Формирование связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Формирование связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс дидактических игр и упражнений для развития связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Развитие связной речи у детей в онтогенезе
1.2 Особенности связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В III КЛАССЕ
2.1 Цель и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В III КЛАССЕ
3.1 Цель, задачи, принципы и этапы коррекционной работы по формированию связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе
3.2 Описание методических разработок по формированию связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. При важнейшем участии речи ученик приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности и общественное производство. Дети, страдающие тяжелой речевой патологией, нередко отличаются от своих сверстников. Поэтому детям, страдающим тяжелой речевой патологией, для получения общеучебных умений и навыков, необходима специальная (коррекционная) помощь.
В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие и др., особенно более высокие эволюционные уровни гнозиса - обобщенное, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее, существенное.
Проблема развития связной речи детей с речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой – это дошкольный возраст. Но, а у детей с тяжелыми нарушениям речи связная речь начинает развиваться только в начальной школе. Это необходимо не только для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему среднему школьному обучению и дальнейшей социализации их в обществе.
Работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи. Ведущая задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантически целостные высказывания, тексты. Этому способствует целенаправленно организуемая на занятиях продуктивно-поисковая деятельность учащихся с тяжелыми нарушениями речи. У каждого ребенка формируется творческая позиция к выполнению учебных задач: орфографических, грамматико-лингвистических и других.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Развитие связной речи у детей в онотогенезе
Вопросы когерентного развития речи изучались в различных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихаевой, Е.П. Коротковой, А. Бородичем. М., Усова А. П., Соловьева О. И. и другие. «Связанная речь, – подчеркнул Сохин Ф.А., – это не просто последовательность взаимосвязанных мыслей, которые выражаются точными словами в правильно сконструированных предложениях». Связная речь вобрала в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в овладении его звуковой стороной, словарным запасом и грамматической системой [4, с. 321]. По мере построения детьми своих высказываний можно судить об уровне развития их речи. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Связная речь отражает логику мышления ребенка, его способность воспринимать воспринимаемую речь и выражать ее в правильной, ясной, логичной речи.
Способность последовательно, последовательно, точно и образно выражать свои мысли (или литературный текст) также влияет на эстетическое развитие ребенка: при пересказе и создании историй ребенок использует образные слова и выражения, полученные из произведений искусства. Способность говорить помогает ребенку быть общительным, преодолевать тишину и застенчивость, развиваться уверенности в себе. Связная речь должна рассматриваться с точки зрения единства содержания и формы. Уменьшение семантической стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, их согласование в предложении и т.д.) опережает внутреннюю, логическую сторону в развитии. Это проявляется в неспособности подобрать слова, необходимые с точки зрения смысла, в неправильном употреблении слов, в неспособности объяснить значение отдельных слов. Однако нельзя недооценивать развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний и идей ребенка должно быть связано с развитием его способностей правильно выражать их в речи. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Он имеет характер последовательного систематического и подробного представления. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В III КЛАССЕ
2.1 Цель и организация экспериментального исследования
Целью данной курсовой работы является установить особенности развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследование, направленной на установление особенностей развития связной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Выборка: в экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи в количестве 13 человек.
С целью получения объективных данных, которые позволят качественно и количественно оценить состояние связной речи учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи, осуществлялась диагностика уровня развития у них навыков написания описательных рассказов.
Для этого была использована модифицированная версия метода Т.А. Фотековой и Т.В. Ахтиной. Этот метод включает три задания. Его преимущество заключается в том, что описательная речь школьников анализируется на уровне логопеда и нейропсихологии. Это означает, что оцениваются все уровни языковой системы субъекта, причины речевой недостаточности интерпретируются с учетом психологических механизмов, лежащих в основе данного расстройства. Как отмечалось выше, авторский метод был модифицирован, что позволило нам использовать его для диагностики связной речи учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи. Необходимость модификации объясняется тем, что диагностические инструменты, предлагаемые Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, в основном ориентированы на детей младшего школьного возраста и с точки зрения содержания достаточно просты. Отметим, что предложенные авторами критерии оценки описательной речи школьников сохранены. Изменения коснулись компонента содержания, который раскрывается в описании каждой используемой диагностической задачи. Далее мы остановимся на процедуре обследования детей, а также на полученных данных и их анализе.
Задание №1 – написание пейзажа по мотивам пейзажной живописи (по цветовой гамме картины И.И. Левитана «Золотая осень»). Учеников попросили внимательно рассмотреть представленную картинку и описать, что она изображает. Если дети испытывали трудности, им предлагалась помощь: задавались наводящие и уточняющие вопросы и приводилась выборка начала рассказа.
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В III КЛАССЕ
3.1 Цель, задачи, принципы и этапы коррекционной работы по формированию связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе
Исходя из полученных данных в результате проведенного экспериментального исследования, организацию процесса обучения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, связанного со связной речью, предполагает формирование следующих навыков:
– планировать свое собственное заявление;
– выбор подходящего языка для использования.
Благодаря тому, что связная речь является сложной формой речи, ребенок осваивает ее постепенно. Взаимосвязанная речь формируется на основе диалогической речи в процессе ситуационного общения. Формирование диалогической речи происходит в дошкольный период. В начальной школе большое внимание уделяется формированию монологической речи. Однако следует отметить, что переход от речи в форме вопросов и ответов к самостоятельному согласованному высказыванию является достаточно сложным для детей с тяжелыми нарушениями речи. Работа педагога-дефектолога в школе по развитию связной речи рекомендуется осуществлять по двум направлениям:
1. Разработка содержательных текстовых программ.
2. Владение языковыми средствами когерентного оформления текста.
Разработка содержательных текстовых программ. В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
– развитие способности анализировать визуальную ситуацию, выделять основную и второстепенную, основную и фоновую;
– формирование способности располагать семантическими связями в определенной последовательности;
– развитие способности сохранять семантическую программу в памяти.
Коррекционная работа над формированием связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе основывается на методических требованиях к формированию устного связного высказывания:
1. Создание соответствующих условий для возникновения у учащихся потребности говорить. Важным фактором повышения мотивации является заинтересованность учащихся в изучаемом материале.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Связная речь это не просто последовательность взаимосвязанных мыслей, которые выражаются точными словами в правильно сконструированных предложениях. Связная речь отражает логику мышления ребенка, его способность воспринимать воспринимаемую речь и выражать ее в правильной, ясной, логичной речи. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи с детьми дошкольного и младшего школьного возрастают. Формирование речи ребенка связано с развитием его логического мышления. Функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой и коммуникативной функции коммуникации к планированию и регулированию их действий.
Работа над связной речью является одним из ведущих направлений коррекционного образования для учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи. Основная задача этого процесса – научить детей воспринимать речь и строить семантически целостные высказывания и тексты самостоятельно. Многочисленные психологические исследования подчеркивают тот факт, что младший школьный возраст чувствителен к творческому воображению. Способность воображать помогает учащимся с тяжелыми нарушениями речи. Особенно сложным у детей с речевой патологией является производство описательных рассказов. Важно научить детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи когерентно и последовательно, грамматически и фонетически правильно общаться, выражать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это важно для дальнейшего обучения, общения с взрослыми и детьми и личностного развития.
Во второй главе работы было проведено экспериментальное исследование уровня развития связной речи у детей учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи. В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи в количестве 13 человек. Для проведения диагностики использовалась модифицированная версия метода Т.А. Фотековой и Т.В. Ахтиной. Этот метод включает три задания. Его преимущество заключается в том, что описательная речь школьников анализируется на уровне логопеда и нейропсихологии. В результате проведения диагностики получены следующие результаты.
Совокупный анализ данных (качественно и количественно) показывает, что большинство учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи, уровень развития связной речи находятся на низком уровне. Среднему уровню соответствуют только результаты некоторых детей – 30,8% (4 человека).
1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось - 89», 2005. – 272 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 2001. – 287 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т.2 – М., 2002. – 254 с.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
5. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2002. – 306 с.
6. Есенина, С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 2 класс (Пособие для начальных классов) / С.А. Есенина. – М.: «Грамотей», 2004. – 96 с.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н/ Дону. – 2007. – 265 с.
8. Карпов Ю.В. Психодиагностика познавательного развития учащихся / Ю.В. Карпов, Н.Ф. Талызинаю – М., 2009. – 356 с.
9. Коновалова, С. Н., Четверикова, Т. Ю. Обучение составлению рассказа-описания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие для учителей-логопедов, воспитателей и студентов дефектологических факультетов педагогических университетов. – Омск: ОмГПУ, 2005. – 32 с.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М., 2007. – 245 с.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избранные психологические произведения: В 2-х т./ Под ред. В.В. Давыдова и др. – М, 2003. – Т.2. – С.69-70.
12. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 2001. – 415 с.
13. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – 3 – е изд., перераб. и доп. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 238 c.
14. Немов, Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. – М.: Высшее образование, 2005. – 564 с.
15. Ожерельева, Т. И. Составление рассказа с использованием мнемотехники: занятие для младших школьников с ОНР / Т.И. Ожерельева // Логопед. – 2015. – № 5. – С. 114–117.
16. Политова, Н.И. развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя / Н.И. Политова. – М.: Просвещение, 2004. – 91 с.
17. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб: Питер, 2002. – 432 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 259 с.
19. Сапогова , Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
20. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев. – М.: Школьная пресса, 2010. – 289 с.
21. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М., 2006. – 319 с.
22. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.
23. Четверикова, Т.Ю. Школьники с тяжёлыми нарушениями речи как читатели / Т.Ю. Четверикова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 80–87.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М., 2007. – 366 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс дидактических игр и упражнений для развития связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты