Общая характеристика дополнительных форм организации обучения в Республике Беларусь
Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ (бывш. МГПК №1)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Общая характеристика дополнительных форм организации обучения в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Общая характеристика дополнительных форм организации обучения в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Общая характеристика дополнительных форм организации обучения
1.2 Особенности применения дополнительных форм организации обучения в РБ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Практическая часть
2.1 Организация стимулирующих занятий в образовательном процессе школы
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На пороге XXI века все более очевидными становятся тенденции изменения ценностных приоритетов, обеспечивающих общественное развитие. На первый план выходит проблема образования на всех уровнях его реализации.
В Республике Беларусь идет планомерный процесс совершенствования или реформирования национальной системы образования на всех ее уровнях. Таким образом, в контексте реформирования системы образования в Республике Беларусь возникают качественно новые явления и тенденции, которые, несомненно, являются положительными сдвигами в развитии национальной системы образования. В то же время, как и в любой период реформирования образования, возникает ряд проблем, требующих решения. Например, в 2008 году начался переход на 11-летнюю систему образования.
С одной стороны, преимущества очевидны: сокращается время обучения, уменьшается учебная нагрузка на учеников. С другой стороны, ощущается нехватка учебных пособий для учителей и учеников, а преподавательский состав для новой учебной программы плохо подготовлен. В таких условиях возникает противоречие в развитии системы образования: есть положительные моменты в реформировании образовательного сектора, но в то же время есть и проблемы, требующие решения. Все вышеперечисленные тенденции существуют и в образовательном секторе на местном уровне.
Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, конкурс и др. [5]
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Общая характеристика дополнительных форм организации обучения
В рамках урока невозможно решить все задачи образования, воспитания и развития, поэтому он органично дополняется другими формами как основная организационная форма организации обучения. Одни из них развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашние задания, научные конференции, дополнительные занятия), другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы к возрасту учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены) [1, с.155].
Эти формы организации обучения получили название дополнительных и вспомогательных. Их использование ограничено рядом факторов: они применяются не по всем предметам (например, лабораторные работы используются только в естественных науках), посещаются не всеми учащимися (например, факультативные занятия посещают сильные учащиеся, дополнительные – слабые), рассчитаны не на все возрастные группы (например, кружковые занятия для учащихся начальной и средней школы, факультативные – для старшеклассников), являются вторичными по отношению к уроку (они закрепляют, расширяют, углубляют, повторяют материал).
В то же время использование дополнительных и вспомогательных форм организации обучения повышает интерес учащихся к предмету и формирует их познавательную мотивацию. Кроме того, дополнительные формы организации обучения дают возможность своевременно выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся; подтягивать отстающих и неуспевающих и т.д. [2, с.178]
Глава 2. Практическая часть
2.1 Организация стимулирующих занятий в образовательном процессе школы
Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.
Основная цель этих занятий – предоставить ученику дополнительные возможности для изучения предмета, тем самым решая проблемы творческого характера, создавая атмосферу исследования и удовлетворяя потребность ребенка в участии в интеллектуальных соревнованиях, что формирует навыки самостоятельного решения проблем, которые ведут к успеху.
Какие принципы обучения лежат в основе организации стимулирующих уроков:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения,
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
- принцип обучения с учетом возрастных особенностей.
При организации стимулирующей деятельности необходимо:
- Обеспечить развитие продуктивного мышления, позволяющего учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
- Поощрять желание приобретать знания.
- Обеспечивать доступность и использование источников.
- Поощрять их инициативу и самостоятельность в обучении.
- Способствовать развитию их сознания и самосознания.
При организации стимулирующей деятельности для одаренных и высокомотивированных детей необходимо учитывать следующее:
- глобальный характер изучаемых тем и проблем;
- богатство содержания;
- ориентация на развитие критического мышления.
- развитие личных предпочтений детей, их работа над самостоятельно выбранными проблемами для изучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дополнительные формы обучения представляют собой систему обучения детей на различных возрастных этапах, которая помогает детям лучше усвоить учебный материал в рамках внеклассной деятельности. Основными дополнительными формами являются такие как консультации, конференции, домашнее задание и т.д.
Также необходимо определить вспомогательные формы проведения обучения. К таким формам можно отнести факультативы, кружки, специальные занятия и т.д.
Кодекс Республики Беларусь об образовании указывает на формирование системы дополнительного образования детей и молодежи, которая направлена на формирование высокого уровня познавательной заинтересованности детей и снижения ассоциальности поведения в рамках повышения уровня занятости.
Нами было определено, что стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.
Основная цель этих занятий – предоставить ученику дополнительные возможности для изучения предмета, тем самым решая проблемы творческого характера, создавая атмосферу исследования и удовлетворяя потребность ребенка в участии в интеллектуальных соревнованиях, что формирует навыки самостоятельного решения проблем, которые ведут к успеху.
Мы определили основные методические особенности организации и проведения стимулирующих внеклассных занятий с детьми первого класса. Дети были разделены на 2 группы, в первую группу входили успевающие дети, а во вторую – дети слабоуспевающие. Нами были сформированы конспекты стимулирующих внеклассных занятий для каждой группы детей.
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / А.А. Реан. – СПб: Питер, 2011. – 277 с.
2. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. – М.: Академия, 2009. – 258 с.
3. Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: Советская энциклопедия, 2006. – 880 с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
5. Кодекс об образовании Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243.
6. Кузнецов, Ю.Ф. Исследование опыта применения дистанционных технологий обучения в условиях колледжа / А.Ю. Голубева. – Пермь: ППКК, 2006. – 247 с.
7. Куриленко, Л.В. Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников // Педагогика. – 2009. – №3. – С.12-31.
8. Куриленко, Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов: Учебное пособие / Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. – 95 с.
9. Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. – М.: Академия, 2005. – 246 с.
10. Новиков, А.М. Методология / Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
11. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / М.Л. Портнов. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 258 с.
12. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 512 с.
13. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец. / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2002. – 517 с.
14. Хуторский, А.В. Формы и методы обучения / А.В. Хуторский. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005. – 258 с.
15. Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе: в помощь начинающему учителю / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты