Изучение мотивов профессиональной деятельности
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Изучение мотивов профессиональной деятельности»
по дисциплине: «Психология личности»
2021
45.00 BYN
Изучение мотивов профессиональной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология личности
Организация: Общеобразовательный лицей, ГУО (г. Борисов)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник мотивации профессиональной деятельности (по А.А. Крылову).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения мотивов профессиональной деятельности
1.1 Понятие мотивации профессиональной деятельности в психологии
1.2 Социально-психологические факторы мотивации профессиональной деятельности
2 Эмпирическое исследование мотивов профессиональной деятельности на примере организации
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка рекомендаций по повышению мотивации профессиональной деятельности работников организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В современных напряженных условиях функционирования современной организации особенно значимой становится мотивация персонала. Сегодня мотивация сотрудников организации является средством обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов, мобилизации кадрового потенциала, что является фактором повышения общей результативности и эффективности труда. На мотивацию как процесс побуждения каждого сотрудника к активной деятельности для удовлетворения его потребностей и достижения целей организации оказывают влияние различные факторы.
Профессиональная деятельность в сфере бизнеса предъявляет серьезные требования к личности сотрудника. Он должен обладать рядом профессионально важных качеств, которые позволяют ему эффективно выполнять свои обязанности. Профессионально значимые качества личности позволяют индивиду наиболее полно реализовать себя в конкретном виде профессиональной деятельности, потому их наличие выступает в качестве основы для достижения успеха в профессии. Кроме того, социально-психологические качества сотрудника выступают важным фактором мотивации профессиональной деятельности. Недостаточно разработанная система мотивации трудовой деятельности в организации негативно отражается на процессе и результате профессиональной деятельности, поэтому изучение факторов мотивации трудовой деятельности работников организаций является необходимым с точки зрения разработки мер по ее повышению.
Проблема мотивации персонала в современной психологии является достаточно освещенной (И. Н. Бондаренко, Д. В. Зубайдуллина, А. А. Когтин, И. В. Никитина, В. В. Рассадин, В. Н. Скворцов, А. Г. Шмаков, В. Зигерт, Л. Ланг, Т. Макгрегор, Э. Мэйо, В. Оучи, У. Тейлор и др.). К настоящему времени накоплено достаточно много исследований, посвященных изучению закономерностей, связанных с личностными, ситуационными и когнитивными факторами мотивации. Представители динамического направления рассматривают профессиональную мотивацию не как статичное образование, а как процесс, механизм (И.А. Джидарьян, М.Ш. Магомед-Эминов и др.). В рамках системного подхода (Т.Г. Озерникова) исследуются внутренние и внешние факторы мотивации профессиональной деятельности на всех уровнях организации.
В зарубежной психологии исследуются потребности и мотивы профессиональной деятельности сотрудников (Дж. Лассуэлл, Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон), социально-психологический климат в организации как фактор повышения мотивации (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и др.).
1 Теоретические основы изучения мотивов профессиональной деятельности
1.1 Понятие мотивации профессиональной деятельности в психологии
Проблема мотивации профессиональной деятельности представляет собой относительно самостоятельную область исследования причин, определяющих направленность индивидуального поведения сотрудников организации, охватывая сферу средств корректировки индивидуальных целей в направлении общей цели организации посредством направленного удовлетворения разных потребностей работников [13, с. 292].
Мотивация рассматривается в современной психологии как совокупность связанных с удовлетворением определенных потребностей побуждений к деятельности. Как отмечает В.К. Вилюнас, термин «мотивация» является родовым понятием для обозначения всех факторов, представленных на уровне психического отражения и направляющих поведение человека на удовлетворение потребностей [8, с. 50].
Профессиональная деятельность представляет собой один из основных видов деятельности, специфическую человеческую форму активности и отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его преобразование в интересах людей. По определению В.Д. Шадрикова, профессиональная деятельность проявляется в единстве трех аспектов - предметно-действенном, физиологическом и психологическом [26, с. 23].
Предметно-действенная сторона профессиональной деятельности представлена процессом, в котором субъект с помощью средств труда вызывает запланированное изменение предмета труда. Под физиологической стороной деятельности автор понимает осуществление в деятельности функции человеческого организма. Третья, психологическая сторона, заключается в реализации сознательной цели, проявления волевых действий, внимания, интеллектуальных качеств сотрудника и т. д.» [26, с. 24].
В организационной психологии совокупность мотивов, побуждающих сотрудника к определенной деятельности, обозначается как «мотивация профессиональной деятельности» [13, с. 294].
Понятие мотивации профессиональной деятельности рассматривается в рамках общепсихологического и системного подходов. В рамках общепсихологического подхода (А.А. Когдин, Д.В. Зубайдулина, А.Л. Афанова) мотивация профессиональной деятельности рассматривается как процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения их собственных потребностей и интересов в сочетании с достижением целей организации [21, с. 81].
2 Эмпирическое исследование мотивов профессиональной деятельности на примере организации
2.1 Организация и методы проведения исследования
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Общеобразовательный лицей г. Борисова».
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте 23-45 лет. Выборку исследования составили 15 молодых педагогов (стаж работы – 1-3 года) и 15 опытных педагогов (стаж работы 7-15 лет).
Цель исследования: выявить особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов.
Объект исследования: мотивация профессиональной деятельности.
Предмет исследования: особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов.
Методики исследования:
1. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А.А. Реана).
2. Опросник мотивации профессиональной деятельности (по А.А. Крылову).
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А.А. Реана).
Цель методики: выявление мотивации профессиональной деятельности. С помощью методики можно выявить внутренние и внешние (положительные и отрицательные) мотивы профессиональной деятельности.
Шкалы методики:
– внутренние мотивы – когда для личности имеет значение деятельность сама по себе;
– внешние мотивы – когда в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.).
Мотивы профессиональной деятельности: 1) денежный заработок; 2) стремление к продвижению по работе; 3) стремление избежать критики; 4) стремление избежать наказаний; 5) потребность в достижении престижа; 6) удовлетворение от процесса; 7) возможность самореализации.
Заключение
Мотивация в организационной психологии рассматривается как важнейшее средство обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов организации, мобилизации существующего кадрового потенциала, позволяющего повысить общую результативность труда. Мотивация трудовой деятельности представляет собой процесс побуждения персонала к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения их собственных потребностей и интересов в сочетании с достижением целей организации. В данной работе будем придерживаться системного подхода, согласно которому мотивация трудовой деятельности включает личностную подсистему, характеризующую сознание субъекта труда, и подсистему стимулов к труду, отражающих комплекс внешних мотивационных воздействий на субъекта.
Основными внешними социально-психологическими факторами мотивации профессиональной деятельности являются: корпоративная культура как система ценностей и образцов поведения персонала, социально-психологический климат в организации, стиль руководства. Внутренними социально-психологическими факторами мотивации профессиональной деятельности выступают: интерес к работе, удовлетворенность трудом сотрудников, успехи и достижения, перспективы профессионального и карьерного роста, социально-психологические особенности личности сотрудников – особенности личности, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что у педагогов преобладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности, свидетельствующая о высоком значении будущей профессиональной деятельности самой по себе, ее содержании, потребности педагогов быть компетентными и самодетерминированными при взаимодействии со средой. Соотношение внутренних и внешних мотивов профессиональной деятельности педагогов позволяет говорить об оптимальном мотивационном комплексе.
У молодых и опытных педагогов мотивы профессиональной деятельности различны. У молодых педагогов в структуре профессиональной мотивации более выражены такие мотивы, как: стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег и стремление избежать возможных наказаний или неприятностей. У опытных педагогов более выражены такие мотивы, как: потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других и возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
1. Акимова, А.Р. Психологические особенности проявления изобретательности в деятельности менеджеров / А.Р. Акимова, М. И. Волк // Вестник РУДН. – 2016. – № 2. – С. 71-76.
2. Бондаренко, И.Н. Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук / И.Н. Бондаренко. – М., 2010. – 25 с.
3. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. – Минск : БГУ, 2007. – 207 с.
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека: монография / В.К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
5. Галеева, Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат / Л.В. Галеева // Вестник Совета молодых ученых Челябинской области. – 2016. – № 1. – С. 36-42.
6. Герасимова, Г.В. Понятие и содержание корпоративной культуры / Г.В. Герасимова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 89-95.
7. Гордеева, Т.О. Автономная и контролируемая профессиональная мотивация как предикторы субъективного благополучия у сотрудников российских организаций / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Т.Ю. Иванова // Организационная психология. – 2013. – № 1. – С. 8-29.
8. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта, 2002. – 648 с.
9. Иванова, Т.Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т.Ю. Иванова, Е.И. Рассказова, Е.Н. Осин // Организационная психология. – 2012. – Т. 2, № 3. – С. 2-15.
10. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 563 с.
11. Калачева, И.В. Психология управления : учебно-методический комплекс / И.В. Калачева. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 484 с.
12. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когтин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4. – С. 80-83.
13. Комиссарова, Т.А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Т.А. Комиссарова. – М.: Дело, 2017. – 590 с.
14. Копылова, Н.В. К вопросу о становлении личностно профессиональных качеств будущего специалиста / Н.В. Копылова // Мир психологии. – 2005. – № 1. – С. 162-170.
15. Кремень, М.А. Управление коллективом / М.А. Кремень. – Минск: НИО, 1997. – 325 с.
16. Лыкова, О.А. Организационная культура как инструмент повышения мотивации персонала / О.А. Лыкова, В.А. Пикалова // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 4. – С. 1-8.
17. Магун, B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью / В.С. Магун // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 86-94.
18. Макарова, Е.А. Исследование мотивации персонала : отечественный и зарубежный опыт / Е.А. Макарова, М.М. Голубева // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 20217. – № 2. – С. 91-94.
19. Немцова, Е.С. Взаимосвязь социально-психологического климата и работоспособности коллектива / Е.С. Немцова // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2. – С. 21–25.
20. Озерникова, Т.Г. Исследование трудовой мотивации с позиций системного подхода / Т.Г. Озерникова // Известия Байкальского гос. ун-та. – 2002. – № 2. – С. 1-10.
21. Рассадин, В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / В.В. Рассадин // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 3. – С. 53-59.
22. Рыбакова, М.В. Организационная культура как фактор устойчивого развития / М.В. Рыбакова // Управление персоналом. – 2004. – № 2. – С. 221–224.
23. Скворцов, В.Н. Трудовая мотивация работников в современных условиях / В.Н. Скворцов, Е.А. Маклаков // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 54-63.
24. Согачева, О.В. Методологический подход к управлению персоналом предприятия: выявление ценностных ориентаций и мотивационных установок коллектива в системе менеджмента организации / О.В. Согачева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 211-215.
25. Стародынова С.М. Психология управления: учебно-методический комплекс / С.М. Стародынова. – Витебск: Министерство образования Республики Беларусь, 2011. – 130 с.
26. Стрельцова, В.А. Формирование эффективной мотивации труда для обеспечения устойчивого развития предприятия / В.А. Стрельцова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2015. – № 8. – С. 23-26.
27. Федяева, И.Ю. Взаимосвязь профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом работников / И.Ю. Федяева // Вестник Вятского государственного университета. – 2018. – № 4. – С. 139-147.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник мотивации профессиональной деятельности (по А.А. Крылову).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты