Использование элементов теории решения изобретательских задач в учебном процессе на І ступени общего среднего образования
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование элементов теории решения изобретательских задач в учебном процессе на І ступени общего среднего образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Использование элементов теории решения изобретательских задач в учебном процессе на І ступени общего среднего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для будущих учителей по использованию элементов ТРИЗ.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗа В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. История возникновения и особенности методики ТРИЗ
1.2. Формы занятий и методы обучения по программе ТРИЗ
1.3. Этапы работы по использованию элементов ТРИЗа в образовательном процессе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗа В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Изучение уровня готовности будущих учителей к использованию ТРИЗ-технологии в учебном процессе на І ступени общего среднего образования
2.2. Рекомендации по использованию методики ТРИЗ в учебном процессе на І ступени общего среднего образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Среди целей современного школьного образования – формирование личности, способной решать задачи рыночной экономики и, в частности, быстро находить наилучшее и наиболее эффективное решение проблемы. Эта цель направлена на реализацию внутреннего потенциала ученика, развитие его креативности и продуктивного мышления, что должно способствовать развитию способности справляться с вышеупомянутыми задачами. Это, с одной стороны.
С другой стороны, в методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: «Чему учить?», «Как учить?» и «Почему я должен преподавать?». Последнее – самое сложное. Сегодня акцент в образовании делается на развитии, на формировании общей культуры людей, особенно способных самостоятельно усваивать и перерабатывать знания, или, другими словами. Это создает трудности на практике. На уроках на І ступени общего среднего образования необходимо вводить общие элементы, чтобы интегрировать различные области образования между собой.
В последнее время быстро адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в образовании, которое получило название ТРИЗ-педагогика. Использование инструментов ТРИЗ на І ступени общего среднего образования способствует развитию продуктивного мышления учащихся младшего школьного возраста, а также имеет «общий» язык для интеграции различных учебных дисциплин. Все это определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Объект исследования: применение ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Предмет исследования: Использование элементов ТРИЗа в учебном процессе на І ступени общего среднего образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗа В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. История возникновения и особенности методики ТРИЗ
В 1946 году в Баку началась работа по созданию научной технологии творчества, получившей в итоге название Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автором ТРИЗ был Генрих Саулович Альтшуллер. В 1989 году была основана Международная ассоциация ТРИЗ. В то же время впервые был запущен программный продукт Inventing Machine, основанный на некоторых приемах ТРИЗ, чтобы помочь инженерам решать технические проблемы. В течение двух лет в Советском Союзе было продано более 1000 единиц изобретательской машины [6, с. 64].
В период с 1995 по 1997 год этот программный продукт, переведенный на английский язык, был приобретен такими известными компаниями, как Ford, Caterpillar, Proctor & Gamble, IBM и Motorola, которые подписали контракт на 1000 единиц. Подписан контракт на перевод машины для изобретений на японский язык.
Сегодня услугами экспертов ТРИЗ стали пользоваться разработчики государственных программ, политики, бизнесмены и менеджеры. Известная южнокорейская компания LG приглашает специалистов по ТРИЗ из бывшего Советского Союза. За более чем десятилетний период накоплен интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления детей разного возраста. Количество рекламных и информационных материалов в Интернете о ТРИЗ и американских специалистах, которые растут как грибы, изучая приемы ТРИЗ по материалам, переведенным на английский язык, стремительно растет.
Методы ТРИЗ станут универсальной методикой анализа и решения проблем, которая не будет зависеть от предметных областей, в которых эти проблемы возникают, а будет основана на специфических знаниях этих областей.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗа В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Изучение уровня готовности будущих учителей к использованию ТРИЗ-технологии в учебном процессе на І ступени общего среднего образования
Процесс формирования готовности будущих учителей к использованию ТРИЗ-технологии в образовательном процессе начальной школы носит этапный характер: ознакомительный, теоретико-практический, практико-ориентированный, рефлексивный. На каждом из этапов используются формы (лекции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибками (лекция-провокация), лекции «пресс-конференция», проблемные лекции, семинары, практикумы, рефлексивные семинары) и методы обучения (объяснение, беседа, «Корзина идей», «морфологический ящик», «Дерево знаний (предсказаний)», квест-игра, мозговой штурм, дискуссия, дебаты, практическая работа с АРИЗ) в вузе, обеспечивающие достижение поставленной цели [12, с. 53].
Е.В. Редколис исследовал потенциал ТРИЗ в развитии инновационного потенциала преподавателей в организациях. Автор подчеркивает, что для достижения способности учителей к инновациям необходимы следующие педагогические условия: проектирование, разработка и внедрение ТРИЗ и поддержка будущих учителей. Е.А. Федорова исследовала развитие творческой активности учащихся посредством ТРИЗ-педагогики. Она обосновала и экспериментально проверила педагогические условия развития творческой активности учащихся с использованием ТРИЗ-педагогики: применение принципа связности на учебных занятиях; последовательный переход от сбора впечатлений и фактов, усвоения знаний и умений к их реализации в творческой деятельности; вовлечение учащихся в продуктивные формы творческой деятельности;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1946 году в Баку началась работа по созданию научной технологии творчества, получившей в итоге название Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автором ТРИЗ был Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ – это управляемый процесс создания чего-то нового путем сочетания точного расчета, логики и интуиции. ТРИЗ для учащихся младшего школьного возраста – это система коллективных игр и занятий, направленных не на изменение основной программы, а на максимальное повышение ее эффективности.
ТРИЗ требует различных видов деятельности с детьми: предварительная деятельность, индивидуальная деятельность и групповая деятельность. На занятиях по ТРИЗ используются следующие словесные методы обучения: лекция, рассказ, объяснение, дискуссия, дебаты, работа с книгой. В ТРИЗ используется несколько методов самостоятельной работы с источниками информации. В ТРИЗ используются наглядные методы обучения, включая демонстрацию наглядных пособий. Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что учащиеся младшего школьного возраста уже не имеют психологических барьеров. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Работа над ТРИЗ с учащимися младшего школьного возраста должна быть постепенной. Для решения задач ТРИЗ можно выделить следующие этапы работы: первый этап направлен на то, чтобы научить ребенка обнаруживать и различать конфликты, которые окружают его повсюду; второй этап – научить детей фантазировать и придумывать; третий этап включает в себя решение сказочных проблем и придумывание различных сказок с использованием специфических методов ТРИЗ;
1. Альтшуллер, Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач / Г. Альтшуллер. – М.: Альпина – Бизнес Букс, 2007. – 400 с.
2. Андрейченко, О.В. Использование приёмов технологии ТРИЗ на уроках русского языка в начальных классах [Электронный ресурс] / О.В. Андрейченко // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С. 1–5. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/45108.htm.
3. Афонасьева, Л.А. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника / Л.А. Афонасьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 98-100. – Режим доступа: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/187/9691/.
4. Бабанова, И.А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-triz-pedagogiki-v-obrazovateln om-protsesse.
5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
6. Вергелес, Г.И. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов / Г.И. Вергелес, Л.Ю. Савинова // Начальная школа. – 2015. – № 1. – C. 63–67.
7. Гин, А.А. Учим школьников решать нестандартные творческие задачи / А.А. Гин // Школьные технологии. –2014. – № 1. – С. 92–99.
8. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков / В.В. Гузеев. – М.: Знание, 2008. – 274 с.
9. Зорина, Ж.Б. Взгляд учителя на инновационные педагогические технологии / Ж.Б. Зорина // Биология в школе. – 2012. – № 3. – C. 16-21.
10. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
11. Коул, М.Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / М.Д. Коул. – М.: Педагогика, 2004. – 179 с.
12. Масленникова, А.В. Педагогические образовательные технологии: определение и классификация / А.В. Масленникова // Директор школы. – 2004. – № 7. – C. 50–56.
13. Митросенко, С. Педагогические технологии: задания в тестовой форме / С. Митросенко // Педагогические измерения. – 2007. – № 3. – C. 78–106.
14. Николаенко, С.А. Системный анализ профессиональной подготовки будущего учителя к педагогической деятельности / С.А. Николаенко: автореф. дис. канд. пед. наук. – Киев, 1985. – 158 с.
15. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
16. Редколис, Е.В. Возможности ТРИЗ в формировании готовности к инновационной деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 21. – С. 95–102.
17. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
18. Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников квалификационных навыков / Т.А. Сидорчук. – М., АРКТИ, 2010. – 254 с.
19. Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. – Ульяновск, 2007. – 215 с.
20. Стенякова, Н.Е. Готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема / Н.Е. Стенякова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2013. – №4. – С. 15–17.
21. Фёдорова, Е.А. Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики [Электронный ресурс]: дис. канд. пед. наук. – Ульяновск, 2009. – 219 с. – Режим доступа: http://www. dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskoiaktivnosti-studentov-sredstvami-triz-pedagogiki#ixzz5bwoGexzL.
22. Щуркова, H.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. вузов / H.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для будущих учителей по использованию элементов ТРИЗ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты