Формирование осанки в процессе физического воспитания
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование осанки в процессе физического воспитания»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Формирование осанки в процессе физического воспитания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнения для укрепления «мышечного корсета».
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Причины возникновения нарушения осанки у детей 9-11 лет
1.2. Формирование осанки и влияние спортивных занятий на развитие осанки детей 9-11 лет
Глава 2. Исследование методики формирования осанки в процессе физического воспитания
2.1. Экспериментальная методика по формированию осанки у детей 9-11 лет с помощью средств спортивной гимнастики
2.2. Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность. Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Важна, своевременна и достаточно сложна задача раннего формирования культуры здоровья. Младший школьный возраст является решающим значением для формирования основы физического и психического здоровья. Формирование функциональных систем организма и развитие органов, основные черты личности, формирование характера закладывается у ребенка в 9-11 лет. У детей важно развивать практические навыки здорового образа жизни и базу знаний, предполагаемую потребность в регулярной физической культуре и спорте.
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни, в последние годы, рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией ухудшения здоровья всех социально демографических групп населения в России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование здорового образа жизни. Свое отражение данная проблема находит в учениях, теории и практике.
В последние годы, благополучия ориентации, сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую обеспокоенность вызывает тенденция к ухудшению.
Большое значение на здоровье детей влияет на правильную осанку. Осанка-это важная часть человеческого тела. Его формирование происходит в дошкольном возрасте. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Причины возникновения нарушения осанки у детей 9-11 лет
Изучение различных аспектов состояния осанки детей младшего школьного возраста посвящено большое количество научных работ: Г.А. Халемский, В.К. Велитченко, О. В. Козырева, И. Д. Ловейко, E. И. Степаненкова, М. А. Рунова М. Д. Маханева.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже в конце первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад.
Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе беременности. Когда ребенок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника [13].
Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Ясно, естественные изгибы позвоночника образуются к 7-8 годам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от ударов и вибрации, так, что позвоночник приобретает способность отскочить с движениями ног.
Среди основных причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Важно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося в его нарушении, в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
Глава 2. Исследование методики формирования осанки в процессе физического воспитания
2.1. Экспериментальная методика по формированию осанки у детей 9-11 лет с помощью средств спортивной гимнастики
На основе анализа специальной литературы, был разработан специальных комплекс упражнений (с использованием дополнительной нагрузки – фитнес - резинки), который применялся на уроках по физической культуре.
Уроки проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница). Первый комплекс специальных упражнений выполнялся в конце подготовительной части урока, второй комплекс выполнялся в начале основной части.
Над каждым комплексом дети 9-11 лет работали 20-25 минут. При смене упражнения применялись упражнения на расслабление, встряхивание конечностей, упражнение на дыхание.
В конце подготовительной части использовался комплекс упражнений № 1.
Комплекс упражнений № 1.
1. Исходное положение – стойка на первой рейке гимнастической стенки, руки хватом на уровне талии – подъем на полупальцы. Выполнять 16 раз, 2 подхода. упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой.
2. Из седа ноги врозь с наклоном вперед. Поднимание ног поочередно и одновременно с помощью партнера
-правой – удержание 8 счетов, 2 подхода;
-левой - удержание 8 счетов, 2 подхода, партнер должен спрашивать о состоянии натяжения мышцы у выполняемого упражнения.
3. Исходное положение – стойка спиной к гимнастической стенке, руки согнуты на уровне головы. Наклон вперед с разгибанием рук.
Выполнять 8 раз, 4 подхода.
Заключение
Проведя теоретический анализ литературы и педагогический эксперимент можно сделать следующие выводы:
Таким образом, хорошая осанка должна рассматриваться как навык, как двигатель компетенции. В основе формирования навыка — осанки-это механизм условно-рефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.
Для профилактики нарушения осанки, рекомендуется проводить игры и упражнения. Увлекательные игры, забавные упражнения с предметами (гимнастическими палками, мячами), ходьба на ребрах треков, имитация животных («прогнуться, как кошка», «тянуть шею, как гусь», все эти вещи и многие другие методы помогают учителям развивать их расходы привычка ходить, расправить плечи, сидеть, не сутулясь.
Исходя из результатов диагностики до эксперимента можно сделать вывод о том, что обе группы имеют примерно равное количество детей по их нарушениям осанки.
Далее нами в занятия экспериментальной группы были внедрены комплексы упражнений спортивной гимнастики, направленных на формирование правильной осанки у детей 9-11 лет.
После эксперимента уменьшение позвоночного изгиба позвоночника обнаружено у 1 ребенка в контрольной группе. В экспериментальной группе детей не было.
Отклонение в плечевом поясе обнаружено в контрольной группе у 1 ребенка и у 2 детей экспериментальной группы.
Незначительные нарушения имеют 2 младших школьников в контрольной и 5 в экспериментальной группе.
Отсутствие нарушений осанки имеют 3 младших школьника в контрольной и 5 в экспериментальной группе.
1. Абу, Атван Ю. И. Профилактика и лечение нарушений осанки у детей средствами физической культуры / Абу Атван Ю. И. // Мир спорта. – 2003. – № 1–2. – С.71–75.
2. Аксенова, А. М. Миокоррекция при лечении сколиозов / А. М. Аксенова // ЛФК и массаж. – 2007. – 8(44). – С. 13–16.
3. С. Н. Алексеюк // Актуальные проблемы лечебной физической культуры и физиологии мышечной деятельности: материалы Междунар. науч. сес. по итогам НИР за 2004 г. «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту». – Минск,2005. – С. 6–9.
4. Алферов, А. А. Влияние занятий атлетической гимнастикой на опорно–двигательный аппарат при заболевании сколиозом / А. А. Алферов // Теория и практика физической культуры и спорта в современных условиях развития образования: материалы VI междунар. науч.-практ. конф., (26–29 окт. 2005 г.) / Агентство по образованию [и др.]; редкол.: В. К. Пельменев [и др.]. – Калининград, 2005. – С. 104–107.
5. Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, спорта и туризма: Материалы II междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, Минск, 17–18 мая 2006 г. – 2006. – С. 317–321.
6. Бакирова, Л. З. Исправление нарушений осанки нетрадиционными оздоровительными средствами / Л. З. Бакирова, Л. Г. Пащенко // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: материалы межрегион. науч.- практ. конф. молодых ученых и студентов. – Омск, 2001. – C. 117– 118.
7. Борейша Ю.С., Борейша Е.А., Дорохов Е.В., Усачева Е.А. К вопросу о состоянии осанки, физическом развитии, уровне здоровья школьников 10- 11 лет и коррекции выявленных нарушений // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 9. – С. 24 – 25.
8. Богатырева, О. В. Особенности применения упражнений фитбол-гимнастики у детей с нарушениями осанки и сколиозом / О. В. Богатырева // Физическая культура, спорт для всех, здоровье детей и молодежи: сб. материалов VII межвуз. студен. науч.-метод. конф., (Брест, 26 апр. 2007 г.). – Брест, 2007. – С. 13.
9. Боковец, В. С. Массаж как основное средство при воспитании правильной осанки / В. С. Боковец, Ю. В. Боковец // Фізічная культура і здароўе. – 2005. – № 2.– С. 42–48.
10. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. – Москва, 2008. – 512 с.
11. Ванявкина, О. Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия / О. Н. Ванявкина // Инструктор по физкультуре. – 2009. – № 1. – С. 80–85.
12. Васильев, О. С. Вопросы коррекции нарушения осанки / О. С. Васильев // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2007. – № 4.– С. 57–61.
13. Водяницкая, О. И. Профилактическая и коррекционная работа при нарушениях осанки / О. И. Водяницкая // Физическая культура в школе. – 2007. – № 1. – С. 30–32.
14. Гагара В.Ф., Онищук И.В. Методы коррекции осанки младших школьников средствами физических упражнений // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2012. – №7. – С. 43 – 46.
15. Галета, В. Упражнения, применяемые при нарушениях осанки / В. Галета // Спорт в школе. – 2008. – № 13.– С. 37–38.
16. Гаркавая, Н. В. Средства реабилитации при дефектах осанки у детей школьного возраста / Н. В. Гаркавая, С. В. Красовская // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, спорта и туризма: материалы IV Междунар. науч.практ. конф. молодых ученых, Минск, 21 апр. 2011 г. / М–во спорта и туризма Респ. Беларусь, Нац. олимп. ком. Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск, 2011. – С. 272–274. – Библиогр.: с. 274.
17. Гимнастика исправляет осанку // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 1.– С. 54.
18. Гитт, В. Выпрямляем позвоночник / В. Гитт // Физкультура и спорт. – 2007. – № 12. – С. 18–19. Нач. в № 8–11 за 2007 г.
19. Гитт, В. Избавляемся от сутулости / В. Гитт // Физкультура и спорт. – 2008. – № 5. – С. 20.
20. Гоглева, С. Комплексный метод коррекции осанки: создание представлений о статической осанке / С. Гоглева // Здаровы лад жыцця. – 2014. – № 6. – С. 11–12.
21. Гришин, Т.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах / Т.В. Гришин, С.В. Никитин. – Москва, 2000. – № 3. – С. 38-42.
22. Забалуева Т.В. Педагогические аспекты формирования возрастной осанки человека // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. – 2009. – № 5. – С. 27 – 31.
23. Евсеев, С.П. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.М. Шипицина. – Москва: Советский спорт, 2004. – 198 с.
24. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. – Москва: Гэотар-мед, 2012. –210 с.
25. Иванова, Т. В. Система работы по формированию здорового образа жизни [Текст] / Т. В. Иванова. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с.
26. Калб, Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции / Т.Л. Калб. – Тула, 2001. – 420 с.
27. Калюжнова, И.А. Лечебная физкультура / И.А. Калюжнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 349 с.
28. Калмыкова В.С., Федько Н.А. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2010. – Т.18. – №2. – С. 30 – 33.
29. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушение осанки: лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: учеб.-метод. пособие для врачей и инструкторов лечебной физкультуры / А.Д.Кашин. – 2-е изд. – Минск: НМЦентр, 2000. – 240 с.
30. Полеся, Г.В. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза 49 у детей / Г.В. Полеся, Г.Г. Петренко. – Киев: Здоровья, 2008. – 231 с.
31. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: учебное пособие / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – Санкт- Петербург: Речь, 2014. – 378 с.
32. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология [Текст] / И.М. Прищепа. - М.: Новое знание, 2006. – 416 с.
33. Сидоров, С.П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом: учебное пособие/ С.П. Сидоров. – Москва, 2008. –320 с.
34. Терентьева О.С., Попов Р.Ю., Сысоев А.Н., Богданов М.Ю. Этиология и диагностика нарушений осанки у младших школьников г.Тамбова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 112. – №8. – С. 196 – 202.
35. Тхор Л.К. Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья младших школьников // Педагогика и современность. – 2013. – №4. – С. 102 – 107.
36. Федотова, Т.Д. Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте: учебное пособие / Т.Д. Федотова, В.С. Пайданов. – Москва, 2018. – 280 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнения для укрепления «мышечного корсета».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты