Развитие информационной политики в Организации Договора о коллективной безопасности
Институт журналистики БГУ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие информационной политики в Организации Договора о коллективной безопасности»
по дисциплине: «Журналистика»
2021
45.00 BYN
Развитие информационной политики в Организации Договора о коллективной безопасности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Журналистика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДКБ
1.1 Понятие ОДКБ
1.2 Особенности информационной политики в Организации Договора о коллективной безопасности
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Проблемы информационной политики в Организации Договора о коллективной безопасности
2.2 Пути совершенствования информационной политики в Организации Договора о коллективной безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия мир развивается как никогда динамично. Не только люди, но и общественные институты, государственные структуры испытывают «шок будущего», вызванный стремительными и радикальными изменениями, связанными с ускорением темпов технологического и социального прогресса [1]. В первую очередь, речь идет о развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые продуцируют новый ресурс с уникальными характеристиками – информацию, которая невещественна, легко размножаема и не убывает при потреблении. Это обусловило новый этап развития общества, который в науке принято называть постиндустриальным или информационным. Этот термин обязан своим развитием таким исследователям, как Э. Тоффлер, К. Шеннон, Д. Белл. Распространение ИКТ обеспечивает прогресс во всех сферах общества, однако, наряду с этим, создает и новые угрозы. Совокупность этих угроз стала аккумулироваться в сферу информационной безопасности.
Информация и технологии являются лишь средством, соответственно, говоря об информационной безопасности, мы должны рассматривать интенциональную составляющую, субъекта и объекта подобных угроз. В качестве основной угрозы для государств в области международной информационной безопасности рассматривается возможное деструктивное использование ИКТ. В резолюции ООН «Достижения ИКТ в контексте международной безопасности» по инициативе России была впервые очерчена триада международной информационной безопасности – были выделены угрозы применения ИКТ в (а) военных, (б) террористических, (в) преступных целях [2]. Так, мы можем говорить о наличии информационного противоборства. С точки зрения терминологии под этим понимается «конфликт с применением информационных средств, а его крайней формой называется информационная война». Времена, когда ИКТ не приводили к прямым жертвам, давно ушли, и актуальность исследования обусловлена тем, что угроза поражающего применения технологий сопоставима с применением вооруженного насилия. Согласно исследованию профессора военных наук В.И. Слипченко, военное развитие идет циклами, и ХХI век ознаменован шестым циклом, для которого характерно появление высокоточных самонаводящихся систем вооружения с высоким уровнем точности поражения и опорой на возможности космических систем глобального позиционирования и авиации [3]. В таком случае, главная цель противоборствующих сторон — разгром экономического потенциала противника и оказание воздействия на его политический строй.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДКБ
1.1 Понятие Организации Договора о коллективной безопасности
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по своему существу является региональной интеграционной группировкой ряда стран, а именно России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Армении, приоритетные цели которой строятся вокруг обеспечения безопасности и военно-политического сотрудничества.
Из вышесказанного следует, что информационная безопасность на настоящий момент должна быть приоритетным направлением формирования повестки и развития деятельности ОДКБ. Стоит предположить, что каждому государству отдельно проще охранять свои границы от прямого военного вмешательства, однако если мы говорим о противоборстве в информационной сфере, то преимущества будут на стороне именно блока стран. В формате ОДКБ существует согласие относительно того, что под информационной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества, государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве. Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ в 2008 г. была утверждена Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности, а в 2010 г. обеспечение информационной безопасности было закреплено как важное направление сотрудничества в уставе Организации. В том же году было утверждено Положение о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности, в котором выделены два направления: информационная политика и информационная безопасность. Годом позже были утверждены План первоочередных мероприятий по формированию основ скоординированной информационной политики и Перечень мероприятий, направленных на формирование системы обеспечения информационной безопасности в интересах ОДКБ.
Хотелось бы обратить особое внимание на проблему общего информационного поля ОДКБ. По мнению А.В. Атанесяна, «ОДКБ должна стать ценностью, которая бы ассоциировалась в общественном сознании с защищенностью, подобно тому, как НАТО воспринимается в западном мире в качестве гаранта не только безопасности, но и единства интересов, схожести восприятия общественных ценностей и общих угроз» [6]. Таким образом, необходимо постулировать и закрепить институционально единое понимание информационных угроз и совместных действий в рамках союзной деятельности при наступлении различного рода информационных угроз.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Проблемы информационной политики в Организации Договора о коллективной безопасности
Естественно, что каждое государство формирует свой подход определяющий сущность механизма обеспечения информационной безопасности. О.С. Макаров, исследуя законодательство в этой области, выделяет три стадии в регулировании и гармонизации:
- концептуально-научный – формирование единого понятийного и категорийного аппарата, через принятие стратегий, политик и доктрин информационной безопасности;
- национальный – развитие национального законодательства на основе общих подходов к информационной безопасности;
- наднациональный – формирование модельного законодательства.
Сравнительный анализ совокупности нормативных документов, регулирующих вопросы информационной безопасности в странах –участниках ОДКБ позволяет выявить следующие тенденции:
Трактовка термина «информационная безопасность» в странах Договора строится по одной схеме: это состояние защищенности интересов различных субъектов в информационной сфере.
В концептуальных документах некоторых стран, в частности в Республики Беларусь и Республики Казахстан, можно наблюдать или сужение категории информационная безопасность до технической защиты сведений, обрабатываемых в информационных системах (Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 407 «Об утверждении Концепции кибербезопасности»), либо использование термина «кибербезопасность» наряду с «информационной безопасностью». (Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь №1 «Концепция информационной безопасности Республики Беларусь» от 18 марта 2019 г.). Кибербезопасность подразумевает, по сути, техническую безопасность информации, защиту объектов критической информационной инфраструктуры, создание национальных систем противодействия киберугрозам. С учетом того, что в России был принят «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 №187-ФЗ понятие «кибербезопаности» было бы целесообразно отразить в Доктрине информационной безопасности. Это позволит более эффективно использовать силы и средства информационной безопасности, разделяя соответственно техническую безопасность и информационно-психологическую.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по своему существу является региональной интеграционной группировкой ряда стран, а именно России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Армении, приоритетные цели которой строятся вокруг обеспечения безопасности и военно-политического сотрудничества.
Стоит отметить, что экспертное сообщество и органы ОДКБ в полной мере осознают угрозы, формируемые внешним деструктивным воздействием на сферу гуманитарных связей, а также провозглашают необходимость организации адекватного противодействия ему.
Например, Постановление Парламентской ассамблеи ОДКБ по вопросам борьбы с технологиями «гибридных войн» содержат выводы и общие рекомендации, включая и решение вопросов безопасности в гуманитарной сфере [10].
2. Декларируется усиление координационно-консультативных возможностей Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству. Для этого планируется привлечь к регулярному участию в ее работе представителей Совета министров обороны ОДКБ, Совета министров иностранных дел и Комитета секретарей Советов безопасности организации.
Расширение компетенции указанной комиссии, наряду с политическим компонентом ее деятельности, позволяет рассматривать именно этот орган в качестве потенциально эффективного центра координации мероприятий по противодействию геополитическим угрозам, формируемым воздействием на информационно-психологический сектор коллективной безопасности.
3. Напомним, что информационное, аналитическое и консультативное обеспечение ОДКБ возложено на Секретариат организации. В развитие затронутой темы обоснуем, что этот орган должен отвечать за проведение информационной политики организации, причем информирование общественного мнения в странах СНГ должно формироваться с учетом общей идеологической повестки и строиться по принципу комплексности.
Для этого должен использоваться максимально широкий набор каналов информирования, обеспечивая тем самым приоритет и превосходство над геополитическими оппонентами в информационно-пропагандистской области.
1. «Есть вещи, которые для нас запретны». Генсек ОДКБ об отношениях с НАТО и противостоянии внутренним и внешним угрозам // Kommersant.ru [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2154240?isSearch=True.
2. Бачило, И.Л. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности в государствах – членах ОДКБ / И.Л. Бачило // Законодательство государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере обеспечения информационной безопасности: опыт, проблемы и перспективы гармонизации: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28 ноября 2013 года) / Под ред. П. П. Рябухина, В. В. Бондуровского, Г.И. Перекопского. – СПб., 2014.
3. Выступление Заместителя Генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова на совещании руководителей национальных штабов государств членов ОДКБ по проведению операции «ПРОКСИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://odkb-csto.org/news/speech/vystuplenie-zamestitelya-generalnogo-sekretarya-odkb-valeriya-semerikova-na-soveshchaniirukovoditel/.
4. Классификация международных организаций // Studme.org [электронный ресурс] – Режим доступа: https://studme.org/85459/ pravo/klassifikatsiya_mezhdunarodnyh_organizatsiy.
5. Кунакбаев, М. Современный политический процесс и цифровая экономика в контексте информационной безопасности [Электронный ресурс] / М. Кунакбаев. – Режим доступа: https://odkbinfo.org/about_odkb/ekspertnoe-mnenie/?ELEMENT_ID=82.
6. Малиновский, О. Н. Проблемы развития ОДКБ и повышения ее роли в обеспечении коллективной безопасности Евразии / О.Н. Малиновский // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. – № 3-1. – С. 17–21.
7. Никитина, Ю. ОДКБ: время для публичной дипломатии? / Ю. Никитина. – Режим доступа: https:// russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/odkb-vremya-dlya-publichnoy-diplomatii/.
8. Общие сведения // Организация Договора о коллективной безопасности [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.odkb.gov.ru/a/a.htm .
9. Ответственный секретарь ПА ОДКБ выступил на «Инфофоруме 2020» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://paodkb.org/events/otvetstvennyy-sekretar-pa-odkb-vystupilna-infoforume.
10. Панарин, И. Н. Об информационной составляющей ОДКБ / И.Н. Панарин // Стратегия «мягкой силы» в контексте информационных войн: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Моск. гос. лингвистический ун-т, 2017. – С. 230–236.
11. Переверзева, О. В. Проблема оценки «мягкой силы» государства / О.В. Переверзева // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых – 2019: сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции: в 6 т. Т. 3 / отв. ред. А. А. Горохов. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2019. – С. 75–79.
12. Рекомендации межпарламентских слушаний по вопросам эффективного противодействия системы коллективной безопасности гибридным войнам в современных условиях (30 сентября Цыбаков Д. Л., Заслонкина О. В. Политика ОДКБ по защите информационно-психологической… 143 2017 года, Ереван). – Режим доступа: https://paodkb.org/documents/rekomendatsii-mezhparlamentskih-slushaniypo-voprosam-effektivnogo.
13. Рекомендации по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ в сфере обеспечения информационно-коммуникационной безопасности. – Режим доступа: https://paodkb.org/download_pdfs?path=%2Fuploads%2Fdocument%2Ffile %2F42%2Frekomendatsiipo-sblizhen.-i-garmoniz.-natsion.-zak_va-gos._chlenov-odkb-v-sfere-obesp.-inf._kommunik.-bezop.pdf.
14. Совершенствование механизмов защиты информационного пространства ОДКБ требуют консолидации усилий государств – членов Организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.odkb-csto.org/news/news_odkb/sovershenstvovaniemekhanizmov-zashchity-i-informatsionnogo-prostranstva-odkbtrebuyut-konsolidatsii/.
15. Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://odkb-csto.org/documents/ statements/strategiya_kollektivnoy_bezopasnosti_organizatsii_dogov ora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_na_period_do_/.
16. Структура ОДКБ. – Режим доступа: https://odkb-csto.org/structure.
17. Устинович, Е. С. К вопросу о концепции информационной деятельности в государственном управлении / Е.С Устинович // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 34. – С. 54–59.
18. Устинович, Е. С. Политические и экономические санкции в отношении России: вопросы региональной интеграции / Е.С. Устинович // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2020. – № 2. – С. 81–88.
19. Цветкова, Н. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к диалоговой пропаганде / Н. Цветкова // Международные процессы. – 2015. – Т. 13. – № 3. – С. 121–133.
20. Шушин, В.О. О состоянии и перспективах сотрудничества государств-членов ОДКБ по формированию системы информационной безопасности / В.О. Шушин // Законодательство государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере обеспечения информационной безопасности: опыт, проблемы и перспективы гармонизации: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28 ноября 2013 года) / Под ред. П.П. Рябухина, В. В. Бондуровского, Г. И. Перекопского. – СПб., 2014.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты