Взаимосвязь уровня развития коммуникативных навыков и агрессивности в юношеском возрасте
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь уровня развития коммуникативных навыков и агрессивности в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь уровня развития коммуникативных навыков и агрессивности в юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Организация: Барановичский государственный университет, ГУ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Корреляционная матрица.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Коммуникативные навыки: структурно-содержательная характеристика
1.2 Агрессивность как научно-практическая проблема
1.3 Особенности эмоциональной сферы в юношеском возрасте
1.4 Факторы формирования коммуникативных навыков в юношеском возрасте
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи уровня развития коммуникативных навыков и агрессивности в юношеском возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проявление агрессивности в современном мире вызывает серьезное беспокойство. Агрессивность проникает во все сферы общества, оказывая негативное влияние на массовую культуру, социальные группы и каждого человека. Агрессивность молодежи сегодня становится обыденностью, а не исключением.
В настоящее время данная проблематика является одной из самых широко обсуждаемых. В последние годы наблюдается тенденция к исследованию феномена агрессивности как сложного явления, которое формируется под влиянием различных факторов (А. Бандура, Л. Берковиц, А.А. Реан, А.Б. Крючкова, С.Г. Пилецкий, И.А. Фурманов и др.), как биологических, так и социальных.
Детерминантами агрессивности могут быть как внешними, так и внутренними. Одним из факторов агрессивности в юношеском возрасте могут вступать недостаточно развитые коммуникативные навыки. В этом возрасте общение занимает важное место, которое определяет развитие личности молодого человека. Уровень сформированности коммуникативной компетенции влияет на адаптацию юношей и девушек, их эмоциональное благополучие.
Изучением коммуникативных навыков занимались такие ученые, как В.В. Бойко, С.А. Бородай, Н.А. Воробьева, В.М. Гришук, С.А. Драгунова, И.В. Зотова, П.Ю. Смирнова и др.
Проблеме агрессии и агрессивного поведения посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии. Феномен агрессии анализируется в работах таких ученых как А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.В. Шунчева и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Коммуникативные навыки: структурно-содержательная характеристика
В современной психологической науке коммуникативные навыки рассматриваются как важнейший феномен, позволяющий эффективно устанавливать общение с другими людьми. Сущность понятия «коммуникативные навыки» раскрывается через его составляющие: навыки и коммуникацию. Навык представляет собой способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания промежуточных шагов [1, с. 18].
Коммуникация рассматривается в качестве одной из сторон процесса общения и связана с выявлением особенностей процесса обмена информацией между людьми как активными субъектами. Коммуникативный процесс характеризуется главным образом намерением его участников взаимодействовать и влиять друг на друга, познавать друг друга. Для этого необходимо не только использование одного языка, но и единое понимание контекста ситуации. При взаимодействии людей коммуникация получает новое качественное содержание [5, с. 215].
По мнению А.Н. Андреевой, коммуникация – это смысловой аспект социального взаимодействия, и поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает в себя и коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями [5, с. 216].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических взаимосвязи уровня развития коммуникативных навыков и агрессивности в юношеском возрасте было проведено эмпирическое исследование.
Этапы эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование взаимосвязи уровня развития коммуникативных навыков и агрессивности в юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь уровня развития коммуникативных навыков и агрессивности в юношеском возрасте.
Исследование проводилось на базе ГУ «Барановичский государственный университет». Всего в исследовании приняли участие 30 студентов 2-3 курсов факультета педагогики и психологии. Возраст испытуемых – 18-19 лет.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко [24].
С помощью методики можно выявить следующие признаки негативной установки:
- завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них;
- открытая жестокость в отношениях к людям;
- обоснованный негативизм в суждениях о людях;
- брюзжание, т. е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что коммуникативные навыки представляют собой способность использовать свои знания, вербальные и невербальные умения для достижения целей коммуникации. Существуют группы коммуникативных навыков: информационные, перцептивные, поведенческо-прикладные. Развитые коммуникативные навыки выступают условием осуществления эффективной коммуникации. Важное место в структуре коммуникативных навыков занимает коммуникативная толерантность – характеристика личности с преобладающей направленностью на бесконфликтное коммуникативное поведение.
В современной психологии агрессивность рассматривается с одной стороны, как форма враждебности, которая проявляется в агрессивных формах поведения, с другой стороны, как динамическая характеристика адаптивности и активности индивида. Под агрессивностью мы понимаем устойчивую личностную черту, отражающую склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей ситуации.
В юношеском возрасте происходит существенная перестройка эмоциональной сферы вместе с развитием самостоятельности, повышается эмоциональная чувствительность, увеличивается разнообразие эмоциональных реакций, возрастает эмоциональная устойчивость, происходит повышение уровня саморегуляции и самоконтроля.
Основными факторами формирования коммуникативных навыков в юношеском возрасте являются: индивидуально-типологические особенности, социальные факторов, условия семейного воспитания, характер общения со сверстниками, образовательное пространство (особенности обучения, проведение тренингов).
Проведенное эмпирическое исследование показало, что большая часть студентов обладает средним уровнем негативной коммуникативной установки. Это свидетельствовать о среднем уровне развития коммуникативных навыков в юношеском возрасте.
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002. - 208сс.
2. Алиризаева, Р.З. Коммуникативные навыки как фактор успешности учебной деятельности студентов // «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/671/4431.
3. Аманова, Т.Г. Психологические особенности развития эмоциональной сферы в юношеском возрасте / Т.Г. Аманова // Роль инноваций в трансформации современной науки. – Уфа, 2017. – С. 192-195.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Н. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 456 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
6. Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды/ Т.Н. Банщикова // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 196-201.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
8. Бородай, С.А. Формирование коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей: автореф. дис. канд. пед. наук / С.А. Бородай. – Чебоксары, 2004. – 26 с.
9. Бочарова, Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского ,ун-та. – 2011. – Вып. 1. – С. 64-69.
10. Василенко, А.А. Взаимосвязь адаптивности и агрессивности студентов / А.А. Василенко // Вестник Института психологии и педагогики. – 2017. – № 21. – С. 10-16.
11. Вознюк Ю. С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю. С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015. – № 9–10 (56). – С. 25–29.
12. Воробьева, Н. А. Структурно-функциональные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей старшеклассников: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.А. Воробьева. – Кемерово, 2004. – 26 с.
13. Гришук, В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / В.М. Гришук. – Киров, 2005. – 21 с.
14. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С. 80-84.
15. Драгунова, С.А. Роль семьи в формировании коммуникативных навыков подростков / С.А. Драгунова // Инновации и традиции педагогической науки. – Киров, 2019. – С. 97-100.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М. : Логос, 2000. – 384 с.
17. Зотова, И. В. Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе / И. В. Зотова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 202-204.
18. Ильин, Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с.
19. Корытченкова, Н.И. Интегральные характеристики агрессивности личности / Н.И. Корытченкова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 4 (68). – С. 152-156.
20. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
21. Крутых, У.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. – Краснодар, 2006. – 23 с.
22. Крючкова, А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Б. Крючкова. – Москва, 2010. – 20 с.
23. Мерзлякова, С.В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов: автореф. дис. канд. психол. наук / С.В. Мерзлякова. – Астрахань: Астраханский гос. ун-т., 2006. – 17 с.
24. Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко // Практическая психология : психодиагностика отношений между родителями и детьми / В.Б. Шапарь. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – С. 225-228.
25. Пантелеева, Т. В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности / Т. В. Пантелеева // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. – Москва : Буки-Веди, 2015. – С. 11-14.
26. Попова, А.А. Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии / А.А. Попова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 121-126.
27. Светлякова, О.А. Проблемы формирования коммуникативных навыков студентов вуза / О.А. Светлякова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 10. – С. 381-384
28. Сиколенко, Е.В. Гендерные особенности эмоциональной зрелости в юношеском возрасте / Е.В. Сиколенко // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. – Новосибирск, 2017. – С. 988-1004.
29. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
30. Смирнова, П.Ю. Формирование коммуникативных способностей в юношеском возрасте / П.Ю. Смирнова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 2. – С. 53-55.
31. Фролова, О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста / О. В. Фролова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – № 2. – С. 159-164.
32. Хохлова, Е.В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.В. Хохлов. – Нижний Новгород, 2008. – 18 с.
33. Шабалин, О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О.М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2. – С. 33-35.
34. Шестакова, Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е.Г. Шестакова // Образование и наука. – 2009. – № 7. – С. 51-66.
35. Шматко, М.В. Влияние социальных сетей на коммуникативные навыки подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka. ru/2016/12/18054.
36. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во Сова, 2002. – 272 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Корреляционная матрица.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты