Формирование выносливости у детей дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование выносливости у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Формирование выносливости у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Состав групп.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Понятие и сущность физических упражнений
1.2 Формирование личностных качеств в процессе занятий физическими упражнениями в дошкольном возрасте
1.3 Методический аспект воспитания выносливости у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности выносливости у детей контрольной и экспериментальной групп
2.2 Формирующий этап исследования по воспитанию выносливости у детей экспериментальной группы
2.3 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Человеческая деятельность требует определенного уровня физического развития. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных умственных и морфологических способностей, приобретенных в процессе жизни и обучения. Чем более развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.
По мнению Н.Н. Яковлева, А.В. Коробкова, выносливость – это самое важное физическое качество, которое люди демонстрируют при физической активности и в повседневной жизни. Она отражает общий уровень трудоспособности человека [12, с. 42].
Являясь многофункциональной характеристикой человеческого организма, выносливость объединяет большое количество процессов, происходящих на разных уровнях – от клеток до целого организма.
Выносливость – это способность человека выполнять определенный вид работы в течение длительного периода времени без значительного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется количеством времени, в течение которого человек способен выполнять определенную физическую нагрузку. Чем больше продолжительность работы, тем выше выносливость [3].
Физическое воспитание дошкольников отражено в работах В.А. Ананьева [1], Ю. Е. Антонова [2], Л.А. Венгера [5], В. А. Деркунской [7], А.М. Доронина [8], А. В. Кенеман [13], Н.Н. Кожуховой [14], В.А. Муравьёва [18], Д. В. Хухлаевой [25] и др.
Высокий уровень развития выносливости в детском возрасте более эффективно совершенствует другие двигательные способности, способствует улучшению пластических и трофических функций организма, нормализует деятельность кровеносной и дыхательной систем, улучшает функционирование центральной нервной системы [4, с. 216].
Поэтому выбор темы курсовой работы носит практический характер, так как выносливость является критерием общего состояния дошкольника и требует детального изучения.
Объект исследования – процесс развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – содержание работы по развитию выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить уровень сформированности выносливости у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить влияние разработанного нами комплекса упражнений на развитие выносливости у дошкольников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Понятие и сущность физических упражнений
Физические упражнения – это двигательный акт, направленный на достижение целей физического воспитания, формируемый и реализуемый в соответствии с его моделью.
Физические упражнения всегда присутствуют в дошкольных учреждениях, так как они являются началом дальнейшего развития дошкольников.
Термин «физическая» отражает характер выполняемой работы (в отличие от умственной), которая внешне проявляется в движении человеческого тела и его частей в пространстве и времени.
Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет два значения. Используется для определения вида двигательных движений, формируемых как средство физического воспитания, и процесса многократного воспроизведения движений, организованного в соответствии с методическими принципами. Несмотря на то, что эти понятия взаимосвязаны, между ними существуют различия. В первом случае речь идет о том, какое влияние оказывается на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором – как и каким методом это влияние производится [14, с. 43].
Двигательные движения, выполняемые ребенком, многогранны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальном инструменте, игровая деятельность и т.д. Целостность его движения, объединенная в действие целостности, выражается в позитивном отношении к жизни. Поскольку все находится в движении, двигательные действия очень значимы для дошкольника.
Физическая активность рассматривается как специфическое двигательное действие, с одной стороны, и как повторяющийся процесс – с другой.
Двигательная активность помогает удовлетворить потребность ребенка в движении и одновременно развивает его.
Физическими упражнениями считаются только те виды движений, которые направлены на достижение целей физического воспитания и подчиняются законам физического воспитания. Отличительной особенностью физических упражнений является их форма и содержание в соответствии с сущностью физического воспитания и закономерностями его возникновения [1].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности выносливости у детей контрольной и экспериментальной групп
Наше исследование опиралось на поставленную в начале работы цель.
В исследовании принимали участие воспитанники двух старших групп: «Почемучки» – контрольная группа (15 детей) и «Звёздочки» – экспериментальная группа (15 детей) (Приложение А).
Цель курсовой работы: определить уровень сформированности выносливости у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить влияние разработанного нами комплекса упражнений на развитие выносливости у дошкольников.
Сформулированная цель определила характер основных задач, решаемых нами в ходе педагогического эксперимента:
1. Изучить физическое состояние выносливости детей старшего дошкольного возраста.
2. Экспериментально проверить влияние предложенного нами комплекса упражнений на развитие физического качества выносливости у дошкольников.
Так как дошкольникам в большей степени присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять. Движение – необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека, которое может предоставить бег.
Мы решили использовать бег как критерий выносливости, так как в процессе бега дошкольники проявляют функциональную устойчивость организма, координацию и выносливость.
С целью выявления степени сформированности выносливости у детей старшего дошкольного возраста мы использовали бег. Наше исследование разделялось на 6 дистанций по 30 м каждая. Показатели развития выносливости:
1. Высокий уровень 1-110 секунд.
2. Средний уровень 111-221 секунд.
3. Низкий уровень 221 -331 секунд.
Результаты выполнения диагностического задания дошкольниками экспериментальной группы представлены в таблице 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема физического развития актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет готовность организма к нагрузкам.
В условиях разного уровня развития обществом на современном этапе уделяется недостаточное внимания физическому развитию в семье, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению.
Физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.
Выносливость представляет собой способность человека значительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению.
Работа на повышение уровня общей выносливости, должна предварять развитие выносливости специальной. Уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности.
Для развития выносливости большое значение в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости. Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами. На развитие данного физического качества дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания.
Теоретически изучив проблему развития выносливости детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в наше время очень важно обращать внимание на выносливость детей и поэтому многие источники описывают подробно пути развития выносливости.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что большое количество исследователей обращают внимание на тему «выносливость дошкольников». Многие работы опираются на необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
1. Ананьев В.А. Биосоциальные основы физической культуры: Учеб-методическое пособие / В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко, В.Ю.Карпов [и др.]. – Самара: СГПУ, 2004. – 400 с.
2. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. М.: «Аркти», 2001.
3. Ашмарин, А.Б. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / А. Б. Ашмарин. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973.
4. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям – физкультура и спорт / М. М. Боген. – М.: 1985. – 71 с.
5. Венгер Л.А. Домашняя школа / Венгер A.Л. — М.: Знание , 1994 г . — 24 0 с .
6. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры: Учебник. / А. А. Гужаловский. – М: Физкультура и спорт, 2000. – 569 с.
7. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] : учеб. пособие / В. А. Деркунская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
8. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.а. Доронина // Дошкольная педагогика, 2007. – № 4
9. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века [Текст] /авт.-сост. Ю. Е. Антонов [и др.]. – М., 2000. – 66 с.
10. Змановский, Ю. Ф. Авторская программа «Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях» // Дошкольное воспитание. М.: 1993.
11. Карманова, Л. В. Диагностика физического развития дошкольников: метод, рекомендации / Л. В. Карманова, В. Н. Шебеко, Т. Ю. Логвина. — БГИФК. Минск, 1992.
12. Карманова, Л. В. Индивидуальный подход к старшим дошкольникам при обучении движениям /Л. В. Карманова // Проблемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. — Минск: — Полымя, 1978.
13. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1978. – 368 с.
14. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1980. – 450 с
15. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. – М. : Академия, 2002.
16. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – М. : Академия, 2003. – 160 с.
17. Левин-Щедрина, Ф. С., Менджерицкая, Д.В. Воспитание и обучение детей трех-семи лет / Под ред. Е.И. Ядышко. – М., 2012.
18. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. В. Руссковой. – М.: Просвещение, 2000. – 79с.
19. Муравьёв, В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста [Текст] : методическое пособие / В. А. Муравьёв, Н. Н. Назарова. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
20. Неверкович, С. Д., Приходько В. В. Физкультурно-деятельная личность – ориентир для реформы предмета «Физическая культура» // Развитие инновационных процессов в организации физического воспитания детей и подростков: Сб. статей. – Чебоксары, ЧГУ, 2011.
21. Полтавцева, Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве- М.: Просвещение, 2005 – 320 с.
22. Примакова, Ю. Н. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры / Ю. Н. Примакова, Н. Г. Озолина 4 изд., М.: Физкультура и спорт, 1988. – 67 с.
23. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова – М.: Академия,2000. – 125 с.
24. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я.Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
25. Степаненкова, Э. Я. Использование подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста: пед. практика студентов по курсу «Теория и методика физ. воспитания детей дошк. возраста» / Э. Я. Степаненкова. — М.: Просвещение, 1984.
26. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1984.
27. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1984. – 374 с.
28. Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста:учеб.пособ. / В. Н. Шебеко. — Минск: Выш. шк., 2010. — 288 с.
29. Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры: монография / В.Н.Шебеко. − Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. М.Танка, 2000.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Состав групп.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты