Речевое развитие детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Речевое развитие детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Глинищанский детский сад-средняя школа имени И.П. Мележа, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Материалы для развития речи.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации по повышению уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Детство требует наибольшего внимания к себе с точки зрения возможностей ускоренного умственного развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Согласно данным, имеющимся в настоящее время в психологической науке, этот возраст является одним из ключевых факторов жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот возраст особенно важен, поскольку он напрямую связан с тремя основными жизненными приобретениями ребенка.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит индикатором общего развития ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и сильно зависит от достаточной речевой практики, нормальной речевой среды, а также от образования и тренировок, которые начинаются в первые дни жизни. Именно в этом заключается актуальность выбранной темы работы.
Изучение ребенком родного языка проходит по жесткой схеме и характеризуется рядом особенностей, общих для всех детей. Для правильной диагностики речевых нарушений, для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представить весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок» должен быть четко представлен, чтобы вовремя заметить определенные отклонения в том или ином процессе. Знание законов речевого развития детей в онтогенезе также необходимо для правильного построения всей коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевой патологии.
Актуальность изучения развития речи детей дошкольного возраста связана с тем, что этот период является наиболее сензитивным к усвоению речи, а так же с тем, что в последнее время значительно возросло количество детей данного возраста с речевыми нарушениями, а, как известно, правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка.
Объект исследования: речевое развитие.
Предмет исследования: особенности речевого развития детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
Цель исследования: проанализировать процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
К моменту рождения мозг ребенка, а особенно кора головного мозга, представляет собой картину глубокой незрелости. Речное развитие ребенка связано с органическим развитием его мозга, но, тем не менее, в основном определяется воспитанием ребенка окружающими взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте очень интенсивное. Однако не стоит думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для умственного развития ребенка, в частности, развития речи.
Сложные корковые функции полушарий мозга организуются в течение индивидуальной жизни, в результате взаимодействия тела и окружающей среды, в результате сложнейших внешних раздражений на органы восприятия и реакции на них. При отсутствии внешних раздражений или их недостаточности организация коры полушария, самого важного для человека во всех отношениях органа, затягивается или нарушается, даже если кора головного мозга по своему анатомическому строению уже готова к функционированию. Следовательно, воспитание следует начинать вовремя, так как его «дефицит» может возникнуть с первых месяцев жизни ребенка [9, с.17].
Речь – это великий дар природы, который дает людям широкие возможности для общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает им понять и формирует их взгляды и убеждения. Речь приносит человеку большую пользу в познании мира.
Но для возникновения и формирования речи природа дает человеку очень короткий срок – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладываются основы письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка [21, с.134].
Любая задержка, любое нарушение в развитии речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Дети с нарушениями речи, осознавая свою неполноценность, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, их общение с другими людьми становится затруднительным.
Невозможно судить о начале личностного развития ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития. Формирование как личности в целом, так и всех психических процессов связано с развитием речи. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей является одной из важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных [3, с.169].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста
База исследования: Глинищанскийдетский сад-средняя школа имени И.П. Мележа.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Выборка составила 11 (55%) девочек и 9 (45%) мальчиков.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Изучить словарный запас детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень развития лексико-грамматического строя речи.
3. Выделить уровень развития навыка словообразования.
4. Определение уровня развития связной речи.
Методики исследования:
1. Методика Ю.С. Ляховского и Ч. Осгуд на определение словарного запаса.
Детям предлагаются картинки, по которым им необходимо составить рассказ. Обработка результатов исследования проводится следующим образом: высокий уровень – слово может правильно употребляться вне зависимости от конкретной ситуации;
Средний уровень – слово есть в словаре, но применяется в независимости от ситуации;
Низкий уровень – отсутствие в активном и пассивном словаре.
2. Методика «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического анализ литературы по теме исследования было установлено, что речь – это великий дар природы, который дает людям широкие возможности для общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает им понять и формирует их взгляды и убеждения. Речь приносит человеку большую пользу в познании мира. Но для возникновения и формирования речи природа дает человеку очень короткий срок – ранний и дошкольный возраст. Речевое развитие – это показатель интеллектуального развития ребенка. Развитие речи начинается в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование речевых навыков и умений, и происходит во всех видах деятельности. Развитие речи – появление понимания речи и ее воспроизведение в раннем возрасте в общении со взрослыми с последующим обогащением словарной, грамматической и стилистической структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения.
Было выявлено, что развитие речи у детей дошкольного возраста это постоянный динамичный процесс. На каждом этапе взросления ребенок дошкольного возраста сталкивается с определенными проблемами в процессе овладения навыками речевой деятельности. Основными методами решения данных проблем являются такие как применение форм художественной литературы, театральной деятельности, обучение пересказу и организация определенной предметно-пространственной среды учреждения образования.
Во второй главе работы была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования. В результате проведенного исследования было установлено, что для детей старшего дошкольного возраста характерными являются такие особенности как преобладание среднего и высокого уровня компонентов речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Видно, что наиболее высокие результаты для данной категории детей характерными являются такие особенности как развитие словаря, грамматического строя речи, связная речь. Наименее успешно удалось для детей данной категории словообразование, что указывает на необходимость работы с детьми в рамках данного направления.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы предложены методические рекомендации по повышению уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования. Для осуществления детальности в данном направлении рекомендовалось использовать взаимодействие педагогов и родителей. Была проведена определенная формирующая работа посредством включения родителей в процесс речевого развития детей и применения компьютерных технологий.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников / В.И. Яшина. – М.: Академия, 2008. – 289 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 159 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 272 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Академия, 2011.– 254 с.
5. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160 с.
6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2004. – 265 с.
7. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович. – М.: Просвещение, 2002. – 265 с.
8. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.Б. Береговая. – М.: Академия, 2009. – 214 с.
9. Дунаев, Н.О. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка //Дошкольное воспитание. – 2007. – №6. – С.11-22.
10. Езикеева, В.А. Рассматривание иллюстраций в книге: Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Езикеева. – М.: Академия, 2012. – 245 с.
11. Жигулева, А.М. Пословица в развитии речи дошкольника // Дошкольное воспитание – 2015. – №7 – С.10.
12. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком – дошкольником // Дошкольное воспитание. – 2008. – №9. – С.33-35.
13. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Тарту, 2002. – 256 с.
14. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2004. – 254 с.
15. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С. 105-112.
16. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 315 с.
17. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб.заведений: В 3 кн. - 4-е изд / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – 345 с.
18. Пичугина, Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008. – №6. – С. 52-54.
19. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – 247 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 433 с.
21. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2004. – 215 с.
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2010. – 278 с.
23. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 59-66.
24. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 2007. – 265 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2000. – 348 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Материалы для развития речи.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты