Духовность как атрибут человеческого бытия и роль церкви в ресоциализации осужденных
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Духовность как атрибут человеческого бытия и роль церкви в ресоциализации осужденных»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Духовность как атрибут человеческого бытия и роль церкви в ресоциализации осужденных
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ДУХОВНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, УРОВНИ И ФОРМЫ
РАЗДЕЛ 2 РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ И РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
РАЗДЕЛ 3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Состояние современной цивилизации требует концептуального осмысления всех сфер жизнедеятельности общества и, прежде всего, духовно-нравственной, поскольку благодаря морали первобытный человек вышел из животного состояния и сформировал тонкий слой цивилизации. Сейчас же человеческая цивилизация находится на грани исчезновения. Глобальная угроза, связанная с распространением вирусной пандемии, обнажила истинное лицо, как каждого человека, так и духовно-нравственный портрет социальных групп, особенно элиты. Вопросы долга, личной ответственности, совести и смысла жизни, смерти, бессмертия и вечности в эти роковые минуты приобрели особую актуальность.
Этот кризисный процесс обусловливает коренные изменения в массовом сознании, с жесткой необходимостью заставляют «вещного» человека общества потребления осмыслить аксиологические вопросы природы человека, его смысла жизни.
Новизна состоит в возможности использовании результатов исследования в науке и практике.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с духовностью.
Предмет работы – духовность.
Цель работы – показать нормы права и научную литературу, связанную с духовностью.
Задачи:
- рассмотреть духовность;
- определить религиозное сознание.
РАЗДЕЛ 1 ДУХОВНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, УРОВНИ И ФОРМЫ
Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы.
Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).
Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.
РАЗДЕЛ 2 РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ И РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Законодательство страны обеспечивает и гарантирует права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации.
Государственные органы в Беларуси на всех уровнях поддерживают инициативы религиозных организаций, направленные на обеспечение диалога между конфессиями на основе уважения к правам человека и религиозной терпимости. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных организаций.
Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях".
В Беларуси действуют 3563 зарегистрированные в установленном законодательством порядке религиозные организации 25 конфессий и направлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения), и 3389 общин (православные, римско-католические, христиан веры евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня, лютеранские, иудейские, мусульманские и общины других религиозных направлений). https://president.gov.by/ru/belarus/society/religia
Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах.
РАЗДЕЛ 3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
Анализ статистических материалов позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день практически все исправительные учреждения в той или иной мере взаимодействуют с конфессиональными объединениями. Основной груз пастырского служения в УИС несет РПЦ, что полностью соответствует конфессиональной структуре нашего общества в целом.
Работа религиозных организаций с осужденными осуществляется по четырем основным направлениям: 1) культовая практика, то есть отправление обрядов; 2) духовно-нравственное просвещение и воспитание верующих; 3) реализация гуманитарных проектов; 4) помощь в социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В рамках каждого из этих направлений религиозные объединения вносят свой вклад в духовное преображение личности осужденного, что способствует эффективной ресоциализации. Приобщение к регулярному участию в богослужениях, как правило, благотворно влияет на моральный облик человека и его взаимоотношения с окружающими. Так, исследования, проведенные в учреждениях, где есть православные общины, показали, что у воцерковленных осужденных, то есть тех, кто входит в состав общин, уровень дисциплины в среднем вдвое выше, а количество рецидивов преступлений в 2,6 раза ниже, чем у невоцерковленных.
Развить и закрепить позитивные изменения в сознании верующих во многом помогает изучение основ религии, поэтому конфессиональные объединения уделяют пристальное внимание духовно-нравственному просвещению и воспитанию осужденных. Наибольших успехов на этом поприще добилась церковь, практикующая обучение осужденных религии как в очной, так и в заочной форме. Очное обучение проводится в воскресных школах при исправительных учреждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Религиозное мировоззрение с его универсальностью и незыблемостью нравственных установок, может в достаточной мере противостоять криминализации общества. Только мировоззренческая система, охватывающая личную жизнь, способна привить уважительное отношение человека к себе подобному и стать антитезой антиобщественному образу жизни. В исправительных учреждениях церковь становится тем единственным работающим общественным институтом, который дает некую альтернативу криминального пути развития личности. Многочисленные храмы в исправительных колониях и следственных изоляторах аккумулируют ту часть находящихся в заключении, которая оказывается восприимчивой к христианским ценностям, а значит, и к общечеловеческим нормам поведения, создавая условия, чтобы после освобождения оступившийся человек мог вернуться к общественно полезному образу жизни.
В настоящее время представители общественных и религиозных организаций имеют возможность принимать участие в реализации современных технологий социальной работы в ИУ в индивидуальных и групповых формах: социальной диагностике, социальной адаптации, социальной реабилитации, социальной защите; социальной помощи, социальном патронаже, медиации, технологии формирования или восстановления социальных навыков. Однако необходимо создать систему профессиональной подготовки по овладению навыками данной работы.
Привлечь религию к работе над нравственным, а также желательно и правовым воспитанием осужденных необходимо.
1. Баженов В. В. Организационно-правовые формы попечения о лицах, отбывющих наказание: историко-правовое исследование: автореф. дис. канд. юрид. наук. – СПб., 2011. 26 с.
2. Гаген В. А. Духовно-нравственное и просветительское воздействие на заключенных // Тюремный вестник. 1913. № 8–9. С. 1217.
3. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В пяти томах. Изд. 3-е. Том 1. 1762 – 1825. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1960. 384 с.
4. Дьяченко, О. В. Свобода совести и неокульты / О. В. Дьяченко // Неокульты: «новые религии» века? / Е. С. Прокошина [и др.]. 3-е изд., доп. Минск : Четыре четверти, 2000. С. 135-147.
5. Лещенко В. Г. Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2012. 28 с.
6. Лойко, Л.Е. Философия: Курс лекций / Л.Е. Лойко. Минск: Академия МВД, 2011. – 245 с.
7. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством : К вопросу о веротерпимости / С.А. Пругавин. 2-е изд., доп. 7-я тыс. Москва : Посредник, 1905. 208 с.
8. Рогов В.А. Тюрьмы и лишение свободы в средневековой России (конец XV середина XVII вв.) // Сборник научных трудов ВЮЗИ. Вопросы истории органов борьбы с преступностью. М.: РИО ВЮЗИ, 1987. С. 5-34
9. Свобода совести в Республике Беларусь: нормативно-правовое обеспечение: сборник документов / авт.-сост. В. В. Старостенко. Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. -284 с.
10. Старостенко, В. В. Актуальные проблемы современного религиоведения в Беларуси / В. В. Старостенко // Национальная философия в глобальном мире: тезисы Первого Белорусского философского конгресса. Минск : Беларуская навука, 2017. С. 542-543.
11. Старостенко, В. В. Власть и религия: светское государство и обеспечение свободы совести в Республике Беларусь / В. В. Старостенко II Христианство в Беларуси: история и современность: сб. научи, ст. Минск : Белорусская наука, 2014. С. 11-17.
12. Старостенко, В. В. Национальная безопасность и конфессиональная сфера Республики Беларусь / В. В. Старостенко // Проблемы обеспечения национальной и региональной безопасности: правовые и информационные аспекты : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 2 ноября 2017 года : в 2 т. / Ин-т нац. безопасности Респ. Беларусь. Минск, 2018. Т. 1. С. 296-299.
13. Старостенко, В. В. О моделях понимания и правового закрепления свободы совести в истории Беларуси XX начале XXI века / В. В. Старостенко // Итоги научных исследований ученых МГУ имени А.А. Кулешова 2015 г.: материалы научно-методической конференции (25 января 4 февраля 2016 г.) / под ред. Е. К. Сычовой. Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2016. С. 56-58.
14. Старостенко, В. В. О направлениях совершенствования законодательства о свободе совести в Республике Беларусь / В. В. Старостенко // Религия и общество 9 : с борник научных статей. Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. — С. 31-34.
15. Старостенко, В. В. Правовое обеспечение государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь и международные отношения / В. В. Старостенко // Рел1Г1я у глобальному свт: М1жнародний Форум, 29-30 вересня 2016 року: [матер1али доповщей та вистушв]. Житомир : Видавець О. О. Свенок, 2016. С. 125-128.
16. Старостенко, В. В. Религиозная сфера и обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь в гуманитарной области / В. В. Старостенко // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания в контексте обеспечения национальной безопасности : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 9-10 апр. 2015 г. : в 2 ч. / Воен. акад. Респ. Беларусь. Минск : ВА РБ, 2015. Ч. 1. С. 154-157.
17. Старостенко, В. В. Религия и права человека в контексте международных актов о свободе религии и убеждений / В. В. Старостенко // Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания : сб. статей Международной научно-практической конференции, 27 октября 2017 г., Могилев. Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. С. 226-229.
18. Старостенко, В. В. Светское государство и законодательное обеспечение свободы совести в Республике Беларусь / В. В. Старостенко // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности : материалы Междунар. науч,практ. конф., 22-23 сентября 2016 г. Краснодар : Издательский Дом Юг, 2017. С. 470М75.
19. Старостенко, В. В. Свобода совести и светское государство / В. В. Старостенко //ВесшкМДУ 1мя А. А. Куляшова. Серыя А. Гумаштарныя навую (псторыя, фшасоф1я, фшалопя). -2018. № 1 (51). -С. 37-41.
20. Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983, 1986, 1989.
21. Фридман Е. Ф. Материалы к изучению тюремного вопроса. – СПб., 1894. 46 с.
22. Ходыкин И. Миссионерское служение в местах лишения свободы: дис. канд. богословия. М., 2001. 181 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты