Конституционно-правовой статус средств массовой информации
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционно-правовой статус средств массовой информации»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционно-правовой статус средств массовой информации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СМИ
ГЛАВА 2 ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СМИ
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Политические и экономические трансформации последних десятилетий поставили перед исследователями целый ряд вопросов, в числе которых проблемы такого важнейшего социального института как средства массовой информации (далее СМИ). Социальное предназначение СМИ вызывает необходимость определить их место и роль в социальной коммуникации, выявить все возможные взаимосвязи этого института с другими структурами общества и государства, и в первую очередь – с индивидом, определить принципы их взаимодействия с учетом тех характеристик, которые заложены в структурных элементах демократического социального правового государства и гражданского общества. Иными словами, сегодня возникла насущная потребность исследовать субъект – субъектные отношения в сфере массовой информации, и с учетом функционального назначения государственных органов, субъектов, входящих в структуру гражданского общества, определить правовые принципы взаимодействия этих субъектов со СМИ, а также ту роль, которую играют СМИ, соприкасаясь с их деятельностью. Однако рассматривать эти отношения следует через призму нового качественного состояния общества, которое называют информационным. По мнению исследователей, вхождение в информационное общество связано с инновационными моделями развития. Экстенсивный индустриальный формат социально-экономического развития себя фактически исчерпал, привнеся в общественную эволюцию ряд издержек экологического, технологического, социально-культурного и духовно-нравственного порядка.
В этом контексте важное значение приобретает правовое обеспечение взаимодействий субъектов в их различных проявлениях, поскольку инновационные процессы тесно связаны с социальными регуляторами, и прежде всего с правовыми, помогающими разрешать противоречия между старыми и новыми формами.
Рассматривая сложные социальные связи на новом этапе развития общества, необходимо также иметь четкие представления о роли СМИ в процессах его демократизации. СМИ относятся к социально-политическим институтам, их называют институтом демократии, институтом формирования общественного мнения, а это означает, что их деятельность непосредственно связана с реализацией прав и свобод человека, избирательным процессом, проблемами самоопределения наций. СМИ и экономика, СМИ и культура, СМИ и духовное развитие общества, СМИ и образование, СМИ и мировое сообщество – эта неразрывная связь со всеми сферами жизни общества заставляет задумываться и выяснять, насколько СМИ справляются со столь важной миссией, и какие гарантии, в том числе и правовые, нужны сегодня для ее выполнения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СМИ
Философы, социологи, политологи, журналисты, психологи и юристы дают ответы на многие вопросы, но каждый в своей области. Сегодня же стоит рассматривать их в комплексе, что позволит определить «болевые точки» информационной сферы и предложить пути решения правовых проблем, как того требуют принципы демократического социального правового государства.
Средства массовой информации никогда не стояли вдали от политических процессов в обществе. Однако их правовое положение зависело от существующего в тот или иной исторический отрезок времени политико-правового режима. В Российской империи оно нашло закрепление в рамках цензурного права. В советской стране – в рамках документов партии и правительства. И только в перестройку деятельность СМИ стала регулироваться законом. Процесс демократизации общества, начавшийся в этот период, выдвинул на передний план те институты, которые давали каждому гражданину фактическую возможность активно и результативно влиять на выработку управленческих решений, проверять их выполнение, получать необходимую информацию о деятельности государственного аппарата. К числу таких институтов были отнесены и средства массовой информации, соответственно, начался и нормотворческий процесс.
Параллельно ученые многих отраслей науки стали глубже изучать социально-правовые характеристики СМИ. Особый интерес эта тема вызвала у специалистов в области прав человека. Ю.М. Батурин, В.И. Васильев, В.Н. Монахов, В.Л. Полякова, Н.И. Титова, В.В. Толстошеев, В.Л. Энтин, рассмотрели отдельные, но очень важные аспекты деятельности СМИ. Теоретическое же осмысление проблемы во всей ее полноте было дано М.А. Федотовым в диссертационном исследовании «Средства массовой информации как институт социалистической демократии (государственно-правовые проблемы)» в 1989 г. В нем были заложены концептуальные основы теории правового положения СМИ как института демократии в условиях формирования социалистического правового государства. Основной тезис, выдвинутый в работе, был нов для того времени: СМИ рассматривались как особый, функционально обособленный институт демократии, свободно реализующий свои социальные задачи и самостоятельно несущий ответственность перед обществом. Отсюда необходимость наделения СМИ соответствующим политико-правовым статусом, способным, с одной стороны, гарантировать свободу их организации и деятельности, а с другой защищать права и законные интересы общества, государства, коллективов, организаций, личности в сфере массовой информации.
ГЛАВА 2 ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СМИ
Исследователи информационного общества, отвечая на вопрос, что оно собой представляет и какой смысл вкладывается в современные интерпретации данного понятия, отмечают, что в информационном обществе существует комплексная и планомерная политика информатизации, опирающаяся на соответствующую нормативно-законодательную базу и учитывающая как внутренние информационные потребности общества и государства, так и возможности их эффективной интеграции в систему международных связей и отношений, высокий и всеохватывающий уровень информационно-технической (компьютерной) базы и технико-коммуникационных сетей. Информация и информационные технологии становятся главным экономическим, научно-техническим, социально-культурным ресурсом, обеспечивающим доминирование информационного сектора в общем объеме ВВП; информация общедоступна (за исключением государственных тайн и т. п.), приоритет отдается не готовым рецептам определенных социальных действий, а информации как основе поиска самостоятельных решений, инициатив и т. п. В связи с этим знания и квалификация субъекта становятся важнейшим атрибутом социальной активности, в том числе – власти и управления, кардинально трансформируется структура социальной стратификации и коммуникации: от минимизации массовых производственных отношений, активизации культурно-образовательных взаимодействий, до индивидуализации и персонификации социальной коммуникации в виртуально-опосредованном пространстве других возможных ее участников» [1, с. 119].
Одним из важнейших факторов, влияющих на процессы становления и развития информационного общества, является право. Существующее состояние правовой модели информационного общества строится на основе документов, с одной стороны, направленных на максимально широкое и равномерное распространение информационных технологий, а также на вовлечение максимального числа субъектов в информационный обмен, с другой стороны, устанавливающих основы безопасной реализации возможностей, на обеспечение которых направлены документы, условно классифицируемые на три группы. К первой группе документов ученые относят международные соглашения, предполагающие государственную поддержку (организационную и финансовую) распространения средств, способных обеспечить максимально свободный и интенсивный информационный обмен; стратегии, определяющие цели и задачи такого распространения и меры по их реализации; концепции, формирующие идеи, которые могут быть восприняты в законодательстве и реализованы субъектами информационных отношений;
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Опасения мирового сообщества, что дальнейшее расширение практики разрешения политических, экономических, социальных, этнических, культурных и иных противоречий путем осуществления террористических и иных экстремистских действий представляет собой существенную угрозу интересам личности, общества и государство, подтверждаются все чаще и чаще. По мнению экспертов, сегодня ни одна страна мира не имеет полной гарантии от совершения террористических актов на своей территории. Проблема приобретает глобальный характер и требует решения вопросов безопасности, совместных усилий по выработке стратегии противодействия новым вызовам и угрозам, исходящим от терроризма. Трудно поверить, что не так давно, во время Великой французской революции, слово «террорист», согласно словарю, изданному во Франции в 1796 году, имело вполне положительное значение, и лидеры Французской революции гордились, когда их горячую веру в «революционную справедливость» называли «террористами» [1]. Сегодня терроризм называют глобальным злом, которое приносит только боль и страдания, заставляет содрогаться миллионы людей.
Терроризм как очень сложное социальное явление характеризуется не только своими масштабами, но и разнообразием форм. Ученые в каждом новом исследовании только расширяют классификатор. По их мнению, если в Европе и Америке начнутся изначально революционные и прочие политические катаклизмы 20 века. были связаны с злодейскими убийствами и покушениями на убийство политиков с 1970-х годов. Европейский терроризм, связанный с организациями «новых левых» и религиозных фанатиков, свелся к двум широко распространенным явлениям: во-первых, угон самолета или корабля не столько для выдвижения политических требований, сколько для обмена заложников на себе подобных. мыслящие террористы, сидящие в тюрьмах, или деньги, а во-вторых, похищение крупного политика или банкира с той же целью. В Советском Союзе угоны самолетов сопровождались требованиями разрешить преступникам покинуть страну. Ни у кого не было иллюзий, что в результате теракта можно запугать государство или повлиять на политическую систему [2. С. 144, 145]. Сегодня широкое распространение получил именно политический терроризм, все серьезнее становятся национальный, религиозный, государственный, информационный, экологический и т. Д. Терроризм постепенно превратился в идеологию насилия и практику влияния на принятие решений государственными органами, органами местного самоуправления. или международные организации, связанные с запугиванием населения или другими формами незаконных насильственных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СМИ выполняют целый ряд функций:
коммуникативную, информационную, рекреативную, функцию контроля и др. Главная из них информационная. Однако эта функция присуща и другим социальным институтам. С ее помощью они решают определенные их видом деятельности задачи (например, информируют население о проводимой политике, рекламируют свой товар, проводят профилактику, воспитательную работу). В процессе взаимодействия между СМИ и социальными институтами происходит процесс интеграции информационной функции: СМИ, выполняя возложенные на них обществом и государством обязанности, при специально выстроенной стратегии (политики) своей деятельности способствуют выполнению функций государственных органов и организаций, политических партий, других общественных объединений, удовлетворяют информационные потребности граждан. В итоге, СМИ содействуют и реализации функций руководства и управления, участвуют в обеспечении прямой и обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами, а также внутри этих подсистем и компонентов.
Учитывая эту закономерность, общественные объединения и прежде всего политические партии уделяют большое внимание организации коммуникативных каналов информации: создают интернет-ресурсы, собственные СМИ, налаживают контакты с другими СМИ государственными и негосударственными. В этой связи важно, насколько адекватно обеспечено правовое сопровождение этих процессов, насколько четко налажен механизм правового регулирования взаимосвязей и придается ли ему значение.
Комплексное исследование правовых норм, устанавливающих механизм реализации прав и обязанностей, порой говорит об обратном. Например, ст. 21 Закона Республики Беларусь «О политических партиях» предоставляет им право свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения, и одновременно позволяет пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством.
С нашей точки зрения, конструкция данной правовой нормы не совсем удачна. Ее основа заложена в ст. 5 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится об использовании государственных СМИ в порядке, установленном законодательством. Все логично. Однако данную норму конституции скорее следует признать нормой-принципом. Форм использования государственных СМИ в коммуникационном пространстве значительное количество, все они базируются на конституционном принципе свободного распространения информации, а это означает, что в действующем законодательстве должно найти свое проявление общее и особенное в правоотношениях: общее – должен быть закреплен свободный доступ к государственным СМИ на основе гражданских правоотношений;
1. Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права. Минск, 2002. 570 с.
2. Гайворонская А. А. Полифоничность феномена экстремизм в социально-психологических исследованиях [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_124.html.
3. О порядке ведения и опубликования республиканского списка экстремистских материалов [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2007 г. № 513. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. О противодействии экстремизму [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 04.01.2007 № 203-З: (ред. от 26.10.2012 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 11. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Скудин А. С. Правовые меры противодействия экстремизму: автореф. дисс. к.ю.н. М., 2011. 31 с.
7. Федеральный список экстремистских материалов [Электронный ресурс]. URL: http://www.minjust.ru/nko/fedspisok.
8. Белая Е.В. Феномен терроризма в современном обществе: автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2005.
9. Рихтер А.Г. Правовые основы интернет-журналистики: учебник. М.: Изд-во ИКАР, 2014. 488 с.
10. Смирнова О.В., Фролова Т.И. Концепция антитеррора в СМИ: целевые задачи и технологические возможности // Журналистика и СМИ против террора. М., 2009. 288 с.
11. Вартанова Е.Л. Современные масс-медиа и терроризм: природа взаимоотношений, стратегии противостояния // Журналистика и СМИ против террора. М., 2009. 288 с.
12. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь. 17 июля 2008 г. № 427-З с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».
13. О борьбе с терроризмом: Закон Республики Беларусь. 3 янв. 2002 г. № 77-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.10.2012 г. // СПС «Консультант Плюс».
14. Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е. Н.Лукашева. М., 1998.
15. Средства массовой информации и терроризм: Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1706 (2005). Декларация Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнения и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом (2005) // Журналистика и СМИ против террора. М., 2009. 288 с.
16. Модельный закон «О противодействии терроризму»: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. 3 декабря 2009 г., № 33-18 // СПС «Консультант Плюс».
17. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации. 27 дек. 1991 г., № 2124-1: с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».
18. Систематизация и кодификация информационного законодательства / отв. ред. И.Л. Бачило: сб. науч. работ. М.: ИГП РАН – Изд-во «КАНОН+», 2015. 216 с.
19. Концепция информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И.Л. Бачило. М.: ИГП РАН – Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. 192 с.
20. Правовые модели и реальность: монография / О. А. Акопян, Н. В. Власова, С. А. Грачева [и др.]; отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. Е. Рафалюк, Н. И. Хлуденева. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФА-М, 2015. – 280 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты