Этическая концепция Иммануила Канта
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Этическая концепция Иммануила Канта»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Этическая концепция Иммануила Канта
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ИММАНУИЛ КАНТ: БИОГРАФИЯ, ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
РАЗДЕЛ 2 ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.КАНТА: СВОБОДА, ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
РАЗДЕЛ 3 НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ И.КАНТА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОРАЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Родоначальник немецкой классической философии, Иммануил Кант посвятил весомую часть своей научной деятельности работе над вопросами этики и проблемам религии. Исследователь утверждал, что человек обязан следовать чувству долга при любых внешних обстоятельствах. Нравственный закон, не зависящий от посторонних причин – это единственное, что делает человека по-настоящему свободным.
Апогеем его научных изысканий в данной области стало произведение «Критика практического разума» (1788) , ставшее одним из трёх его главных философских трудов. В нём Кант исследовал термин «категорический императив», а именно жесткую необходимость поступать нравственно, несмотря на то, как наши поступки отразятся на нашей жизни.
Вопросы морали он рассматривал одновременно с вопросами побуждения к действиям отдельной личности и утверждал, что нравственный императив – это одинаковое для всех нравственное предписание в противоположность личному принципу – максиме, что есть субъективный принцип воли. Весомым вкладом Кантом в науку этику считается формулировка категорического императива. Человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать всем людям: «Поступай только по такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [1, с.158]. Так же у Канта есть еще одно базисное императивное суждение «Всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не как средство для применения чьей-либо воли» [2, с.23]. Человек самоценен, принцип пользы может оказаться безнравственным, если для достижения благородных и весьма целей человек оказывается только средством. Человек всегда должен оставаться целью и никогда средством.
Таким образом, объект работы –концепци И.Канта.
РАЗДЕЛ 1 ИММАНУИЛ КАНТ: БИОГРАФИЯ, ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге, Пруссия, в бедной семье ремесленников. Мальчик с ранних лет был слабым здоровьем, но был очень любопытен и обладал богатым воображением. Кант окончил престижную гимназию, после чего поступил в Кенигсбергский университет. К сожалению, неизвестно, какой факультет окончил будущий философ. На тот момент в университете было четыре направления подготовки: юридическое, медицинское, биологическое и философское.
Когда юноша закончил учебу, его мать умерла, а отец жил в бедности. Кант подрабатывал частными уроками. Также ему помогали друзья и родственники. По некоторым данным, дядя Иммануила взял на себя расходы по изданию дебютного произведения Канта - «Размышления об истинной оценке жизненных сил». Автор писал это произведение три года, и оно было опубликовано в 1749 году.
После смерти отца молодой человек бросил учебу в университете. Чтобы содержать семью, Иммануил стал домашним учителем. В свободное время он занимался теоретическими исследованиями Солнечной системы и вскоре опубликовал свою гипотезу о ее происхождении от первоначальной туманности.
В 1755 году Кант защитил докторскую диссертацию, которая дала ему право преподавать в университете. После этого он в течение сорока лет читал лекции в альма-матер.
В 1770 году он был назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета. Затем Иммануил работал в нескольких дисциплинах: философской, физико-математической, решая вопросы из области морали, религии, метафизики и антропологии.
РАЗДЕЛ 2 ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.КАНТА: СВОБОДА, ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Уже самой глубокой древности было присуще понимание того, что вся жизнь общества управляется речевыми действиями, которые в интересах его благополучного развития должны быть правильно организованы.
Целям создания такой правильной организации речевых действий служили, в частности, все риторические школы античности, хотя и понимали риторику как предмет по-разному (о разных дефинициях риторики см. [14]).
Однако же при этом не следует думать, что Кант недооценивал роль языка в жизни человека и общества.
В «Критике способности суждения» он предостерегает от злоупотреблений языком, однако понимает эти злоупотребления не в духе, например, Ф. Бэкона или Д. Локка, а относит их к ораторскому искусству.
На первое место среди словесных искусств он ставит поэзию, поскольку она расширяет и укрепляет душу, «давая ей почувствовать свою свободную, самодеятельную и независимую от обусловленности природы способность созерцать и рассматривать природу как явление в соответствии со взглядами, которые сама природа не дает в опыте ни для [внешних] чувств, ни для рассудка, и таким образом пользоваться природой ради сверхчувственного и как бы для схемы его» [2, с. 345].
В отличие от поэзии «красноречие, если под ним понимают искусство уговаривать, т. е. обманывать красивой видимостью (в качестве ars oratoria), а не одну лишь красоту речи (риторику и стиль), есть такая диалектика, которая заимствует у поэзии лишь столько, сколько ей нужно для того, чтобы до суждения привлечь слушателей на сторону оратора и ради его выгоды лишить их свободы [суждения]; следовательно, его нельзя рекомендовать ни для судебных дел, ни для церковной кафедры.
РАЗДЕЛ 3 НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ И.КАНТА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОРАЛИ
Категорический императив (от латинского imperativus - императив) является центральным понятием в этико-философском учении Иммануила Канта о морали, являющейся высшим принципом морали. Понятие категорического императива было сформулировано Кантом в его работе «Основы метафизики морали» (1785) и подробно изучено позже в трактате «Критика практического разума» (1788). Лиам Галлахер - один из приверженцев этой теории. Песня «Stand by me» была написана сразу после того, как он прочитал «Основы метафизики морали».
По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать действия, основанные на принципах. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от некоторого объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такой цели всегда зависит от эмпирических условий. Концепция счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, то есть независимый от какого-либо объекта желания, может иметь силу истинного морального закона. [1]
Таким образом, нравственный закон может быть только в законодательной форме принципа:
«Сделай так, чтобы изречение твоей воли стало универсальным законом».
Поскольку человек является объектом возможной безусловной доброй воли, он является высшей целью. Это позволяет представить высший принцип морали в другой формулировке [2]:
«Действуйте так, чтобы вы всегда относились к человечеству как к себе, так и к другим, а также как к цели, и никогда не относитесь к ней только как к средству».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проведенного мною исследования есть основание сделать следующие выводы.
На сегодняшний день по ТВ, в интернете и просто на улице принято говорить о «кризисе ориентиров», что у молодежи «ветер в голове», абсолютно утеряны: вежливость и уважение, чувство истории и интерес к будущему страны, знание искусства, литературы, религии, и т. д. С философской точки зрения – это так называемае потеря основ, этот предполагаемый упадок по отношению к «прошлым стабильным и правильным временам» – просто пустяки по сравнению с тем, что должны были чувствовать люди XVIII века. Они были дезориентированы и должны были найти новые ориентиры, сами, в самих себе – именно в этот период и появилась важнейшая книга, повлиявшая на всю философию Нового времени – это «Критика чистого разума» (1781) Иммануила Канта [4]. И, уж если в тех непростых условиях, она помогла людям выкарабкаться из бездны разрушенных ценностей и идеалов, то нам с вами и нашим будущим поколениям она обязательно поможет преодолеть в это непростое время глобальные вызовы будущего.
Здесь же И. Кант дает любопытное заключение о тех обстоятельствах общественной жизни, которые способствуют расцвету ораторского искусства: «Я должен признаться, что прекрасное стихотворение всегда доставляло мне чистое наслаждение, тогда как чтение лучших речей римского трибуна, или нынешнего парламентского оратора, или церковного проповедника всякий раз смешивалось у меня с неприятным чувством неодобрения подобного коварного искусства, умеющего в серьезных делах приводить людей, как механизмы, к такому суждению, которое по спокойном размышлении должно потерять для них всякий вес.
1. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. – М.: Росспэн.
2. Кант И. Критика способности суждения 1790 // И. Кант. Соч. в 6 томах. Т. 5. М.: Мысль, 1966. С. 161-529.
3. Квинтилиан М. Ф. Двенадцать книг риторических наставлений / Пер. с лат. [неполный] А. Никольского. Ч. 1-2. СПб: типография Императорской Российской Академии, 183.
4. Лобанова Л.П. Концепция языковой картины мира и ее истоки в трудах Вильгельма фон Гумбольдта. М.: Ленанд/URSS, 2015.
5. Шостьин А.П. Квинтилиан – его влияние на школу и церковное красноречие // Православная богословская энциклопедiя. Томъ IX. Составлен под редакцiею Н.Н. Глубоковскаго. Изданiе преемниковъ покойного профессора А.П. Лопухина. С.-Петербургъ: Слово, 1908. С. 332340.
6. Крылов К. Категорический императив Канта. М.: Педагогический поиск, 1997.
7. Макс Клопфер. Основы этики: Учебное пособие. (пер. с нем.) Омск: Изд-во Государственного Университета, 1999.
8. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М.: Мысль, 1978.
9. Соловьев Э.Ю. Морально-этическая проблематика в “Критике чистого разума”. Рига, 1971.
10. Швейцер А. Культура и этика(пер. с нем.) М.: Прогресс, 1973.
11. Этика: Учебник/ под общей редакцией А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. – М.: Гардарики, 2000.
12. Herder J.G. (а). Verstand und Erfahrung. Eine Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft. Erster Theil. Leipzig: Bei Johann Friedrich Hartknoch, 1799.
13. Herder I. G. (b).Vernunft und Sprache. Eine Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft. Zweyter Theil. Frankfurt und Leipzig, 1799.
14. Hompanera I. G. Der vir bonus peritus dicendi. Quintilian und das Problem einer richtigen Definition der Rhetorik // Divinatio. Studia culturologica series, vol. 47 (2019). Sofia, 2019. P. 37-59.
15. Kalverkämper H. Quintilian: Redner und Lehrer // Handbuch: Antike Rhetorik. Hrsg. von Michael Erler und Christian Tornau. Berlin/Boston: Walter de Gruyter, 2019. S. 435-469.
16. Law V. Quintilian and the ideal education // Law V. The History of Linguistics in Europe: From Plato to 1600. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 60-65.
17. Radermacher L. Eine Schrift über den Redner als Quelle Ciceros und Quintilians // Rheinisches Museum für Philologie Neue Folge, 54. Bd. (1899). S. 285-292.
18. Ueding G. Klassische Rhetorik. – München: C.H. Beck, 2005.
19. Wildberger J. Seneca und die Stoa: Der Platz des Menschen in der Welt [Band 1: Text. Band 2: Anhänge, Literatur, Anmerkungen und Register]. – Berlin/New York: Walter de Gruyter, 2006.
20. Winterbottom M. Quintilian and the vir bonus // The Journal of Roman Studies, Vol. 54/1-2 (1964). – P. 90-97.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты