Методика использования игровых приемов при обучении фонетике английского языка
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика использования игровых приемов при обучении фонетике английского языка»
по дисциплине: «Иностранный язык»
2021
45.00 BYN
Методика использования игровых приемов при обучении фонетике английского языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Иностранный язык
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы обучения фонетике иностранного языка
1.1 Особенности обучения фонетике английского языка на начальном, среднем и старшем этапах обучения
1.2 Роль и место игры при обучении фонетике английского языка
2 Использование игровых приемов при обучении фонетике в общеобразовательной школе
2.1 Классификация игр, способствующих повышению эффективности обучения иностранному языку
2.2 Использование игр и игровых приемов для формирования произносительных навыков на уроке английского языка
Заключение
Список использованных источников
Введение
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой иноязычной речи, основой для развития и совершенствования всех видов речевой деятельности. Эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Нормативное произношение является одним из важных элементов культуры речи и, следовательно, общей культуры человека.
Обучение фонетической стороне речи – это важная ступень как в практическом овладении механизмом произношения и произносительной нормой, так и в выработке речевых умений.
Поэтому формировать и совершенствовать фонетические навыки важно на всех этапах обучения иноязычному общению, так как устойчивое нормативное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала, в значительной мере способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма.
Проблема организации обучения иноязычному произношению всегда была актуальной. В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения иностранным языком учителя ведут активный поиск средств, который повышал бы эмоциональный фон урока и вызывал интерес к обучению, особенно на начальном этапе обучения. Одним из путей решения этой проблемы является использование обучающих игр.
Актуальность данного исследования представлена необходимостью поиска наиболее продуктивных методов формирования фонетических навыков у учащихся, так как эффективность процесса обучения сопровождается определенными трудностями и выбором средств, для повышения мотивации учащихся к изучаемому материалу и активизации их работоспособности в течение всего урока, необходимостью в пересмотре технологий, способствующих увеличению уровня результативности образовательного процесса.
Проблемами обучения фонетике на раннем этапе занимались такие методисты как Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, И.Л. Бим и другие исследователи.
Объект исследования - процесс формирования фонетических навыков учащихся в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является использование игр при формировании фонетических навыков.
Целью данной работы является изучение роли и места игр в обучении фонетике.
Задачи работы:
- исследовать вопрос формирования фонетических навыков на начальном, среднем и старшем этапах обучения.
1 Теоретические основы обучения фонетике иностранного языка
1.1 Особенности обучения фонетике английского языка на начальном, среднем и старшем этапах обучения
Согласно методике И. Л. Бим, цель обучения произносительной стороне речи – это овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения, а именно:
1) умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха;
2) навыками произношения, т. е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой английского языка, способами интонирования
3) развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы для внешней речи.
Учащиеся должны овладеть всеми смыслоразличительными звуками (фонемами) и основными интонационными структурами наиболее распространенных типов простых и сложных предложений, уметь правильно оформлять их с точки зрения ударения, ритма, мелодики и распределения пауз.
Слухо-произносительные навыки лежат в основе всех видов речевой деятельности. Поэтому работа над произношением учащихся начинается с первых уроков и распространяется далее на весь школьный курс обучения ИЯ.
На начальном этапе происходит формирование слухо-произносительной базы; на последующих этапах она должна упрочиваться. Если на начальном этапе будет что-либо упущено, и возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии очень трудно. В то же время нельзя допускать прекращения работы над произношением на среднем и старшем этапах, так как в условиях неязыковой среды происходит быстрая утрата достигнутого уровня, разрушение с трудом сформированных произносительных навыков [1].
В программных требованиях курса перед учителем ставятся следующие задачи, направленные на постановку произношения школьников:
1.Формирование слухо-произносительных навыков, т.е. фонемно-правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимание всех звуков при восприятии речи других людей.
2.Формирование ритмико-интонационных навыков, т.е. интонационно и ритмически правильного оформления речи и понимание речи других людей, а также развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы для внешней речи.
Учащиеся должны уже на первом году обучения овладеть:
1. Произношением английских звуков, доведенным до автоматизма, изолированно в составе слова, словосочетания, в потоке речи;
2. Созидательно управлять воспроизведением звуков, не имеющих аналогов в родном языке;
2 Использование игровых приемов при обучении фонетике в общеобразовательной школе
2.1 Классификация игр, способствующих повышению эффективности обучения иностранному языку
Цель применения игровых технологий – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Отмечают следующие функции игровой деятельности в процессе обучения:
1) Обучающая функция направлена на развитие памяти, внимания, на освоение специальных умений и навыков. Эту функцию обеспечивают особенности организации игры, как процесса познания, в ходе которого происходит напряжение рациональных и эмоциональных сил участника, и реализуется его способность принимать решения в сложных ситуациях. Это способствует активизации умственной и творческой деятельности.
2) Воспитательная функция призвана развивать внимательность, взаимопомощь и поддержку.
3) Развлекательная функция формирует благоприятную атмосферу в процессе общения, помогает избежать конфликтных ситуаций, сделать познавательный процесс интересным и увлекательным, способствует непринужденности.
4) Коммуникативная функция создает нужную атмосферу в коллективе, способствует его объединению, помогает участникам установить друг с другом контакт
5) Релаксационная функция обеспечивает снятие умственного и физического напряжения, расслабление до определенного уровня, на котором еще может осуществляться мыслительный процесс.
6) Психологическая функция формирует психологические и физиологические качества личности, которые в дальнейшем способствуют более эффективной деятельности, а также развивают способность к усвоению большого объема знаний. В этой связи стоит отметить, что в процессе игровой деятельности осуществляется тренинг проявления различных форм поведения, приближенных к реальной жизни, в частности этому способствуют ролевые игры.
7) Развивающая функция направлена формирование всесторонне гармонически развитой личности, и активизацию ее резервных скрытых возможностей.
В настоящее время в методической литературе представлено множество классификаций игр, их типология приводится в соответствии с теми или иными классификационными критериями.
А.В. Конышева приводит следующую классификацию игры.
Заключение
Цели игровых форм и приемов, применяемых, на уроке иностранного языка находятся за пределами игровых ситуаций, а результаты могут быть представлены в виде внешних предметов (проекты), продуктов художественного творчества, новых знаний. При осуществлении игровой деятельности наблюдается замена мотивов. Эта замена заключается в том, что ученики стремятся получить удовольствие, а результат является конструктивным. Игры, которые лежат в основе игрового обучения, выступают средством научения. При этом источником активности являются те задачи, которые личность добровольно берет на себя.
Задача игры в этих приемах представляет собой своеобразную формулировку, которая определяет цель предстоящих действий игры. В процессе игровой деятельности число приемов и методов может изменяться, увеличиваться и уменьшаться, в результате чего реализуется дизайн игры и достигается цель игры. Одним из наиболее важных методов является сочетание игровых методов с другими. Это делает познавательную деятельность более универсальной и эффективной, способствует раскрытию потенциала учащихся и их творческих способностей. При организации игр учитель использует различные методы и приемы, которые соответствуют уровню знаний предмета, школьной программе, атмосфере команды, психологическим характеристикам учащихся, степени межличностных отношений и пр.
Цель применения игровых технологий – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Отмечают следующие функции игровой деятельности в процессе обучения: обучающая; воспитательная; развлекательная; коммуникативная; релаксационная; психологическая; развивающая.
Игра – это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Использование различных игр на уроке даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей.
Цель обучения произносительной стороне речи - это овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения.
Неотъемлемой составляющей языковой компетенции является ее фонетический уровень, поскольку все виды речевой деятельности базируются на звуках. Обучение фонетическому материалу предусматривает овладение учащимися всеми звуками и звукосочетаниями иностранного языка, овладение ударением и основными интонационными моделями наиболее распространенных типов простых и сложных предложений.
1. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
2. Шахнарович, А. М. Проблемы психолингвистики / А. М. Шахнарович. – М., 1987. – 256 с.
3. Лебединская, Б. Я. Фонетический практикум по английскому языку / Б. Я. Лебединская. – М.: Астрель, 2003. – 175 с.
4. Чистякова, Т. А. Обучение иностранным языкам в детских садах [Текст]: пособие для учителей / Т. А. Чистякова, Е. М. Чернушенко, Г. И. Солина; под ред. В. С. Цейтлин [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т общ.ипед. образования. – М.: Просвещение, 1964. –295 с.
5. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В. М. Филатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 c.
6. Верещагина И. Н. Обучение английскому языку во 2 классе четырехлетней и начальной школы / И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина // Иностр. языки в школе. – 1987.– №4. – С. 55-59.
7. Астафьева, М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык / М. Д. Астафьева. –Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 257 с.
8. Колыхалова, О. А. Учитесь говорить по-английски: Фонетический практикум / О. А. Колыхалова, К. С. Махмурян. –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. –232 с.
9. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов., А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
10. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
11. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника / О.С. Газман // Педагогика. – 2000. – №9. – С.17-21.
12. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М. : Традиция, 2003. – 373 с.
13. Зусман, В.Г. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / В.Г. Зусман. – Нижн. Новгород, 2001. – 320 с.
14. Калаева, Г.Г. Интенсификация обучения иностранному языку при помощи учебных языковых игр / Г.Г. Калаева // ИЯШ. – 2005. – №6. – С.23-27.
15. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. - С. 19-24.
16. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатова, А.П. Ершова. – М.: Издательство Первое сентября, 2000. – 224 с.
17. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 167 с.
18. Третяк, О.В. Фонетические игры на уроках английского языка: учебно-метод. пособие / О.В. Третяк. – Ориенбург, 2013. – 363 с.
19. Певцова, А. А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку / А. А. Певцова // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 64-65.
20. Беляев, В. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. – М.: Просвещение, 1965. – 227 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты