Модели рынков несовершенной конкуренции и их примеры
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Модели рынков несовершенной конкуренции и их примеры»
по дисциплине: «Микроэкономика»
2021
45.00 BYN
Модели рынков несовершенной конкуренции и их примеры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Микроэкономика
Организация: Белэнерго, ГПО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Сущность и функции конкуренции
1.2 Несовершенная конкуренция: экономический смысл и содержание
1.3 Виды несовершенной конкуренции
2 МОДЕЛИ РЫНКОВ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ИХ ПРИМЕРЫ
2.1 Монополия на примере ГПО «Белэнерго»
2.1.1 Анализ монопольного положения ГПО «Белэнерго»
2.1.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
2.2 Олигополия на рынке операторов мобильной связи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конечная цель любой организации - победа в борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как естественный результат постоянных и грамотных усилий организации. Достигнуто ли это или нет, зависит от конкурентоспособности товаров организации, т. е. насколько они лучше по сравнению с аналогами - продуктами других организаций.
Успех любой организации определяется способностью предлагать продукты, которые наилучшим образом соответствуют потребностям рынка и потребителей. Поэтому важно обратить пристальное внимание на такой многозначный аспект организации, как конкурентные преимущества. Одним из наиболее важных ресурсов для повышения конкурентоспособности организации является формирование корпоративной культуры или обеспечение лояльности сотрудников к деятельности своей компании.
Развитие рыночных отношений обуславливает появление новых задач, что обуславливает необходимость совершенствования управления. Важно понимать руководителей организаций о необходимости постоянно совершенствовать обслуживание клиентов, уделять внимание качеству продукции, ремонту помещений, внедрению новых технологий и т. д.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации более или менее сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция, поэтому, чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо проанализировать текущую ситуацию на рынке, принимать решения о мерах по повышению конкурентоспособности. Конкурентные преимущества являются наиболее важным фактором в обеспечении безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и его последующего эффективного развития.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Сущность и функции конкуренции
В трудах экономистов было множество понятий, определяющих термин «конкуренция». Одни ученые понимали под конкуренцией соперничество (борьбу) между юридическими или физическими мыслями. Так А. Смит трактовал конкуренцию как борьбу между индивидуальными товаропроизводителями и покупателями за более выгодные продажи и покупки. Г.Л. Азоев предлагает воспринимать конкуренцию как соперничество на каком-нибудь месте между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) ради достижения одной и той же цели. В.Н. Иванов и И.А. Фокина под конкуренцией понимают соперничество, соревнование между предприятиями на рынке за более выгодные условия воспроизводства товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Эти определения понятия «конкуренция» дают понять, что первоначальным этапом для зарождения конкуренции на рынке должно быть представлено достаточное количество продавцов и покупателей товара. Сам рынок, по представлениям экономистов, это то место, где происходит купля-продажа определенного вида товара, которая осуществляется в заданных напряженных условиях конкуренции, с соблюдением основных норм и правил. По форме рынок предоставляется как совершенный и несовершенный. Модель совершенного рынка базируется на основе, что в торговых сделках происходит за счет участников, которые, в свою очередь, руководствуются всеми доступными экономическими принципами. Вместе с тем характерными условиями для формы совершенного рынка являются:
— однородность качества, внешнего вида и упаковки, цены для определенных видов товара;
— все продавцы и покупатели находятся в одинаковых условиях конкурентной борьбы, а какие-либо предпочтения, особенно личностные, временные и пространственные, отсутствуют;
— продавцы и покупатели получают полную информацию о всех подробностях сделок и способны полностью обозреть рынок, то есть прозрачность рынка [5].
Развивая понятие конкуренции, М. Портер высказывает мнение о том, что конкуренция является главным фактором, который определяет успешность компании.
2 МОДЕЛИ РЫНКОВ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ИХ ПРИМЕРЫ
2.1 Монополия на примере ГПО «Белэнерго»
2.1.1 Анализ монопольного положения ГПО «Белэнерго»
Естественная монополия предприятий ГПО "Белэнерго" интегрирована в энергетическую отрасль Беларуси, вследствие чего право регулирования тарифов остается за государством. Ожидаемая отмена политики перекрестного субсидирования обуславливает необходимость рассмотрения состояния экономической и энергетической отраслей Республики Беларусь, а также непосредственного влияния государства на развитие и состояние данных отраслей.
Уровень тарифов и их динамика прямо и косвенно влияют на состояние двух крупнейших балансов любого государства – энергетического и государственного. Высокие тарифы для промышленности, искусственно субсидирующие население, - основа для высоких промышленных цен. В свою очередь, повышенные цены промышленных производителей приводят к более высокому уровню цен на потребительские товары. [1]
Согласно Основным положениям Программы социально-экономического развития Республики Беларусь до 2025 года, основным направлением развития республики по-прежнему является социальный фактор. [2] Поэтому весьма актуально исследование влияния социального фактора на формирование для населения тарифов на электрическую энергию в соответствии с законами Республики Беларусь «О естественных монополиях», «О ценообразовании», Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) на электрическую энергию, отпускаемую от источников концерна «Белэнерго».
Тарифы на электроэнергию регулируются Министерством экономики и Советом Министров Республики Беларусь, в то время как в Украине и в Польше они устанавливаются специально созданными регулирующими органами. [3]
Действующая практика формирования энергетических тарифов рассматривается авторами как несовершенная. Государственное регулирование энергетических тарифов должно быть направлено на защиту экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов со стороны энергоснабжающих организаций и создание условий для их конкуренции. [4] Достижение данной цели предлагается путем замены субсидирования механизмами адресной социальной помощи, привлечением международных источников для проведения политики энергосбережения, приватизацией и созданием конкуренции в области оказания услуг естественных монополий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы относительно монополии и деятельности антимонопольного регулирования на территории Республики Беларусь.
Монополия должна пониматься как единственный продавец любой услуги / продукта, если на рынке этого продукта / услуги нет конкуренции.
В экономике существуют различные виды монополии: закрытая монополия, естественная монополия, монополия ценовой дискриминации, монополия на ресурсы, монополизация.
Существует ряд позитивных аспектов естественных монополий: способность максимизировать влияние масштабов производства, мобилизовать значительную часть финансовых ресурсов, способность использовать научно-технический прогресс, способность следовать единым стандартам в производстве услуги / продукты, возможность заменить рыночный механизм.
Негативные аспекты монополии включают в себя: способность блокировать технический прогресс, если это необходимо, способность корректировать отпускную цену, возможность экономить за счет снижения качества и способности диктовать условия деятельности на определенном рынке.
К государственным методам регулирования монополистической деятельности в условиях естественной монополии в экономике Беларуси относятся следующие:
- регулирование цен;
- неценовое регулирование.
В качестве возможного метода регулирования деятельности монополий может быть предложена система показателей для оценки эффективности деятельности:
1. Институциональные показатели деятельности естественных монополий, позволяющие оценивать качество институциональной среды.
2. Показатели эффективности, демонстрирующие уровень взаимодействия естественных монополий с региональным экономическим комплексом
3. Показатели общего макроэкономического эффекта естественных монополий
Можно сделать вывод о том, что реально государственный контроль над естественными монополиями состоит как в государственном владении контрольным пакетом акций, так и в существовании специального антимонопольного законодательства, регламентирующего методы тарифного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественной монополии, а также определяющего список потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.
1. Авдашева, С.Б., Аронин, В.А., Ахполов, И.К. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 2011. – 450 с.
2. Абросимова, О.Ю., Шмырова, Н.В. Естественные монополии: проблемы развития / О.Ю. Абросимова, Н.В. Шмырова // Российское предпринимательство. − 2010. − № 3. − Выпуск 1 (154). – С. 30–36.
3. Абросимова, О.Ю., Шмырова, Н.В. Проблемы государственного регулирования естественных монополий / О.Ю. Абросимова, Н.В. Шмырова // Российское предпринимательство. − 2012. − № 5 (203). – С. 4–10.
4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., переработанное и дополненное / Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 320 с.
5. Гаврилов, А.Л. Проблемы реформирования естественных монополий / А.Л. Гаврилов // Фундаментальные исследования. – 2012. – №4 – С. 41.
6. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник / В.М. Гальперин., С.М. Игнатьев., В.Л. Моргунов – СПб.: Экономическая школа, 2010. – 226 с.
7. Ганакова, Е. В. Противодействие монополистической деятельности и развитие конкуренции / Е.В. Ганакова // Промышленно-торговое право. – 2014. – № 2. – С. 12-14.
8. Горохова Е. В. Естественные монополии как уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. – № 5. – С. 15-17.
9. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации: сб. науч. тр. : в 2 ч. / Рос. акад. наук, Ин-т систем. анализа ; редкол. : М.Г. Завельский (отв. ред.) [и др.]. – М. : УРСС, 2017. – Ч. 1. – 356 с.
10. Дик, А. В. Оценка международной конкурентоспособности стран по методике Всемирного экономического форума / А.В. Дик, Е. Гуринов, М. Ковалев // Наука и инновации. – 2013. – № 11. – С. 27–31.
11. Ди Лоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. – 2014. – №5. – С. 100–114.
12. Дмитриева, Н.Ю., Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в республике Беларусь / Дмитриева Н.Ю. // Известия Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины. – 2008. – №1, С.43-52.
13. Захаров, М. Конкуренция всегда на пользу бизнесу / М. Захаров // Союзное государство. – 2014. – № 1–2. – С. 39–41.
14. Зиборов, В.А. Состояние конкуренции в условиях постиндустриального периода развития человечества / В.А. Зиборов, В.А. Белякова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 5. – С. 38.
15. Зотов, А.П., Галлямова, Д.Х. Методы государственного регулирования функционирующих естественных монополий / А.П. Зотов, Д.Х. Галлямова // Экономика и управление. – 2012. – №4. – С. 84.
16. Коптин, Д.Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках / Д.Р. Коптин // Известия. – СПбУЭФ. – 2015. – № 4. – С.15–20.
17. Качалин, В.В. Система антимонопольной защиты общества в США / В.В. Качалин. – М.: Наука. – 2009. – 750 с.
18. Кузнецова, Е.И., Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография // Юнити-Дана, – 2012. – 102 с.
19. Лисица, Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития / Е.С. Лисица // Вопросы экономики. – 2014. – №5. – С. 12–18.
20. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма. – 2016. – 218 с.
21. Овчинников, В.В. Глобальная конкуренция в эпоху многоукладной экономики // Институт экономических стратегий; Международная Академия исследований будущего. – 2017. – 173 с.
22. Официальный сайт Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home.html
23. Официальный сайт Министерства связи и информатизации Республики Беларуь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mpt.gov.by/ru/oficialnaya-statisticheskaya
24. Официальный сайт ГПО «Белэнерго» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.energo.by/
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты