жизнедеятельности каждого человека особое место занимает уровень его физического развития. Ведь, чем лучше сформированы двигательные навыки и физические качества, тем значительнее будет работоспособность. Прежде всего, следует уяснить, что же такое физические качества. Под данным термином следует понимать качественный аспект двигательных потенциалов человека и его единичных действий. Необходимо, на протяжении всей жизни, вовремя и разнонаправленно развивать свой физический уровень, который обуславливается как физическими, так и психическими факторами, в частности ступенями прогресса волевых качеств.
Выносливость – это основная физическая сторона человеческого развития, которая проявляется в повседневной, профессиональной, а также спортивной деятельности. Она отображает общий уровень работоспособности людей.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что выносливость является важнейшим свойством организма человека, которое включает в себя ряд функций, а также объединяет в себе совокупность процессов, протекающих на различных уровнях: от клеточного и до целостного. Но, как демонстрирует анализ научных исследований последнего десятилетия, в превалирующем большинстве, центральная роль в выражении выносливости относится к факторам энергетического обмена и вегетативным системам его снабжения – сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.
Теория физической подготовки представляет выносливость как способ поддержания необходимой формы для обеспечения физической деятельности, а также противостояние усталости, которая напрямую связана с процессом жизнедеятельности. Из этого следует, что выносливость выражается в двух центральных формах: в ускоренном понижении работоспособности при наступлении усталости; в длящемся процессе работоспособности, который должен поддерживаться на достаточно высоком уровне, до появления первых признаков усталости.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ
1.1 Понятие выносливости
В физическом развитии одним из важных компонентов является выносливость. Существует два основных вида выносливости – это общая и специальная. Общая выносливость проявляется во время продолжительной работы умеренной мощности при использовании большей части мышечного аппарата. По – другому, ее называют общей аэробной выносливостью, потому что она определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (кардиореспираторной и др.). По факту она играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, является важнейшим компонентом физического здоровья, служит предпосылкой для развития специальной выносливости, также помогает лучше развивать другие двигательные качества.
Общая выносливость – это способность человека к продолжительной физической работе умеренной интенсивности или аэробного характера, где частота сердечных сокращений находится в районе 130 – 140 уд/мин, с функционированием большей части мышечного аппарата [6].
Успешная производственная деятельность также зависит от общей выносливости, так как существует прямая взаимосвязь между работоспособностью человека и выносливостью. Более выносливые люди способны выполнить гораздо больше по объему работы, они меньше устают и быстрее восстанавливаются. Общая выносливость позволяет легко переключиться с одного вида физической деятельности на другой, так как она обеспечивается аэробной производительностью человека.
Не вызывает сомнений, что тот, кто в состоянии проявить незаурядную выносливость в каком-либо виде деятельности, требующем активного участия основных функциональных систем организма, с большой вероятностью может продемонстрировать ее и в некоторых других видах деятельности, при этом чем ближе сходство этих видов деятельности, тем в большей мере оно будет реализовываться.
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ АНАЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
2.1 Задачи, решаемые в процессе воспитания анаэробной выносливости
Основные из задач, решаемых в процессе воспитания анаэробной выносливости – это задачи воспитания скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Суть их заключается в том, чтобы обеспечить направленное развитие специфической выносливости каждого типа в той мере, в какой это необходимо для всестороннего совершенствования двигательных способностей и специальной подготовки к избранной деятельности. Понятно, что достигаемая степень развития специфической выносливости будет неодинаковой при различном предмете специализации [4].
Так, при специализации в видах спорта, требующих предельных проявлений скоростной выносливости, ее воспитание направлено на достижение возможно высокой степени развития этой способности, в других же случаях обеспечивается лишь некоторая, не предельная степень ее развития, которая определяется общими закономерностями всестороннего физического воспитания и потребностями прикладной физической подготовки к трудовой или иной деятельности [11].
Взаимосвязь задач. Задачи по воспитанию анаэробной выносливости в норме решаются преимущественно после того, как достигнут некоторый базовый уровень общей выносливости. Форсированное воспитание, например, скоростной или силовой выносливости без предшествующего повышения общего уровня аэробных возможностей оказывается недостаточно эффективным, а в определенных случаях и мешающим нормальному функционированию и развитию организма. Существенно в этой связи, что биологические предпосылки возможно высокого уровня проявления большинства видов специфической выносливости (особенно тех, которые характеризуются предельной мобилизацией смешанных – анаэробно-аэробных возможностей организма) созревают в процессе возрастного развития позже, чем предпосылки сравнительно высокого уровня проявления общей выносливости [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой – либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Ее можно расценивать, как способность организма противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности. Из видов выносливости можно выделить скоростную, силовую, статическую и динамическую, игровую и координационную. Поэтому методы измерения выносливости, методики ее тренировки более сложны по сравнению с другими двигательными качествами.
Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств. Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма.
Реализация способности человека к проявлению различных видов выносливости обусловлена многими факторами. К ним можно отнести не только социальные и личностные особенности индивида, но и особенности его морфофункционального развития, состояния здоровья, спортивно-технического мастерства, устойчивости к воздействию стресс-фактора.
Целостный процесс воспитания выносливости должен быть направлен на комплексное развитие не только физической работоспособности, но и личностно-психических качеств, от которых в решающей мере зависит полноценное использование работоспособности.
Основными средствами воспитания анаэробной выносливости являются упражнения или комплексы упражнений, применительно к которым обеспечивается тот или иной уровень развития анаэробной выносливости.
1. Алиев М. Н., Гаджимурадова Р. Т. Воспитание общей выносливости// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – № 9 / том 53.- 2010. – С. 90-94
2. Ашмарин Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие – М.: Академия,2005. – 287с.
3. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта// И.С. – Барчуков М.: КноРус, 2011. – 368с.
4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
5. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость: Учеб. – метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1–10 с.
6. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. – М. : Советский спорт, 2009. – 200 с.
7. Карасев, А.В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. – М.: Лептос, 2004. – 368 с.
8. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – гл. 8. –С. 106-122
9. Матвеев, А.П., Мельников, С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособ. – М.: Просвещение,2001. –191с.
10. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. – М.: Астрель–АСТ, 2003. –863 с.
11. Оуэн, Сара Рецепты усиления выносливости / Сара Оуэн. – М.: Амфора, Амфора, 2012. – 219 c.
12. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. –М.: Физкультура и спорт, 2004. – С.55-74
13. Прус, Е. А. Развитие двигательных способностей на уроках физической культур // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. – Чита: Издательство М. ученый, 2014. – С. 140-142.
14. Развитие общей выносливости как средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / сост.: В. А. Ильков, М. Г. Демиденко, Т. Ф. Торба. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016. – 21 с.
15. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта: моногр. / В.Н. Селуянов. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 646 c.
16. Скрынник, О.В. Теоретические основы физического воспитания. - Уссурийск: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2009. – 73с.
17. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под ред. Б.М. Шияна – М.: Просвещение,2005. – 245с.
18. Тупиев, И. Д. Развитие локальной мышечной выносливости у квалифицированных биатлонистов / И.Д. Тупиев, C.B. Латухов, А.Г. Дороднов // Теория и практика физ. культуры. 2011. – № 2. – С. 76 – 79.
19. Тупоногова, О. В. Тренировка выносливости у юных бегунов на средние дистанции: обзор соврем, тенденций / О.В. Тупоногова // Вестн. спортив. науки. – 2012. – № 1. С. 28 – 33.
20. Фарфель, B.C. – Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 208с.
21. Физическая культура: Учеб.пособ. / Под ред. Б.И. Загорского, И.П. Залетаева, Ю.П. Пузырь. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа,2001. – 383с.
22. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности// Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007. –168 с.
23. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
24. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты