Самодиагностика и саморазвитие профессиональной компетенции педагога социального
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Самодиагностика и саморазвитие профессиональной компетенции педагога социального»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Самодиагностика и саморазвитие профессиональной компетенции педагога социального
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для педагога социального «Карта саморазвития».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОДИАГНОСТИКИ И САМОРАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО
1.1 Понятие саморазвития личности
1.2 Психотехнические игры и упражнения как средства профессионального саморазвития педагога социального
1.3 Педагогическая рефлексия как основа профессионального самосовершенствования педагога социального
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1 Алгоритм определения педагогического потенциала творческой индивидуальности педагога социального и его профессионального мастерства
2.2 Диагностика уровня самоменеджмента педагога социального
2.3 Техника самоменеджмента и техника ситуационного анализа успехов и неудач в профессиональной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования саморазвития личности с целью успешной профессиональной деятельности педагога социального связана с основными направлениями развития современного общества и современной профессиональной среды, для которой свойственны ориентированность на постоянное развитие сущностных параметров личности, развитие ее творческой индивидуальности, профессиональных умений и навыков. Изменения социокультурной ситуации в современном обществе обусловили новые представления о целях и сущности образования. На первый план выходит ценность саморазвития как фундаментальная способность человека быть субъектом своей жизнедеятельности. С этой точки зрения смысловая ценность образования заключается в наличии условий и возможностей для саморазвития педагога социального. Современное образование ориентировано на новые приоритеты: формирование универсальных компетенций, устойчивой мотивации к обучению в течение всей жизни, успешной социализации. Одной из стратегических целей образования становится развитие функционально грамотной личности. Под этим понимается личность, способная реализовать себя в жизни, использовать приобретенные знания, умения и навыки для решения в различных сферах человеческой деятельности, а также для взаимодействия и выстраивания социальных отношений. Саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям. Саморазвитие определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности. Значимость изучения самодиагностики и саморазвития в деятельности педагога социального обусловлена тем, что она позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся знания, умения и навыки в работе. Профессиональная готовность определяет направленность личности на максимально эффективное выполнение своих обязанностей.
Вопросы саморазвития педагогов социальных рассмотрены в работах В.Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузова, В. Н. Гурова, М. П. Гурьяновой, И.П. Клемантович, Л. В. Мардахаева, А. В. Мудрика, Н. И. Никитиной. В настоящее время в Беларуси формируется система многоуровневой подготовки педагогов социальных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОДИАГНОСТИКИ И САМОРАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО
1.1 Понятие саморазвития личности
Саморазвитие – хорошо известное в научном дискурсе понятие, однако в течение долгого периода оно воспринималось в психологической науке не в качестве предмета исследования, а как объяснительная категория, выражающая принцип активности в развитии. Специальные научные исследования саморавзития начались недавно. В зарубежной психологии они с 1980-х годов связаны с интенсификацией исследований саморегуляции, в числе видов которой рассматривалось и саморазвитие как произвольное управление развитием. В отечественной психологии основы изучения саморазвития были заложены в 1920- 1960-хх годах и связаны с именами С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева.
Современный этап исследования, начавшийся на рубеже 1990–2000-х годов, характеризуется тем, что саморазвитие впервые стало самостоятельным предметом изысканий и обсуждений в психологической науке и практике. Цель психологии саморазвития – раскрыть возможности человека в части самоорганизации и самоуправления с помощью имеющихся у него психических ресурсов для самореализации и воплощения его личностного и интеллектуального потенциала.
Проведенный теоретический анализ позволил С.А. Алешиной обобщить подходы в зарубежной психологии к пониманию саморазвития как процесса и личностной потребности:
1. Саморазвитие рассматривается как выраженная потребность человека в осуществлении развитии и принятии личностного смысла.
2. Саморазвитие анализируется как форма на уровне макро-саморегулирования в ходе осуществления жизнедеятельности человека в целом.
3. Саморазвитие рассматривается как непрерывный процесс роста личности [1, с. 12].
В отечественных исследованиях ученых проблемы изучения саморазвития личности были раскрыты в четырех базовых подходах:
- первый из них называется субъектный подход, в котором саморазвитие можно объяснить как процесс, который управляется непосредственно самим субъектом. Это процесс реализации качественных преобразований;
- антропологический подход, при котором саморазвитие рассматривается с точки зрения некоего качественно способа выстраивания собственного жизненного пути на основании учета законов природного онтогенеза;
- культурно-исторический подход, при котором процесс саморазвития объясняется с позиции влияния опосредствованных влияний инструментов культуры целостный и непрерывный процесс в ходе овладения умением развития своей личности;
- акмеологический подход, с позиции которого саморазвитие описывается как эффективный способ достижения своей сущности в ходе реализации не только личностного, но и профессионального развития [3, с. 15].
Опишем структурные элементы саморазвития личности. Данная структура представлена базовыми элементами:
- первый элемент – личность как некий субъект осуществления развития,
- второй элемент – личность представлена как объект процесса развития,
- третий элемент – определенный характер построения субъект-объектного отношения, то есть процесса самоуправления. При этом в процессе саморазвития личность в качестве определенного субъекта развития может реализовывать собственную активность, которая направлена на трансформирование и преобразование данной личности как объекта в совокупном пространстве в ее внутреннем аспекте жизнедеятельности и мироощущения [9, с. 46].
Единицей проведения анализа процесса саморазвития личности является непосредственный акт осознанного и при этом управляемой трансформации личности из позиции «Я-настоящего» (то есть места наличного, то есть реального существования) в «Я-будущее» (другое измерение, которое альтернативно предыдущему). Опираясь на описанные положения, сущность саморазвития можно трактовать как процесс качественного, необратимого, а также направленного трансформирования личности, которое осуществляется под руководством самого человека, базовой единицей которого будет являться управляемый процесс транслирования «Я» из настоящего аспекта в перспективу будущего. Применительно к общему масштабу всего жизненного пути человека саморазвитие является отдельным частным случаем реализации жизнетворчества, которое присуще только зрелой личности.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1 Алгоритм определения педагогического потенциала творческой индивидуальности педагога социального и его профессионального мастерства
Процесс формирования творческого потенциала личности педагога социального базируется на основе имеющегося у него социального опыта, накопленных психолого-педагогических сведений, а также комплекса предметных знаний, перечня новых идей, имеющихся умений и навыков, которые позволяют находить и внедрять оригинальные новаторские решения, обновленные формы и методы и этим способом совершенствовать реализацию необходимых профессиональных обязанностей. При этом только эрудированный и специально подготовленный педагог социальный способен на базе проведения глубокого анализа имеющихся ситуаций и проведения рефлексии и осознания сути имеющейся проблемы посредством творческого воображения и проведения мысленного анализа может отыскивать совершенно новые, полностью оригинальные возможности и способы решения возникшей проблемы.
Практический опыт указывает на то, что процесс творчества может быть реализован только в том случае и только тем педагогом социальным, который ответственно и добросовестно выполняет свои обязанности, желает повышать уровень имеющейся у него профессиональной квалификации, накапливать и расширять знания и изучать накопленный опыт других специалистов. Между тем реализация творческого потенциала педагога социального во многом проявляется и реализуется посредством решения имеющихся коммуникативных задач, которые выступают в виде некоего базисного фона и являются значимой основой выполнения педагогической деятельности.
А.С. Никончук, определяя вместе с логико-педагогическими особенностями реализации творческой деятельности педагога социального также такой компонент, который назван субъективно-эмоциональный. Он включает в себя коммуникативные умения, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях решения возникших ситуативных задач. В качестве подобных умений в первую очередь надо отметить умения регуляции собственного психического и эмоционального состояния, навыки поведения на публике (сюда входит умение оценить имеющуюся ситуацию общения, навыки привлечения внимания аудитории) и др. [12].
Творческую личность педагога социального также отличает и определенный набор личностно-деловых качеств, которые описывают в целом показатели креативности. Е.С. Громов и В.А. Моляко перечисяют семь наиболее важных показателей креативности: оригинальность идей, эвристичность мышления, фантазию, творческую активность, концентрированность на задании, четкость мыслей, чувствительность [10].
Опишем вариант алгоритма определения педагогического потенциала творческой индивидуальности социального педагога. В соответствии с этим алгоритмом оценка производится по следующим параметрам:
- наличие у педагога социального выраженного желания познавать других людей, анализировать и понимать их состояния, оценивать их поступки и поведение, с точки зрения имеющихся у них личностных особенностей;
- педагог социальный должен обладать развитой эмпатией, навыками устанавливать контакт, проявлять доброту и понимание по отношению к учащимся;
- педагог социальный должен отличаться эмоциональной привлекательностью совершаемых педагогических действий,
- педагог социальный должен отличаться готовностью к реализации помощи, он должен уметь объяснить, когда у человека что-то не может реализоваться возможную причину, педагога социального должны привлекать процесс общения и реализации совместной деятельности;
- педагог социальный должен обладать рядом организаторских качеств,
- педагог социальный должен обладать развитым умением интеграции собственного опыта жизни со своей профессиональной деятельностью;
- педагог социальный должен обладать развитыми способностями воспринимать информацию и анализировать происходящее как носящее значимый личностный смысл, он должен проживать и относится к своей работе как деятельности, которая является неотъемлемым звеном его личной жизни,
- педагог социальный должен отличаться навыками глубокого эмоционального, а также интеллектуального погружения в реализуемый педагогический процесс, и в этой связи он должен переживать высшие чувства (нравственные, духовно-эстетические, интеллектуальные) по отношению ко всем участникам образовательного процесса;
- педагог социальный должен обладать чувствованием себя и нахождением «на своем месте»;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность саморазвития можно трактовать как процесс качественного, необратимого, а также направленного трансформирования личности, которое осуществляется под руководством самого человека, базовой единицей которого будет являться управляемый процесс транслирования «Я» из настоящего аспекта в перспективу будущего. Применительно к общему масштабу всего жизненного пути человека саморазвитие является отдельным частным случаем реализации жизнетворчества, которое присуще только зрелой личности. При этом саморазвитие может быть реализовано как определенный способ существования и выстраивания определенного жизненного пути человека, который должен быть наполнен постоянным стремлением к анализу совершенствования собственного «Я».
Психотехнические игры и упражнения представляют собой своеобразную форму активного обучения, которая позволяет человеку самостоятельно формировать определенные навыки и умения, научиться выстраивать социальные отношения с другими людьми, продуктивную осуществлять профессиональную и любую иную деятельность, а также позволяет проводить анализ возникающих ситуаций с собственной позиции и точки зрения, а также с позиции партнера, а также проводить целенаправленное развитие в себе определенных способностей познания и навыков понимания своей сущности и других людей в ходе организации общения и реализации деятельности.
Следует указать на следующие важнейшие моменты, которые указывают на важную роль рефлексии в реализации профессиональной деятельности педагога социального:
- рефлексия является необходимым ресурсом для формирования осознанного отношения социального педагога к собственной профессиональной деятельности;
- на основании профессиональной рефлексии может быть реализован контроль и механизмы управления социальным педагогом профессиональной деятельностью;
- педагогическая рефлексия позволяет защитить педагога социального от личностной деформации и позволяет ему преодолеть различные стереотипы в своей профессиональной деятельности;
- педагогическая рефлексия является важным элементом при изменении важнейших условий в социально-педагогической профессиональной деятельности;
- педагогическая рефлексия является важнейшим механизмом, который нужен для развития и совершенствования самой деятельности педагога социального и его личностного саморазвития.
В соответствии с разработанным алгоритмом оценка творческого потенциала педагога социального производится по следующим параметрам: наличие у педагога социального выраженного желания познавать других людей, анализировать и понимать их состояния, оценивать их поступки и поведение, с точки зрения имеющихся у них личностных особенностей;. Педагог социальный должен обладать развитой эмпатией, навыками устанавливать контакт, проявлять доброту и понимание по отношению к учащимся; должен отличаться эмоциональной привлекательностью совершаемых педагогических действий, должен отличаться готовностью к реализации помощи, он должен уметь объяснить, когда у человека что-то не может реализоваться возможную причину, педагога социального должны привлекать процесс общения и реализации совместной деятельности. Педагог социальный должен обладать рядом организаторских качеств, обладать развитым умением интеграции собственного опыта жизни со своей профессиональной деятельностью; развитыми способностями воспринимать информацию и анализировать происходящее как носящее значимый личностный смысл, он должен проживать и относится к своей работе как деятельности, которая является неотъемлемым звеном его личной жизни. Педагог социальный должен отличаться навыками глубокого эмоционального, а также интеллектуального погружения в реализуемый педагогический процесс, и в этой связи он должен переживать высшие чувства (нравственные, духовно-эстетические, интеллектуальные) по отношению ко всем участникам образовательного процесса.
На основании проведенной самодиагностики можно констатировать, что у педагога социального выявлен продвинутый уровень самоменеджмента, который характеризуется у него осознанием себя как субъекта реализации профессиональной деятельности, что реализуется в его осмысленном высоко мотивированном отношении к процессу саморазвития. Отмечается четкая целевая ориентация от анализа и планирования последовательности выполнения поставленных задач до определения рисков, которые могут возникнуть на этапе достижении цели и анализа возможных способов их разрешения.
Техника самоменеджмент педагога социального – это использование испытанных методов работы в повседневной педагогической практике для того, чтобы оптимально и со смыслом организовать своё время. Техника ситуационного анализа позволяет педагогу социальному провести анализ своих успех и неудач в соответствии с намеченными целями.
1. Алешина, С.А. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа / С.А. Алешина // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2008. – 29с.
2. Андреева, О.С. Психотехники и тренинги: (организация и проведение тренинговых занятий): учеб. пособие / О.С. Андреева; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. - 172 с.
3. Голованова, И.И. Саморазвитие и планирование карьеры: учеб. пособие / И.И. Голованова. – Казань: Казан. ун–т, 2013. – 196 с
4. Горбунова, Т. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих социальных педагогов в профессиональной деятельности / Т. В. Горбунова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 7. – С. 100–101.
5. Добровицкая, Е. А. Готовность будущих социальных работников к толерантному взаимодействию в условиях инклюзивной среды / Е. А. Добровицкая // Веснiк ВДУ. - 2019. - № 3. - С. 72-76.
6. Дружилов, С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека / С.А. Дружилов // Психологические исследования. – 2012. – №1(21). – С. 12 – 19.
7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М. : МИСиС, 2004.
8. Маллаев, Д.М. Теория и практика психотехнических игр / Д.М. Маллаев, Д.И. Гасанова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 150 с.
9. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
10. Научно-методические основы формирования профессиональных компетенций будущих социальных педагогов / Е.Л. Евдокимова; под общ. ред. Е.А. Носовой, В.Н. Клипининой. – Минск : БГПУ, 2017. – 220 с.
11. Немолот, Е. В. Изучение ценностей профессиональной деятельности педагогов-психологов: поиск методики / Е. В. Немолот, В. А. Вавилов // Известия Уральского федерального университета. Проблемы образования, науки и культуры. – 2013. – № 4. – С.12–16.
12. Никончук, А.С. Введение в методические основы социально-педагогической работы / А.С. Никончук. – Минск : АПО, 2005. – 240с.
13. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
14. Пастушеня, А. Н. Индивидуальная профессиональная концепция специалиста : структурно-функциональная и содержательная характеристика / А. Н. Пастушеня // Психологический журнал. – 2007. – № 3. – С.38 – 48.
15. Протасова, И. Социальный педагог в образовательном учреждении : модель личности и деятельности / И. Протасова // Социальная педагогика. – 2007. – №1. – С. 81–89.
16. Семёнова, Н. С. Профессиональная подготовка социальных педагогов в вузах Республики Беларусь / Н. С. Семенова // Веснiк ВДУ. – 2017. - № 6. – С.46-50.
17. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении / А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос», 2013. – 73 c.
18. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина / под ред. В.А. Сластенина. – Москва : издательский центр «Академия», 2012. – 208 с
19. Щербаков, В. А. Педагогические условия формирования ценностных ориентации будущего социального педагога в вузе / В. А. Щербаков // Вестик ун-та «Государственный университет управления». – 2007. - №12. - С 118-119.
20. Щербаков, В. А. Аксиологические аспекты в профессиональном становлении социальных педагогов / В А Щербаков // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования материалы V Всерос науч -практ конф в 6 ч. – Челябинск: Образование, 2006. – С 68-72.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для педагога социального «Карта саморазвития».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты