Прокуратура Республики Беларусь
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Прокуратура Республики Беларусь»
по дисциплине: «Уголовное право и процесс»
2021
45.00 BYN
Прокуратура Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовное право и процесс
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1 Прокуратура в системе государственных органов
2 Принципы организации деятельности прокуратуры
3 Основные направления деятельности прокуратуры
Заключение
Список использованных источников
Введение
В процессе развития демократического правового государства важное значение имеет укрепление законности и правопорядка. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Социально-экономические процессы, происходящие в стране в последние годы, укрепляющиеся рыночные отношения, тенденции к построению правового государства обусловливают растущую общественную потребность в защите установившегося общественного строя и общественного правопорядка.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организаций, общественных объединений и т.д. является высшей целью любого демократического государства, а государственные органы должны обеспечить защиту данных прав, и подчинение закону всех участников правоотношений, однако зачастую бывает, что и сами государственные органы нарушают закон или превышают полномочия, и здесь возникает вопрос, кто же должен защитить права лиц.
Прокуратура Республики Беларусь занимает очень высокое место в развитии демократического правового государства в Республике Беларусь, что определяется тем, что прокуратура является хорошо скоординированным механизмом, непосредственно контролирующим систему разделения и взаимодействия органов государственной власти.
В современных условиях прокуратура является элементом, так называемой системы «контроля и противовеса» и принимает меры по предотвращению и устранению любых нарушений закона, независимо от того, кто приходит (законодательные, исполнительные, судебные органы).
В то же время следует отметить, что сама прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти и поэтому не несет ответственности ни перед одной из них. Все ветви власти сотрудничают друг с другом и, как единый государственный орган, заинтересованы в сохранении и укреплении верховенства закона, которое должна обеспечивать прокуратура. Без уважения к верховенству права не может быть сильной, эффективной государственной власти для выполнения своих задач.
Актуальность исследования. Заключается в том, что исследование правового регулирования деятельности прокуратуры страны по обеспечению законности имеет теоретическое и практическое значение, так как формы и методы прокурорского надзора в современный период выработаны практикой его осуществления и обусловлены преемственностью достижений и опыта работы прокуратуры по укреплению законности на различных этапах развития нашего государства.
1 Прокуратура в системе государственных органов
Органам прокуратуры присуще особое положение как в системе органов государственной власти в целом, так и в системе правоохранительных органов Республики Беларусь, на что указывает ее конституционно-правовой статус.
Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти имеет большое значение для определения статуса, организации, форм деятельности и методов работы прокуратуры.
Так, согласно Конституции Республики Беларусь, Прокуратуре Республики Беларусь предлагается осуществлять так называемые «сдержки и противовесы» в системе разделения властей. Прокуратура принимает меры для прекращения нарушения закона, независимо от того, кто совершил эти преступления. В то же время прокуратура вносит свой вклад во взаимодействие и совместное функционирование ветвей власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и укреплении верховенства закона [16]
Необходимо отметить, что прокурорский надзор осуществляется исключительно от имени государства, что четко указывает на существенное отличие прокурорского надзора от иных видов контрольной деятельности государства, непосредственно связанной с исполнением требований закона иными государственными органами (налоговых инспекций, санитарного надзора, пожарного надзора и т.д.).
Так, в отличие от контрольной деятельности иных государственных органов, прокурорский надзор за исполнением законов распространяется и на законность деятельности контролирующих и правоохранительных органов, так и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются исключительно органы прокуратуры.
Так, необходимо отметить, что прокуратуре Республики Беларусь не только не поднадзорна деятельность Президента Республик Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь (Парламента), а напротив, она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов.
Окончательные решения по протестам на незаконные акты исполнительно-распорядительной власти и должностных лиц принимаются не прокурорами, а соответствующими властными структурами и судами. Протесты прокурора на решения судов по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях рассматривают вышестоящие суды и принимают по ним решения. Таким образом, основное правомочие прокурора – выявить нарушение закона – поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного [21, c. 18].
Согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 года №220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь» система органов прокурату включает:
1. Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
2 Принципы организации деятельности прокуратуры
Прокуратура Республики Беларусь-это система государственных органов, на которые возложена реализация Конституции Республики Беларусь и других законодательных актов, являющихся специфическими формами государственной деятельности, с надзором за точным и единообразным исполнением законов.
Основная задача прокурорского надзора, определяющая назначение, роль и место прокурора в государственном механизме.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 года «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов, других актов законодательства представляет собой самостоятельную, особую форму государственной деятельности.
Появление, развитие прокуратуры как централизованной системы обусловило необходимость обеспечения точного, единообразного исполнения законов, нормативных правовых актов, постановлений, иных нормативных актов государства, хозяйствующих субъектов или контролирующих органов, органов местного самоуправления, организаций, коммунальных предприятий, должностных лиц, а также граждан всего государства.
Как мы все знаем, в нашем государстве есть три ветви власти: правосудие, законодатель и судебный пристав.
Почти все государственные органы относятся к ветви власти, но прокуратура не является частью системы органов государственной власти и государственного управления, не является судебным органом. Прокуратура подразделяется на самостоятельную систему государственных органов, а надзор за деятельностью прокуратуры является самостоятельной формой государственной деятельности [20, c. 55].
Принципы прокурорского надзора являются общими руководящими принципами, определяющими существенные аспекты организации и осуществления прокурорского надзора.
Основными принципами организации и деятельности прокуратуры являются основные положения, определяющие основные характеристики прокуратуры и ее основные требования.
Основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры были выработаны еще В.И. Лениным:
- надзор прокуратуры не только за точным, но и единообразным исполнением законов;
- единство и централизация органов прокуратуры;
- независимость их от местных органов власти [19].
За последние десятилетия практика выработала ряд новых принципов, которые являются основополагающими в современных условиях жизнедеятельности общества и государства.
3 Основные направления деятельности прокуратуры
Итак, согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 года №220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь» задачами и направлениями деятельности прокуратуры являются [11]:
Обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
С целью выполнения данных задач прокуратура осуществляет надзор непосредственно за:
- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, которые непосредственно подчинены Совету Министров Республики Беларусь, а также местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД);
- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания по уголовным делам;
- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
Прокуратура Республики Беларусь координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью [23, c. 419].
Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - УПК Республики Беларусь), так, согласно ст. 34 УПК Республики Беларусь прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде, а также осуществляет ряд иных полномочий, предусмотренных УПК Республики Беларусь [26].
Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел; а также при рассмотрении дел, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; поддерживают государственное обвинение по уголовным делам;
Заключение
В результате исследования была достигнута цель курсовой работы.
В Конституции Республики Беларусь говорится, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства.
Из этого следует, что защита прав и свобод граждан является конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и органов.
Прокуратура занимает особое положение как в системе органов государственной власти, так и в системе правоохранительных органов Республики Беларусь, о чем свидетельствует ее конституционно-правовой статус.
Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти имеет большое значение для определения статуса, организации, форм деятельности и методов работы прокуратуры.
Так, согласно Конституции Республики Беларусь, прокуратуре Республики Беларусь предлагается осуществлять так называемые «сдержки и противовесы» в системе разделения властей.
Прокуратура принимает меры для прекращения нарушения закона, независимо от того, кто совершил эти преступления.
В то же время прокуратура вносит свой вклад во взаимодействие и совместное функционирование ветвей власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и укреплении верховенства закона.
В последние десятилетия практика выработала ряд новых принципов, которые необходимы в современных условиях жизни общества и государства.
Эти принципы закреплены в Законе Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».
Таким образом, деятельность прокуратуры Республики Беларусь основывается на следующих принципах: законность, равенство всех граждан перед законом, независимость прокурора, подчинение прокуроров низшего уровня прокурорам более высокого уровня, прозрачность и обязательное соблюдение требований прокурора.
Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 года №220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь» задачами и направлениями деятельности прокуратуры являются: обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
Прокуратура Республики Беларусь координирует правоохранительную деятельность государственных органов, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией, и деятельность других организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
1 Алексеев, А. И. Профессия – прокурор: учебное пособие / А.И. Алексеев, В. Б. Ястребов. – Минск: Изд-во БЕК, 2008. – 230 с.
2 Басков, В.И. Прокурорский надзор. Учебник.3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.И. Баскова. - М.: НОРМА, 2007. - 704 с.
3 Беляев, В.П. Сущность надзора и некоторые пути его оптимизации / под ред. В.П. Беляева / Следователь. - 2015. - № 12. - С.55-58.
4 Божьева, В.П. Правоохранительные органы: учеб. пос. студ. юридич. специальностей вузов / под ред. В. П. Божьева. – М., 2012. – 400 с.
5 Василевич, Д. Г. Статус прокуратуры в системе других государственных органов / Д. Г. Василевич // Юридический журнал. – 2008. – №3. – С. 60 – 64.
6 Ветров, Ю.И. Уголовное право. Общая часть: учебник / Ю.И. Ветров. – М.: Новый юрист, 2007. – 592 с.
7 Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор: курс лекций / Ю. Е. Винокуров; под ред. Ю. Е. Винокурова – М.: Экзамен, 2013. – 576 с.
8 Гражданский Процессуальный Кодекс от 11 января 1999 года № 238-3 (ред. от 17.12.2020, 2/2788)// Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900238//.
9 Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы: учебник для ВУЗов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. – М.: Изд-во БЕК, 2010. – 320 с.
10 Данилевич, А. А. Судоустройство / А. А. Данилевич, Л. Л. Зайцева, И. И. Мартинович, А. В. Солтанович // Система и структура органов прокуратуры: учеб. пособие / А.А. Данилевича, И.И. Мартинович, Л.Л. Зайцев, А.В. Солтанович. Минск.– №5. – С. 277 – 283.
11 Закон Республики Беларусь О прокуратуре Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 (ред. 15.12.2020, 2/2782) // Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220//.
12 Закон Республики Беларусь О прокуратуре Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 (ред. 15.12.2020, 2/2782) // Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220//.
13 Закон Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц от 18 июля 2011 г. № 300-3 (ред. 23.07.2020, 2/2769) // Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11100300//.
13 Закон Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц от 18 июля 2011 г. № 300-3 (ред. 23.07.2020, 2/2769) // Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11100300//.
14 Здравомыслов, Б.В. Уголовное право. Общая часть: учебник / Б.В. Здравомыслов, Ю.А. Красиков, А.И. Рарог. – М.: Юрайт, 2014. – 429 с.
15 Кеник, А. А. Прокурорский надзор: учебное пособие. / А. А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008. – 192 с.
16 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)// Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus//.
17 Коробеев, И.И. Уголовное право : курс лекций / И.И. Коробеев. – Владивосток, 2009. – 520 с.
18 Крылова, Н.Е., Серебренникова, А.В. Уголовное право: учебное пособие / Н.Е. Крылова, А.В. Серебренникова. – Изд. 3-е, переработ., и доп. – М.: Зерцало, 2014. – 420 с.
19 Ленин, В.И. Полное собрание – М., 1958. – Т. 45. –С. 198-203.
20 Лукашов, А.И. Уголовное право Республики Беларусь. Состояние и перспективы развития: пособие для студентов / А.И. Лукашов. – Мн., 2012. – 120 с.
21 Мартинович, И. И. Прокуратура в Беларуси: становление и развитие / И. И. Мартинович. – Минск: БГУ, 2013. – 112 с.
22 Процессуально-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь Об Административных Правонарушениях от 6 января 2021 г. № 92-З // Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK2100092//.
23 Саркисова, Э.А. Уголовное право: учебное пособие / Э.А. Саркисова. – Мн.: Тесей, 2015. – 592 с.
24 Сокол, С.С. Прокурорский надзор в Республике Беларусь: учеб. пособие / под общ. ред. А.К. Глюков, И.И. Пирштук, С.С.Сокол. - Минск: «БИП-С», 2001. - 212 с.
25 Таранова, Т. С. Устройство прокуратуры в правовом государстве / Т. С. Таранова // Отдел кадров. – 2012. – № 6. – С. 114.
26 Уголовный Процессуальный Кодекс Республики от 293-3 от 16.07.1999 г. // Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/ugolovno-protsessualnyj_kodeks_rb.htm//.
27 Хозяйственный Процессуальный Кодекс от 15 декабря 1998 г. № 219-3 (ред. 14.01.2021, 2/2809) // Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK9800219//.
28 Хомич, В.М. Уголовное право. Общая часть: учебник / В. М. Хомич. – Мн.: Тесей, 2012. – 496 с.
29 Шостак, М. А. Прокурорский надзор: становление органов прокуратуры Республики Беларусь / М. А. Шостак. – Минск, 2012. – 176 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты