Научно-методические основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Научно-методические основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Научно-методические основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты уроков.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ПРЕДПОССЫЛКИ И СТРУКТУРА
1.1. Готовность обучаемого к освоению действия
1.2. Общая характеристика процесса обучения двигательному действию
ГЛАВА 2. ЭТАП НАЧАЛЬНОГО РАЗУЧИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
2.1. Цель и задачи этапа начального разучивания двигательного действия
2.2. Формирование представления о выполнении двигательного действия
2.3. Особенности методики начального разучивания двигательного действия
2.4. Типичные ошибки возникающие на этапе начального разучивания двигательного действия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения в физическом развитии, в стратегиях и методах обучения и развития.
Спорт вступает в тот этап развития, когда рост достижений связан с поиском путей физического развития, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки на основе данных современной науки.
Одним из важнейших средств улучшения здоровья являются физические упражнения, занятия которыми должны быть организованы в соответствии с организационно-методическими требованиями процесса физического воспитания, а также с учетом индивидуально-физиологических особенностей учащихся.
Представляется, что анализ тематики обучение движениям (методика поэтапного формирования двигательных действий) достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики Обучение движениям (методика поэтапного формирования двигательных действий), следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Обучение движениям (методика поэтапного формирования двигательных действий) [18, с. 74].
Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений [9].
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ПРЕДПОССЫЛКИ И СТРУКТУРА
1.1. Готовность обучаемого к освоению действия
Полноценная готовность ученика складывается, как минимум, из трех основных предпосылок, которые в целом должен обеспечить преподаватель перед началом обучения. К ним относятся физическая, двигательная и психическая виды готовности.
Физическая готовность. Для разучивания любого конкретного двигательного действия обучаемый должен иметь необходимый уровень развития физических качеств, особенно ведущих для изучаемого движения. Освоить технику современного прыжка через гимнастического коня, эффективный бросок в борьбе, прыжок с шестом и т.д. можно только при условии достаточного развития скоростно-силовых качеств, гибкости, координационных способностей, иначе ничего хорошего не получится.
Прежде чем приступить к освоению техники того или иного упражнения, преподаватель с помощью соответствующих тестов должен определить уровень физической готовности ученика. Если окажется, что ведущие для изучаемого двигательного действия физические качества у него развиты недостаточно, то целесообразно спланировать необходимый период предварительной физической подготовки. Такая избирательно направленная физическая подготовка позволит довести требуемые физические качества до необходимой кондиции и тем самым снимает возможные технические ошибки по данной причине.
Двигательная готовность. Ее смысл состоит в том, что быстрота освоения нового движения зависит от продолжительности формирования его ориентировочной основы. Если ученик имеет необходимые двигательные представления по основным опорным точкам, то у него обучаемость к освоению действий формируется без особых затруднений, хорошими темпами. Отсутствие таковых усложняет и удлиняет обучение [15].
ГЛАВА 2. ЭТАП НАЧАЛЬНОГО РАЗУЧИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
2.1. Цель и задачи этапа начального разучивания двигательного действия
Цель — сформировать у обучаемого основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи.
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах.
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия [5, с. 59].
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения (т. е. тем, чему учат) являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Раньше, чем приступить к обучению какому-либо действию, важно, естественно, установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия, и, если не готов, провести предварительную подготовку. Готовность к обучению выявляется с помощью контрольных (тестовых) упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте ученика, а обеспечивается посредством подготовительных, в частности подводящих, упражнений.
Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности: образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту); рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется; результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами; на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия.
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. – М. : Просвещение, 1990. – 287 с.
2. Агашин, Ф. К. Биомеханика ударных движений. – М. : ФиС, 1977. – 271 с.
3. Беритов, И. С. О происхождении произвольных движений у высших позвоночных животных. Третье научное совещание по эволюционной физиологии, посвященное памяти акад. Л.А. Орбели. Л., 1961. – 162 с.
4. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. – 419 с.
5. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 75 с.
6. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. – М., 2000. – 163 с.
7. Донской Д. Д. Теория и практика физической культуры. – 1997. – 183 с.
8. Ильин, Е. П. Двигательные умения и навыки / Е. П. Ильин // Теория и практика физ. Культуры. – 2001. – № 5. – 54 с.
9. Кашачкин, В. М. Методика физического воспитания. – М. : 1980. – 62 с.
10. Козленко, Н. П. Теория и методика физического воспитания. – К., 1984. – 220 с.
11. Лаутин, А. Н. Обучение спортивным движениям. – К. : Здоровья, 1986. – 214 с.
12. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 272 с.
13. Максименко, A. M. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999. – 74 с.
14. Матвеев, Л. П. Очерки по теории физической культуры. – М. : ФиС, 1984. – 256 с.
15. Матевеева, Л. П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. Культ.: В 2 т. / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп., том 2 – М., 1976. – 256 c.
16. Матвеева, Л. П. Введение в теорию физической культуры / под ред. Л. П. Матвеева. – Физкультура и спорт, 1983. – 65 с.
17. Новикова, А. Д. Теория физического воспитания: Учебное пособие для институтов физ. Культ.: Под общей редакцией А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. – М.: ФиС., 1959. – 390 с.
18. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. Высш. учеб. завед. – М., 2000. – 480 c.
19. Шиян, Б. М. Теория и методика физического воспитания. Учебное пособие для институтов. Физ. Культ. – М. : Просвещение, 1988. – 142 с.
20. Янсон, Ю. А. Педагогика физического воспитания школьников. – Ростов н/Д, 1993. – 240 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты уроков.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты