Методика подготовки к первоначальному восприятию произведений на разных этапах литературного образования
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика подготовки к первоначальному восприятию произведений на разных этапах литературного образования»
по дисциплине: «Методика преподавания русской литературы»
2021
45.00 BYN
Методика подготовки к первоначальному восприятию произведений на разных этапах литературного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русской литературы
Организация: Детский сад №11, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения методики подготовки к первоначальному восприятию произведений на разных этапах литературного образования
1.1 Особенности восприятия произведений на разных этапах литературного образования
1.2 Методика подготовки к первоначальному восприятию произведений на разных этапах литературного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование методики подготовки к первоначальному восприятию произведений на разных этапах литературного образования
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования. Проблема художественного восприятия важна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это связано, прежде всего, с разработкой путей и средств повышения эффективности искусства, культуры восприятия. Историко-функциональный подход в современном литературоведении нашел отражение и в ряде методологических концепций. Примером тому служат концепции, разработанные А.Г. Кутузовым, В.Г. Маранцманом. Данный подход сочетает в себе перцептивное обучение, анализ и интерпретацию деятельности учащихся.
Долгое время проблема подготовки младших школьников к чтению литературных текстов не выделялась в отдельную область. На это был ряд причин, ограничивающих данную сферу деятельности. Но социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, перестройка всех сфер человеческой деятельности, формирование информационно-технологической цивилизации и – как закономерный результат этого – модернизация образовательного процесса предопределили актуальность данной проблемы. Решение этой проблемы требует не только выявления и изучения общих закономерностей творческой деятельности школьников, но и разработки новых технологий целенаправленного, более раннего развития глубокого понимания художественного текста.
Проблема художественного восприятия многоаспектна. Она включает разработку методологии предмета; изучение сущности восприятия и его законов; освещение эволюции читателя, зрителя, слушателя в различные периоды общественного развития и в связи с историческими процессами развития искусства; конкретно-социологическое изучение современных интересов, вкусов, потребностей воспринимающей аудитории. Важно помнить, что проблема восприятия не может быть решена в отрыве от общих задач воспитания и его отношения к действительности [1, с.158].
В отечественной науке к этой проблеме обращались выдающиеся педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, Г.А. Гуковский, В.С. Мейлах, В.Е. Хализев, М.В. Храпченко и др. В разработке проблемы восприятия принимают участие психологи А.Г. Жабицкая, Н.И. Никифорова, П.М. Якобсон, а также методисты О.Ю. Богданова, Г.И. Беленький, В.А. Доманский, М.Г. Качурин, Н.О. Корст, Н.И. Кудряшев, Т.Ф. Курдюмова, Н.Д. Молдавская, Е.В. Перевозная и др. Они подчеркивали важность воспитания любви к родному языку и национальной культуре. Многие специалисты в области литературы, в частности, определяют структуру и уровни понимания прочитанного, как предмет своей профессиональной деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения методики подготовки к первоначальному восприятию произведений на разных этапах литературного образования
1.1 Особенности восприятия произведений на разных этапах литературного образования
Произведение литературы обращается одновременно к чувствам и мыслям читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гуровича и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста.
М.П. Воюшина пишет, что восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать и понять то, что изображено, но это только познавательный акт. Непременным условием художественного восприятия является эмоциональная окраска воспринимаемого, выражение отношения. Он отмечает: «...эстетическое восприятие не ограничивается пассивным признанием известных сторон действительности, пусть даже очень важных и существенных. Оно требует от воспринимающего вникать в изображаемые обстоятельства» [2, с.177].
По мнению А.Н. Гутаровой, ребенок, воспринимая произведение на слух, через форму, представленную исполнителем, обращая внимание на интонацию, жесты, мимику, проникает в содержание произведения.
Поскольку художественный текст допускает различные интерпретации, принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Л.Н. Рожина писала, что полноценное восприятие произведения искусства не сводится к его пониманию. Это сложный процесс, который обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к изображаемой в нем действительности [4].
Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в своем воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, развивать идею произведения, то есть находить отклик в своем сердце на проблемы, поднятые автором [18].
Глава 2. Эмпирическое исследование методики подготовки к первоначальному восприятию произведений на разных этапах литературного образования
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Детский сад №11» г. Могилева. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Выборка составила 5 (33%) мальчиков и 10 (67%) девочек.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития восприятия первичного художественного текста.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня восприятия текста (приложение А)
Детям предлагается сюжетный рассказ «Огурцы». Данный сюжетный рассказ направлен на формирование представления у детей о сюжете, возникшем у детей для обсуждения.
Основные вопросы, на которые детям необходимо ответить.
– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
Заключение
Анализ литературных источников показал, что восприятие художественного произведения является важным навыком развития литературного образования детей. Нами было определено, что для каждого этапа развития личности ребенка, характерными являются специфические особенности развития первоначального восприятия произведения.
Для работы с детьми различных возрастов в рамках первичного ознакомления с литературным произведением используется определенная методика, в рамках которой происходит анализ таких видов деятельности как анализ содержания, умение постановки вопросов, формирование анализа произведений в рамках определения конкретной этапности в процессе работы с первичным ознакомлением с текстом.
Изменения для первичного ознакомления с новым произведением дают явные обучающие и развивающие преимущества и привносят некоторые методические новшества. Что касается первого, то это дает студентам хорошую практику в целенаправленном, тщательно продуманном и тщательно организованном обучении сжатому пересказу. Они также развивают свою память, концентрацию и логическое мышление. Они развивают правильную, наглядную устную речь. Не стоит сбрасывать со счетов и эмоциональное состояние учащихся. Они улучшаются, потому что формальные методы работы заменяются формальными методами обучения.
Формальные способы выполнения заданий заменяются творческими, исследовательскими и сложными видами деятельности. Наконец, с методической точки зрения, Воспитатель не задает репродуктивных вопросов о сюжете и смысле нового произведения и оставляет следующим блоком урока анализ текста. Для анализа оставляются вопросы и задания на рассмотрение художественного образа произведения, его художественно-изобразительных средств, задач, поставленных автором. Это, в свою очередь, помогает сделать анализ более компактным и глубоким, не утомляя учащихся большим количеством однообразных вопросов, не превращая его в подробный пересказ авторского текста и сохраняя целостность и красоту прочитанного произведения.
С целью определения особенностей формирования первичного восприятия литературного произведения нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики диагностики при помощи текста «Огурцы». В ходе проведения исследования нами было определено:
– для детей старшего дошкольного возраста, в основном, характерным является средний уровень развития навыка первичного восприятия текста.
1. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических вузов / С.А. Леонов, В.Р. Чертов – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 400 с.
2. Воюшина, М.П. «Литературное чтение» как учебный предмет в инновационной образовательной системе «Диалог» // Образование в поликультурном обществе: Сборник научных трудов. Выпуск 1. – СПб.: Астерион, 2013. – 280 с.
3. Воюшина, М.П. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И.Р. Николаева — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
4. Гутарова, А. Н. Возможности использования технологии критического мышленияпри проектировании уроков по программе М.П. Воюшиной. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - https://infourok.ru/statya_vozmozhnosti_ispolzovaniya_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya___pri_proektirovanii-124551.htm.
5. Жабицкая, Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность / Л.Г. Жабицкая. – Кишинев: Штиинца, 1974. — 134 с.
6. Ильин Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. – М.: Педагогический поиск, 2008. – 194 с.
7. Кант, И. Цитаты. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - https://tsitaty.com/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0/154092.
8. Кузьмина, И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – № 4.– 2014. – 86 с.
9. Курганов, С.Ю. Учебный диалог и психологическое исследование мышления / С.Ю. Курганов, И.М. Соломадин. — Киев : [б. и.], 2006. – 198 с.
10. Маранцман, В.Г. Методика преподавания литературы: в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004.– 142 с.
11. Нафикова А.М. Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками [Электронный ресурс]. // Международная студенческая электронная научная конференция – Режим доступа. - https://rae.ru/forum2012/265/1181.
12. Особенности восприятия детьми литературных произведений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –http://studopedia.ru/2_124609_osobennosti-vospriyatiya-detmi-literaturnih-proizvedeniy.html.
13. Особенности развития восприятия младших школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://studopedia.ru/9_52346_primenenie-intellekt-kart.html.
14. Петровский, А.В. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2010. – 494 с.
15. Приемы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://oplib.ru/random/view/296353.
16. Психологические особенности восприятия художественного произведения [Электронный ресурс].– Режим доступа. - http://www.intstudy.ru/stydypages-294-1.html.
17. Стороженко, С.А. Организация работы по подготовке к восприятию литературного текста учащимися (1-4 классы) / С.А. Стороженко, С.А. Никольская - Староминский р-н, 2008. – 53 с.
18. Учебный диалог на уроках литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - https://infourok.ru/uchebniy-dialog-na-urokah-literaturi-700359.html.
19. Федина, В.В. Самовоспитатель по специальной методике объяснительного и литературного чтения. Пособие для студентов специальностей 031800 (логопедия) и 031700 (олигофренопедагогика) / В.В. Федина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 82 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты