Денежно-кредитная политика центральных банков стран СНГ
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Денежно-кредитная политика центральных банков стран СНГ»
по дисциплине: «Денежное обращение и кредит»
2021
45.00 BYN
Денежно-кредитная политика центральных банков стран СНГ
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Денежное обращение и кредит
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Валовой внутренний продукт Республики Беларусь за 2009-2019 гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее эффективность
1.2 Основные и дополнительные инструменты денежно-кредитной политики
ГЛАВА 2 ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ БАНКАМИ СТРАН СНГ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ СНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью каждой страны в области экономики является обеспечение устойчивого экономического роста, а также достижение высокого уровня занятости, стабильности внутренних цен и внешнеэкономическое равновесие. Эти цели достигаются в процессе разработки и реализации экономической политики. Одной из предпосылок устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства является весьма демократичным инструментом воздействия на смешанную экономику, который не нарушает суверенитет большинства субъектов бизнес-системы. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели. Денежно-кредитная политика приводит к изменениям значения основных макроэкономических параметров: ВВП, уровень безработицы и инфляции [2, с. 37].
Крупномасштабный кризис, который поразил мировую экономику в 2007-2009 годах, еще больше усугубил независимость центральных банков, что значительно ослабило денежно-кредитную политику для преодоления рецессии. По мере выхода из кризиса для обеспечения стабильности финансовой системы будет требоваться ужесточение денежно-кредитной политики, на которое значительно легче пойти независимым центральным банкам. Кроме того, независимость центральных банков повышает доверие экономических субъектов к своей политике, что особенно важно в условиях кризиса.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, принимаемых Национальным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам необходимого направления развития. При прогнозировании экономического развития страны в первую очередь необходимо учитывать показатели, которые экономика должна достичь на определенных этапах, в частности, развитие рынка капитала, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, а также повышение спроса экономики на деньги. Все эти вопросы регулируются в процессе реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.
Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен. Основной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен [30, с. 263]. Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее руководящим звеном является Национальный Банк.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее эффективность
Кредитная система на современном этапе развития представляет многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. В нее входят следующие основные звенья [3, с. 238]:
1 Центральный банк, государственные и банки с государственной долей собственности;
2 Банковский сектор: сберегательные банки, коммерческие банки, инвестиционные банки, специализированные торговые банки ипотечные банки;
3 Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: финансовые компании, страховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды, благотворительные фонды, кредитные союзы.
Для зарубежных стран с развитой промышленностью, таких как США, Европейские страны, Японии, трехуровневая кредитная система является типичной. Вместе с тем, различные звенья в зависимости от страны также развиты по-разному. Наибольшее развитие кредитная система получила в США, поэтому является примером для других промышленно развитых стран при формировании своей кредитной системы. Однако у каждой страны есть свои особенности [24].
Кредитные системы развивающихся стран, как правило, развиты слабо. У большинства этих стран, включая страны СНГ, кредитная система представлена двумя звеньями: национальным центральным банком и системой коммерческих банков.
Для проведения своей социально-экономической политики государство должно активно вмешиваться в экономику и регулировать рыночные процессы там, где они дают сбои. Вмешательство государства в экономику происходит двумя основными способами [6, с. 295]:
– непосредственное административное регулирование: установка цен;
– опосредованное административное регулирование: разработка и реализация денежно-кредитной политики.
Денежной системой называется форма организации денежного обращения в стране, закрепленная законодательно. На государственном уровне определяются основные элементы денежной системы [5, с. 249]:
– национальную денежную единицу;
– масштаб цен;
– виды денежных знаков, закрепленных законодательно;
– порядок эмиссии и обращения денег;
– формы безналичных расчетов.
Денежный рынок является разновидностью товарного рынка и частью рынка ссудных капиталов.
ГЛАВА 2 ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ БАНКАМИ СТРАН СНГ
Денежно-кредитная политика, являющаяся неотъемлемой частью социально-экономической политики государства, носит разносторонний характер и должна решать проблемы, вытекающие из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных со спецификой банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [21, с.73].
Большинство стран СНГ добились значительного прогресса по сравнению с началом 1990-х годов, когда они вступили в переход к рыночной экономике. Однако для того, чтобы конкурировать на мировом рынке и создать более благоприятный инвестиционный климат, эти страны должны провести дальнейшие реформы, особенно в банковском секторе. Повышение эффективности своего банковского сектора в выполнении посреднической функции по перераспределению привлеченных финансовых ресурсов, а также их стабильность–вот ключевые вопросы, которые еще предстоит решить странам СНГ. Этот крупнейший регион более чем в пять раз больше территории стран ЕС, но из-за неразвитости финансовых посредников и растущего спроса на банковские услуги население в два раза больше и имеет огромный потенциал для роста банковской системы. [25].
Положение 12 банковских систем в странах СНГ сильно отличается, что отражает региональные и национальные различия. Эффективность процессов, осуществляемых в банковской системе стран СНГ в последние годы, варьировалась, главным образом, из-за различий в макроэкономической и политической обстановке, а также политики, проводимой национальными властями в отношении национального банка [25].
Страны СНГ, как и почти все развивающиеся экономики, характеризуются доминированием банков и банковского кредитования на национальных финансовых рынках. Коммерческие банки были основными финансовыми посредниками на постсоветском пространстве. Что касается фондовых рынков, то они наиболее развиты в России, Украине и Казахстане. В других странах преобладает торговля государственными ценными бумагами(Беларусь, Узбекистан) или существуют официально организованные рынки ценных бумаг (Таджикистан). Характерной особенностью развития банковских систем стран СНГ в докризисный период выступает активная кредитная экспансия банков (таблица 2.1). Анализ данных, представленных в таблице 2.1, свидетельствует о значительном росте кредитования предприятий, банков и физических лиц в период 2003 г. – первого полугодия 2012 г.: от 10 раз в Молдове до более 119 раз в Беларуси.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ СНГ
На современном этапе развития мирового хозяйства остро обозначается проблема экономического роста и стабильности национального финансового сектора как основы благосостояния хозяйствующих субъектов любой страны. Основой экономического роста является наличие своевременных и последовательных механизмов в области денежно-кредитного регулирования со стороны финансового регулятора, обеспечивающих поддержание заданных ориентиров экономического роста, инфляции, стабильности валютного курса, повышения доверия ко всей банковской системе в целом.
В условиях финансового кризиса и финансовой нестабильности мирового хозяйства важным аспектом при проведении денежно-кредитной политики государства является установление устойчивого денежного обращения внутри страны и поддержание стабильности национальной валюты. Возможную опасность для развития реального сектора экономики представляют негативные последствия влияния финансовых рисков, в числе которых следует обратить внимание на инфляционные и валютные риски.
Кредитно-денежная политика центрального банка достигает наибольшей результативности, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Подбор и практическое применение методов кредитного регулирования дело достаточно сложное, требующее больших знаний, интуиции, определения возможных как положительных, так и отрицательных эффектов. Осуществляя воздействие на макроэкономическое регулирование, центральный банк должен учитывать как взаимосвязи национального хозяйства в рамках мировой экономики (по валютной линии), так и взаимозависимость различных звеньев национального хозяйства. Речь, в частности, идет о следующих проблемных ситуациях [13, c. 148].
1 Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний проявляется по отношению ко всем сферам, которые обременены долгами. К ним относятся, прежде всего: государственный сектор (особенно капиталоемкие производства, железнодорожный транспорт), домовладения, фермерское хозяйство.
2 Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая, соответственно, цену своих бумаг). В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.
В рамках белорусской экономики, все еще переживающей существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного предложения с целью стабилизации общего размера производства, занятости и уровня цен. Существуют конечные цели денежно-кредитной политики: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков и стабильность валютного рынка.
По результатам проведенного курсового исследования теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики сделаны следующие выводы и предложения.
1 Одним из основных инструментов регулирования экономики является денежно-кредитная (монетарная) политика. Под ней понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
2 Необходимое условие для проведения эффективной кредитно-денежной политики – наличие современной банковской системы.
В курсовой работе были рассмотрены методики реализации денежно-кредитной политики некоторых стран-участниц СНГ.
Центральный банк Российской Федерации обеспечивает ценовую стабильность путем применения стратегии таргетирования инфляции. Выводами относительно анализа применения режима таргетирования инфляции послужило следующее: инфляции в России в большей степени носит немонетарный характер; на среднесрочную перспективу (3 года) промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России будет являться удержание инфляции вблизи целевого уровня – 4 %. Коэффициент монетизации экономики России начиная с 2008 г. всегда находился на низких уровнях. В периоды кризисов четко прослеживается замедление роста/снижения уровня монетизации экономики: в 2009 г. коэффициент монетизации прирос лишь на 0,1% по сравнению с 2008 г.; в период 2014-2015 гг. при растущем ВВП коэффициент монетизации оставался на уровне 2013 года (в 2015 г. наблюдался незначительный рост на 0,1%).
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2019 году была направлена на создание условий для устойчивого экономического развития Республики Беларусь в соответствии с показателями социально-экономического развития страны и, прежде всего, на повышение благосостояния населения. На сегодняшний день курс белорусского рубля считают справедливым, поскольку его динамика формируется под воздействием предложения и спроса на иностранную валюту. Реальная заработная плата в январе-ноябре 2019 г. по сравнению с январем – ноябрем 2018 г. увеличилась на 7,5 %, производительность труда, рассчитанная по ВВП, увеличилась на 1,3 %.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-ноябре 2019 г. по сравнению с январем-ноябрем 2018 г. увеличилась на 6,3 процента (в январе-ноябре 2018 г. к январю-ноябрю 2017 г. они выросли на 8,2 %).
1 Алиев, Б., Х. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Б. Х. Алиев, С. К. Идрисова, Д.А. Рабаданова. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 112 с.
2 Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 192 c.
3 Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 249 с.
4 Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. – М.: КД Либроком, 2019. – 240 c.
5 Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 294 с.
6 Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 300 с.
7 Даниленко, Л.Н. Мировая экономика / Л.Н. Даниленко. – М.: КноРус, 2019. – 352 c.
8 Дворецкая, А.Е. Деньги, кредит, банки: Учебник для академического бакалавриата / А.Е. Дворецкая. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 480 c.
9 Киселева, Е.А. Макроэкономика: экспресс-курс / Е.А. Киселева. – М.: КноРус, 2018. – 544 c.
10 Ключников, И. К. Макроэкономика. Кредитные и биржевые циклы: учебник для бакалавриата и магистратуры / И. К. Ключников, О. И. Ключников. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 278 с.
11 Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б. В. Корнейчук. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 385 с.
12 Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 294 с.
13 Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
14 Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 671 c.
15 Максимова В. Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 171 с.
16 Маховикова, Г. А. Экономическая теория: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 443 с.
17 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
18 Официальный сайт Национального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/.
19 Официальный сайт Национального банка Казахстана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nationalbank.kz/kz.
20 Родина Г. А. Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Г. А. Родина [и др.]; под редакцией Г. А. Родиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 375 с.
21 Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. 283 с.
22 Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 2: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 382 с.
23 Указ Президента Республики Беларусь 31 октября 2019 г. № 402 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» – Минск, 2019 г.
24 Официальный сайт Межгосударственного статистического комитета СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cisstat.com/.
25 Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/.
26 Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbrb.by/.
27 Cоглашение стран СНГ от 09.10.1992 «О единой денежной системе и согласованной денежно – кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства».
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Валовой внутренний продукт Республики Беларусь за 2009-2019 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты