Взаимосвязь агрессивности и тревожности в подростковом возрасте
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь агрессивности и тревожности в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь агрессивности и тревожности в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол результатов опросника Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ситуативная и личностная тревожность.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ситуативная и личностная тревожность.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Отличительные признаки подростковой агрессивности
1.2 Влияние типов семейного воспитания на тревожность подростков
1.3 Психолого-педагогическая коррекция уровня агрессивности детей подросткового возраста
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ТРЕВОЖНОСТЬЮ И АГРЕССИВНОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется, с одной стороны, ростом агрессии в обществе в целом и в подростковой среде в частности, а с другой - отсутствием глубоких эмпирических исследований личностных характеристик агрессивных подростков. Существует множество работ, посвященных агрессии, но они полностью раскрывают природу этого явления по отношению к таким, казалось бы, несовместимым и противопоставляемым личностным характеристикам, как страх и тревога. В настоящее время, в условиях социальной незащищенности, когда наблюдается проблема взаимоотношений между людьми, проявления жестокости, повышенной агрессивности, отчуждения молодого поколения, особое внимание следует уделять задаче развития толерантности, толерантного сознания, поведения и установок. Это невозможно без изучения агрессии и тревоги молодого поколения.
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит не только радикальная перестройка ранее сформировавшихся психологических структур, но и появляются новые формации, закладываются основы сознательного поведения, возникает общая направленность в формировании нравственных понятий и социальных установок.
Подростковый возраст – это острый переход от детства к взрослой жизни, в котором переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, негативные проявления ребенка, дисгармония в структуре личности, ограничение ранее установленной системы интересов, протестный характер поведения по отношению к взрослым свидетельствуют об этом сложном этапе. С другой стороны, подростковый возраст характеризуется многими положительными факторами – повышается самостоятельность ребенка, его отношения с другими детьми и взрослыми становятся гораздо более разнообразными и содержательными, значительно расширяется и качественно меняется спектр его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Отличительные признаки подростковой агрессивности
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, которое причиняет вред объектам нападения (живым и неживым), физический вред людям, вызывает негативные переживания, состояния напряженности, страха, депрессии [7, с. 87].
Обычно агрессия защищает природу и служит выживанию. Он также служит источником деятельности человека. Вообще говоря, агрессия, не подкрепленная насильственными или разрушительными действиями, не регулируется правовыми нормами, хотя и не может быть одобрена с точки зрения морально-этических норм [13, С. 86].
Е.А. Азарова утверждает: «Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждая возрастная стадия имеет свою специфическую ситуацию развития и предъявляет определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям часто сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кризис, переходные периоды связаны с разочарованием в ситуации, протестным поведением и несбалансированным поведением. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным повышением агрессивности, тесно связаны с появлением новых потребностей, которые не могут быть удовлетворены существующими отношениями» [1, С. 42].
Особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников. В этом случае подростки используют агрессию, чтобы продемонстрировать свою физическую силу. Подростковая среда характеризуется наличием групповых мифов и ритуалов, используемых для оправдания агрессии. В некоторых случаях инициатором агрессивного поведения может быть отдельный подросток – аутсайдер, недовольный по разным причинам и готовый самоутвердиться через агрессию.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ТРЕВОЖНОСТЬЮ И АГРЕССИВНОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
На основании анализа психологической литературы по проблеме агрессивности и тревожности, как свойств личности, мы выявили наличие фактов, свидетельствующих о взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности в подростковом возрасте.
Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности личности в подростковом возрасте проводилось нами на базе ...
В исследовании приняли участие 30 подростков. Возраст детей – 14-15 лет.
Для проведения обследования нами использовались следующие психодиагностические методики:
– для диагностики агрессивности мы применяли опросник Басса-Дарки (шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, вербальная агрессия, а также общий уровень агрессивности и враждебности);
– методика диагностики на выявление личностной и ситуативной тревожности, предложенная Ч. Спилбергером и Ю.Л. Ханиным;
1. Опросник Басса-Дарки предназначен для дифференциации форм агрессии и враждебности. При составлении опросника А. Басс и Б. Дарки исходили из того, что вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
Враждебность определяется ими как реакция отношения, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Агрессия, по их мнению, представляет собой ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Всего было выделено два вида враждебности (обида и подозрительность) и четыре вида агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия).
Формулировки вопросов построены так, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние мотивации социального одобрения, а также ослабить защитные тенденции испытуемых, связанные с нежеланием показаться агрессивными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После теоретического анализа литературы по теме исследования было установлено, что природа агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями; кризисные, переходные периоды связаны с разочарованием в своей ситуации, протестным поведением и неравновесием. На агрессию в подростковом возрасте влияют: социальные, социально-психологические и психологические факторы, а также примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением. Важнейшим фактором проявления агрессии у подростков как формы девиантного поведения является семья.
Ненадлежащее воспитание может привести к тревоге у подростков, т.е. ненадлежащее воспитание является следствием нарушения в воспитании. В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, развивать отношения между взрослыми и детьми, выстраивая стиль воспитания. Причины подросткового беспокойства различны: это могут быть изменения в организме, социальная реакция на изменения внешности, отношения между родителями и ребенком и другие.
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения – это система мер, направленных на исправление недостатков в поведении человека с помощью конкретных средств и методов психолого-педагогического воздействия, таких как: игра, самовыражение, сублимация агрессии, участие в тренинговых группах и др. Направления психолого-педагогической коррекции: работа с подростками, работа с родителями, совместная работа с подростками, родителями и учителями.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что подростки с высокой общей тревожностью требуют особого внимания. Такая тревога может быть вызвана либо реальным недостатком учащегося в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо она может существовать как бы в противоречии с объективно хорошей ситуацией, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки.
1. Азарова, Е. А. Особенности представлений о нравственности у подростков со склонностью к разным видам отклоняющегося поведения / Е. А. Азарова, Ю. Фатеева. – 2014. – № 1. – С. 41-48.
2. Ананина, Л. В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л. В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. – М., 2017. – С. 143-147.
3. Андреева, И. Н. Взаимосвязь личностной тревожности социально-психологических характеристик подростков: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / И. Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с.
4. Артюхова, Т. Ю. Тревожность современных подростков / Т. Ю. Артюхова, Н. В. Басалаева // Альманах современной науки и образования. 2009. – № 4-1. – С. 15-19.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
6. Долгова, В. И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В. И. Долгова, Г. М. Клочева, В. А. Бондарчук // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 26-30.
7. Дубинин, С. Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С. Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98–109.
8. Зимелева, З. А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей / З.А. Зимелева // Психологическая наука и образования. – 2001. –№ 4. – С. 22-27.
9. Иванова, О. Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О. Н. Иванова, В. Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
10. Калинина, Ю. С. Психологическая коррекция и профилактика в работе с тревожными подростками / Ю. С. Калинина // Социально-психологические вызовы современного общества. – М., 2017. – С. 160-166.
11. Карамзина, У. А. Тревожность детей школьного возраста / У. А. Карамзин, Р. А. Атласова // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 5 (6). – С. 163-164.
12. Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. – СПб.: Питер, 2002. – 198 с.
13. Кошанская, А. Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А. Г. Кошанская // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2. – С. 172-175.
14. Кузнецова, С. О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С. О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2010. – № 4. – С. 84-90.
15. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
16. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
17. Нехорошкова, А. Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А. Н. Нехорошкова, А. В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
18. Нечаенко, И. Я. Особенности ситуативной тревожности у подростков / И. Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
19. Петров, А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А. А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
20. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Смысл, 1999. – 432 с.
21. Полунина, Л. В. Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте / Л. В. Полунина // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. – С. 62-64.
22. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
23. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: – 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 246 с.
24. Рожина, Л. Н. Пазнаць чалавека / Л. Н. Рожина // Адукацыя і выхаванне. – 1992. – № 2. – С. 33-39.
25. Савина, Е. Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е. Г. Савина, Л. В. Бура // Синергия Наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
26. Самитова, О. В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук / О. В. Самитова. – Астрахань, 2002. – 17 с.
27. Сорокина, А. Г. Формирование духовно-нравственной сферы личности школьника в условиях взаимодействия общеобразовательной и воскресной школ / А. Г. Сорокина // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 4. – С. 52-54.
28. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: монография / И. А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
29. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки: материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. –С. 388-390.
30. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю. В. Щербатых. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол результатов опросника Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ситуативная и личностная тревожность.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Ситуативная и личностная тревожность.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты