Понятие и признаки административного правонарушения
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие и признаки административного правонарушения»
по дисциплине: «Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право»
2021
45.00 BYN
Понятие и признаки административного правонарушения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРИЗНАКИ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОТ ИНЫХ ВИДОВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь является унитарным, демократическим и социально-правовым государством, где установлен принцип верховенства права [1, с. 1-2].
Для достижения цели формирования конституционного государства на основе верховенства Конституции Республики Беларусь, верховенство права невозможно во всех общественных отношениях и сферах общественной жизни без административного права [2, с. 5].
В последнее время роль административно-деликтного права значительно возросла.
Правовые проблемы отграничения административных правонарушений от иных видов правонарушений» является чрезвычайно важной и интересной.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сокращение правонарушений во всех сферах общественной жизни в настоящее время очень остро. Эта актуальность определяется рядом методологических, теоретических и практических факторов, которые отводят особое место административным правонарушениям в структуре административного права. Административные правонарушения, так или иначе, затрагивают практически каждого человека в ходе его повседневной деятельности. Поэтому необходимо усилить эту тему и провести комплексное исследование. В связи с тем, что отношения между государством и человеком постоянно развиваются, появляются новые аспекты нормативных правонарушений, которые требуют научной оценки и юридического анализа.
Работа по защите правопорядка, защите прав, свобод и законных интересов граждан еще недостаточно эффективна и не отвечает целям создания гражданского общества. Рассмотрение гарантий административной ответственности граждан будет особенно актуально в контексте частых нарушений принципа законности и нарушения прав и законных интересов бизнеса.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность (ст. 2.1) [3].
Административные правонарушения могут выражаться в виде действий или бездействия. Например, управление транспортным средством лицом, у которого нет документа, предусмотренного правилами дорожного движения, является незаконным действием водителя.
Часто на практике возникают проблемы с правовой квалификацией административных правонарушений и разграничением их преступлений, поскольку они имеют общие характеристики. С позиции преступности административное правонарушение можно отличить по степени общественной опасности, то есть правонарушение наносит более незначительный вред отдельным лицам, обществу и государству, чем преступление [4, с. 13].
В число таких признаков входит:
а) общественная опасность;
б) административная противоправность;
в) административная наказуемость и виновность.
Основной характеристикой, присущей административным правонарушениям, является их общественная опасность. В качестве административного правонарушения может быть дана оценка, когда действия лица представляют угрозу охраняемым общественным отношениям.
Уровень общественной опасности административных правонарушений не является абстрактной категорией. Она определяется на основе учета многих конкретных обстоятельств, в частности:
- особенность объекта правонарушения;
- личность правонарушителя;
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРИЗНАКИ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В совокупности правовые характеристики административных правонарушений образуют сложную правовую структуру, которая обеспечивает единственную основу для административной ответственности преступников.
Признаки административных правонарушений следует отличать от их составных элементов.
Признаки административных правонарушений и их правовой состав в целом – это не совсем одно и то же явление. Они решают разные задачи и имеют разные цели. С помощью признаков административного правонарушение мы получаем общие психосоциальные и правовые характеристики конкретного деяния. Юристы решают вопросы, связанные с юридической квалификацией действий или бездействия, и привлекают нарушителей к ответственности. Его цель – выступать основой этой ответственности, потому что если нет основы, то нет и ответственности [9, с. 114].
Рассмотрение понятия состава административных правонарушений очень важно в теории и практике, поскольку оно позволяет правильно определить деяния, совершенные в рамках административной юрисдикции, способствует эффективному применению административных наказаний, повышает общую правовую культуру населения.
В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, то есть регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОТ ИНЫХ ВИДОВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Разграничение административных правонарушений от других преступлений выступает одной из основных и очень важных задач органов (должностных лиц), применяющих законодательные нормы. Сложность ее решения обусловлена некоторыми присущими всем видам преступлений общими чертами. Все это опасно (вредно) для общества, государства и граждан. Любой из них нарушает требования (положения) определенных правовых норм. Однако они отличаются и другими существующими функциями.
По основным материальным признакам – степени общественной опасности – все правонарушения можно разделить на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданские).
По сравнению с административными правонарушениями преступления имеют более высокую степень общественной опасности в зависимости от объекта преступления, характера деяния, способа его совершения, последствий (размера ущерба), которые имели место, мотивации, цели, формы вины, закона виновного и характера преступления [13, с. 187].
Формальными признаками, лежащими в основе разграничения преступлений и административных правонарушений, являются их незаконный и наказуемый характер.
Преступление – это деяние, запрещенное уголовным законом, и за него налагается уголовное наказание.
Административный проступок (правонарушение) – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися в Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, за которое установлена административная ответственность. Вышеперечисленные признаки разграничения преступления и административного правонарушения не являются постоянными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Административным правонарушением считается вредное для общества действие или бездействие, совершенное физическими или юридическими лицами, и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административные правонарушения должны иметь состав и иметь все свои функции. Если хотя бы один из обязательных элементов правонарушения отсутствует, возможность привлечения субъекта к административной ответственности исключается.
Рассмотрение понятия состава административных правонарушений очень важно в теории и практике, поскольку оно позволяет правильно определить деяния, совершенные в рамках административной юрисдикции, способствует эффективному применению административных наказаний, повышает общую правовую культуру населения.
Состав административного правонарушения образуют объективные признаки (объект и объективная сторона) и субъективные признаки (субъект и субъективная сторона).
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, то есть регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса – гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // КонсультантПлюс : Беларусь [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
2. Гавриленко, Д.А. Административное право: учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко, под ред. проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г., № 91-З: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Агапов, А.Б. Административная ответственность: учебник / А.Б. Агапов. – М.: Статут, 2000. – 251 с.
5. Капский, Д.В. Административное право: учеб. пособие / Д.В. Капский, Д.П. Ходоскин, О.А. Ходоскина; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2013. – 210 с
6. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2019. – 800 с.
7. Круглов, В.А. Административное право Республики Беларусь: Общая часть: пособие / В.А. Круглов, И.И. Мах. – Мн.: Амалфея, 2017. – 280 с.
8. Бельский, К.С. О принципах административного права. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы / К.С. Бельский // Государство и право. – 2015. – №8. – С. 24-26.
9. Попов, Л.Л. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристь, 2005. – 703 с.
10. Бондарович, С.Л. Постатейный комментарий к кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Мн.: Консультант Плюс, 2009. – 325 с.
11. Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть / А.Н. Крамник // Пособие для студентов вузов. – Мн.: Тесей, 2004. – 288 с.
12. Козлов, Ю.М. Административное право / Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко. – М.: Юристь, 2005. – 250 с.
13. Кузякин, Ю.П. Административная ответственность / Ю.П. Кузякин. – М.: МТИУ, 2008. – 223 с.
14. Рябцев, Л.М. Административное право: Учебное пособие / Л.М. Рябцев, Г.А. Василевич, А.Г. Тиковенко, Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Мн.: Книжный Дом, 2007. – 320 с.
15. Телятицкая, Т.В. Административное право: ответы на экзаменационные вопросы. – 3-е изд., переработанное и дополненное / Т.В. Телятицкая. – Мн.: Терра-Системс, 2009. – 208 с.
16. Шергин, А.П. Научное обеспечение борьбы с административными правонарушениями / А.П. Шергин. – М.: Институт административного права России, 2016. – 315 с.
17. Max, И.И. Административное право: курс лекций / И.И. Мах. – 4-е изд., испр. и доп. – Мн.: Амалфея, 2015. – 640 с.
18. Рябцев, Л.М. Административное право: учеб. / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ.ред. Л.М. Рябцева. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2014. – 320 с.
19. Телятицкая, Т.В. Административное право / Т.В Телятицкая. – Ответы на экз. вопросы, 2-е изд., перераб. – Минск: Тетралит, 2017. – 96 с.
20. Гвоздев, Д.В. Административно-правовое регулирование лицензирования в Республике Беларусь / Д.В. Гвоздев; под. ред Л.М. Рябцева; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Мн.: Акад. МВД, 2013. – 98 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты