Буллинг
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Буллинг»
по дисциплине: «Психология и социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Буллинг
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и социальная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк анкеты для старшеклассников «Ситуация буллинга в классе».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник акцентуаций характера и темперамента Г. Шмишека.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные эмпирические данные.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Феномен буллинга в современной психологии
1.2 Факторы возникновения буллинга в школьной среде
1.3 Социально-психологические особенности буллинга у старшеклассников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования социально-психологических факторов буллинга в школьной среде
2.3 Рекомендации по предотвращению буллинга в школьной среде
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Феномен буллинга в современной школе является широко распространенным. По результатам различных исследований, с явлением буллинга в школе сталкивается постоянно или эпизодически порядка трети учеников. Распространение этого негативного явления в школьной среде вызывает необходимость поиска путей его предупреждения, факторов и детерминант, его провоцирующих.
Самым уязвимым возрастом, когда дети попадают в ситуацию буллинга, является подростковый возраст. Современные подростки характеризуются эмоциональной незрелостью, недостаточным самоконтролем, повышенной внушаемостью, желанием самоутвердиться. Подростковая неосторожность, неосмотрительность, склонность к рискованному поведению повышают риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации и буллинга.
Жертвой насилия в школьной среде потенциально может стать любой школьника. В связи с этим важно выяснять, кто из учащихся в силу социально-психологических особенностей рискует оказаться объектом насмешек, издевательств и других форм жестокого обращения. Не менее важным является выявление особенностей школьников, непосредственно инициирующих и проявляющих школьное насилие.
В зарубежной психологии проблема буллинга исследуется достаточно давно, благодаря чему в данной области накоплен большой объем теоретических и практических знаний (Д.А. Лэйн и Э. Миллер, Н. Гуэрра, Д. Олвеус, Ч. Салмивалли и др.). В отечественной психологии проблема буллинга начала разрабатываться относительно недавно, потому она является малоизученной. Исследования современные авторов сосредоточены на изучении средовых факторов буллинга в школьной среде (М.А. Новикова и А.А. Реан), личностных факторов (О.Л. Глазман, В. Р. Петросянц), рост агрессии среди подростков (И.А. Фурманов) и др.
Однако, проблема изучения социально-психологических особенностей буллинга у старшеклассников остается недостаточно освещенной.
Цель исследования – выявить социально-психологические факторы буллинга в школьной среде.
Объект исследования – школьная среда.
Предмет исследования – социально-психологические факторы буллинга.
В соответствие с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
- раскрыть феномен буллинга в современной психологии;
- характеризовать факторы возникновения буллинга в школьной среде;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Феномен буллинга в современной психологии
Начало исследования феномена буллинга положили скандинавские ученые, среди которых Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас и Е. Роланд. Дальнейшее развитие проблемы буллинга находит свое отражение в работах британских исследователей (В.Т. Ортон, Д.А. Лэйн, Д.П. Таттум, Е. Мунте) [17, с. 80].
Под буллингом Д. Олвеус понимал вид поведения, при котором наносится вред психическому и физическому здоровью. Автором в зависимости от способов проявления выделены следующие виды буллинга: вербальный буллинг; буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию; физические издевательства; издевательство с помощью лживых слухов о жертве; агрессия, состоящая в порче личных вещей другого человека; угрозы или принуждение выполнять какие-либо действия; расистский, сексуальный буллинг и др. [16, с. 152].
В работе Д. Лэйна и Э. Миллера буллинг (школьная травля) рассматривается как конкретная система взаимоотношений в коллективе, названная ими буллинг-системой. Сущность это системы раскрывается через описание ролей и позиций: агрессор, присоединившийся участник, свидетель-подстрекатель, свидетель-аутсайдер, защитник, жертва и др. Под буллингом авторы понимали длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения одного учащегося или группы учащихся к другому ребенку или детям [28, с. 241]. Д. Лэйн и Э. Миллер выделял два вида буллинга: физический и психологический.
Похожее определение приводит Э. Роланд. Так, Э. Роланд под буллингом понимал длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации [3, с. 22].
В отечественной психологии изучением феномена буллинга начали заниматься лишь вначале 2000-х годов. Ученые особое внимание стали уделять исследованию буллинга в образовательной среде (Е.Н. Ожинова, И.С. Кон, Е.В. Гребенкина, И.А. Фурманов, О.Л. Глазман, В.Р. Петросянц, А.А. Бочавер). Перечисленные ученые и исследователи приводят различные определения понятия «буллинг».
В работе И.А. Фурманова буллинг рассматривается как одна из форм насилия, представляющая собой психологическое или физическое воздействие на человека, оказываемое другим человеком или группой лиц путем запугивания, принуждения, унижения и издевательства.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить социально-психологические особенности старшеклассников.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
- теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
- изучение социально-психологических особенностей старшеклассников;
- обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
В исследовании приняли участие 60 учащихся 9-10 классов в возрасте 15-16 лет.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики:
1. Анкета «Ситуация буллинга в классе» (авторская разработка) (Приложение А).
Цель: оценка распространенности буллинга в классе, определение ролей и позиций в ситуации буллинга среди старшеклассников.
Анкета включает 4 вопроса, касающиеся поведения в ситуации буллинга. Испытуемым предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов. С помощью анкеты можно определить такие роли в ситуации буллинга как: агрессор, жертва, наблюдатель.
2. Опросник акцентуаций характера и темперамента Г. Шмишека [6] (Приложение Б).
Цель: изучение типа акцентуации характера и свойств темперамента.
Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Согласно К. Леонгарду акцентуация представляет собой заострение некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Шкалы методики: 10 типов акцентуации характера, подразделенные на две группы:
– акцентуации, имеющие биологические предпосылки (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый);
– акцентуации, социально обусловленные (гипертимический, дистимический, тревожный, циклотимический, аффективный, эмотивный).
Опросник содержит 97 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Сумма баллов по каждой шкале в диапазоне от 15 до 18 указывает на тенденцию к типу акцентуации, сумма баллов 19-24 свидетельствует об акцентуации характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологии на феномен буллинга сложились различные взгляды. В рамках диспозиционального подхода изучаются индивидуальные особенности участников ситуаций травли, особенности личности как предпосылки ролей жертвы и агрессора. В контексте темпорального подхода подчеркивается роль сензитивных периодов (подросткового), при переживании которых повышается уязвимость школьника и возрастает степень риски освоения им роли агрессора или жертвы в ситуациях буллинга. В рамках контекстуального подхода особое значение придается среде, микроклимату группы, в которой актуализируются внутриличностные предпосылки в процессе возникновения буллинга. Под буллингом мы понимаем этособый тип деструктивного взаимодействия, который проявляется в форме физического или психологического насилия.
Основными факторами возникновения буллинга в школьной среде являются: предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий проявления собственной агрессивности и наблюдения подобных проявлений в ближайшем окружении; индивидуально-психологические особенности личности, неблагоприятное положение в группе сверстников, неблагоприятная социализация, традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. Среди индивидуально-психологических факторов выделяются: когнитивные искажения, потребность в самоутверждении, комплекс неполноценности, склонность к силовому решению проблем, нарушения личностной идентичности, неадекватная самооценка. Факторы возникновения буллинга в подростковой среде могут быть индивидуальными (агрессия, виктимность, конформность подростков) и групповыми (антисоциальная групповая деятельность, негативный социально-психологический климат группы).
Социально-психологические особенности буллинга у старшеклассников связаны с тем, что в этом возрасте происходит снятие внутренних ограничений и внешнего контроля поведения со стороны родителей и учителей. Старшие подростки отличаются повышенной враждебностью и агрессией, что проявляется в вызывающем поведении, проявлении насилии. Старшеклассники стремятся к независимости, самоутверждению, сохранению индивидуальности личности, что может послужить фактором проявлении ими агрессии в сторону сверстников. Склонность старших подростков к усвоению групповых норм и ценностей, подражательность в поведении может выступать предпосылкой для проявления группового насилия в отношении одноклассников. Интенсивное функционирование рефлексивного сознания может привести к более глубокому переживанию буллинга.
1. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А Бочавер, К. Д. Хломов // Психология: журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 3. – С. 149-159.
2. Бутенко, В. Н. Буллинг в школьной образовательной среде : опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» / В. Н. Бутенко, О. А. Сидоренко // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2015. -№ 3 (33). – С. 138-143.
3. Волкова, И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение / И. В. Волкова // Вестник Мининского ун-та. – 2016. – № 2 (15). – С. 20-26.
4. Гайдамакова, В. Ю. Особенности саморазрушающего и виктимного поведения подростков / В. Ю. Гайдамакова, С. В. Беляева // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков : история, теория и практика. – М., 2017. – С. 227-234.
5. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л .Глазман // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2009. – № 105. – С. 159-165.
6. Голубь, М. С. Интегрированный анализ основных подходов виктимности личности подростка / М. С. Голубь // Успехи современной науки. – 2017. – № 2. – С. 102-104.
7. Горлова, И. Ю. Буллинг в образовательных учреждениях / И. Ю. Горлова, О. З. Кузнецова // Научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – Спецвыпуск № 6. – С. 1-5.
8. Колобова, С. Н. Проявления деструктивных фор поведения в подростковом возрасте / С. Н. Колобова, И. Е. Нестеренко // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2016. – № 4. – С. 65-68.
9. Кривцова, С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С. В. Кривцова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. – 2015. – Т. 2, № 3. – С. 52-59.
10. Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. – СПб. : Питер, 2001. – С. 240-274.
11. Никитин, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук / А. В. Никитин. – М. : МПГУ, 2006. – 18 с.
12. Ничишина, Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т. В. Ничишина. – Минск : Национальный институт образования, 2018. – 248 с.
13. Ожиева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е. Н. Ожиева. – Киев : Рута, 2001. – 320 с.
14. Опросник Г. Шмишека // Сборник психологических тестов. Часть I : Пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Мн. : Женский институт. ЭНВИЛА, 2005. – С. 66-74.
15. Петрова, В. Н. Представления старшеклассников в будущем как аспект их социализации / В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 140-143.
16. Петросянц, В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость : автореф. дис. канд. психол. наук / В. Р. Петросянц. – СПб., 2011. – 21 с.
17. Соловьев, Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста / Д. Н. Соловьев // Науковедение. – 2014. – № 3. – С. 155-162.
18. Фурманов, И. А. Виктимизация школьников со стороны сверстников (на примере российской и белорусской выборок) / И. А. Фурманов, Л. И. Дементий, В. Е. Купченко // Вестник Омского университета. – 2015. – № 2. – С. 30-38.
19. Фурманов, И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования : учеб.-метод. пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Минск : РИВШ, 2011. – 250 с.
20. Фурманов, И. А. Особенности агрессии подростков, переживающих насилие со стороны сверстников / И. А. Фурманов, В. Е. Купченко // Журнал Белорусского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 73-79.
21. Черкесова Д.У. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков / Д.У. Черкесова, Д.Р. Гаджибаева // Вестник Дагестанского гос. ун-та. – 2007. – № 3. – С. 93-97.
22. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе / М. В. Шакурова; под ред. А. В. Мудрика. – М. : Академия, 2004. – 272 с.
23. Шалагинова, К. С. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике / К. С. Шалагинова // Известия Иркутского государственного университета. – 2019. – Т. 29. – С. 91-104.
24. Buhs, E. S. Peer Rejection, Negative Peer Treatment, and School Adjustment: Self-Concept and Classroom Engagement as Mediating Processes / E. S. Buhs // Journal of School Psychology. – 2005. – Vol. 43, No 5. – P. 407-424.
25. Guerra, N. G. Understanding Bullying and Victimization during Childhood and Adolescence: A Mixed Methods Study / N. G. Guerra, K. R. Williams, S. Sadek // Child Development. – 2011. – Vol. 82, No 1. – P. 295-310.
26. Haynie, D. L. Simons-Morton B. Bullies, victims and bully/victims: Distinct groups of atrisk youth / D. L. Haynie, Т. Nansel // Journal of Early Adolescence. – 2001. – № 21. – Р. 29-49.
27. Ma, X. Bullying in Middle School: Individual and School Characteristics of Victims and Offenders / Х. Ма // School Effectiveness and School Improvement. – 2002. – Vol. 13, No 1. – P. 63-89.
28. Olweus, D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do (Understanding Children's Worlds) / D. Olweus. – Oxford: Blackwell Publishing, 1993. – P. 152.
29. Salmivalli, Ch. Bullying and the peer group: a review / Ch. Salmivalli // Aggression and violent behavior. – 2010. – N 15. – P. 112-120.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк анкеты для старшеклассников «Ситуация буллинга в классе».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник акцентуаций характера и темперамента Г. Шмишека.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные эмпирические данные.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты