Деятельность органа дознания по уголовным делам
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Деятельность органа дознания по уголовным делам»
по дисциплине: «Уголовное право и процесс»
2021
45.00 BYN
Деятельность органа дознания по уголовным делам
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовное право и процесс
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНЕ ДОЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие органа дознания, его значение и компетенция
1.2 Система органов дознания. Функция, реализуемая органом дознания в уголовном процессе
Глава 2. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие, задачи и значение дознания. Начало, окончание и сроки дознания
2.2 Перечень неотложных следственных и других процессуальных действий, проводимых органом дознания. Исполнение органом дознания поручений следователя, прокурора по уголовному делу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – УПК) конституционного принципа состязательности сторон обусловило необходимость существенного реформирования отдельных процессуальных институтов, четкого разграничения основных направлений уголовно-процессуальной деятельности. Обновление нормативного материала, в свою очередь, привело к переосмыслению в науке уголовного процесса целого ряда теоретических положений и понятий.
Кроме того, правоприменительная практика, складывающаяся в условиях активного законотворческого процесса, требует постоянного анализа и изменения, с точки зрения поиска путей совершенствования уголовно-процессуальной деятельности, и выработки единообразного подхода к разрешению проблем, связанных с практическим применением закона.
Сказанное в полной мере относится к институту дознания в целом и проблемам функциональной характеристики процессуальной деятельности лиц, производящих дознание и органа дознания в частности.
Значение роли дознания заключается в том, что оно позволяет производить более эффективно и мобильно предварительное расследование по преступлениям малой и средней тяжести, тем самым, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов.
Необходимо помнить, что полномочиями лица, производящего дознание в исключительных случаях, наделяется определённая группа лиц: капитаны судов дальнего плавания, начальники геологоразведочных партий, зимовок и т.д.
Различные проблемные аспекты процессуальной деятельности органов дознания в разное время являлись объектами теоретического изучения, в результате выработаны рекомендации, способствующие решению части, а отнюдь не всех вопросов рассматриваемого процессуального института.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНЕ ДОЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие органа дознания, его значение и компетенция
По мнению Т.С. Борико, под дознанием следует понимать осуществляемую специально уполномоченными государственными органами деятельность, направленную на установление признаков преступления, лиц, его совершивших, а также производство неотложных следственных и других действий по установлению и закреплению следов преступления [1, с. 96].
На наш взгляд, данное определение ближе к современному содержанию дознания, осуществляемому в Республике Беларусь, но тоже не является идеальным с точки зрения нормативного закрепления.
Для более детального рассмотрения органов дознания в Республике Беларусь, в начале данного раздела проведем сравнительный анализ в рамках данного вопроса между органами дознания в Республике Беларусь, РФ и Республике Казахстан.
Рассмотрение вопроса начнем с органов дознания Республики Беларусь, деятельность которых основана на Конституции Республики Беларусь и УПК, принятый Законом Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. Законодательное определение органов дознания закреплено в п. 20 ст. 6 УПК Республики Беларусь, согласно которому к органам дознания относятся государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание [2].
В белорусском уголовно-процессуальном законодательстве определения самого понятия дознания не приводится, но при проведении анализа норм УПК Республики Беларусь можно сделать заключение о том, что под дознанием, как и по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (далее УПК РФ) понимается предварительное расследование. Данный вывод позволяет сделать содержание п. 26 ст. 6 УПК Республики Беларусь, согласно которому предварительным расследованием является производство предварительного следствия и дознания по уголовному делу.
Глава 2. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие, задачи и значение дознания. Начало, окончание и сроки дознания
Предварительная проверка информации о преступлении имеет своих субъектов, пределы и сроки, а также определенные уголовно-процессуальным законодательством средства (методы) решения задач этой деятельности.
В круг участников предварительной проверки, в нашем случае, входят органы дознания (во взаимоотношении начальника и лица, производящего дознание) и граждане.
Так, А.П. Кругликов определяет «дознание как форму предварительного расследования преступлений, в основе которой лежат законы и положения органов и лиц, проводящих дознание, о предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании преступлений, совершивших их, совершенных». путем проведения оперативно-розыскных и процессуальных действий» [7, с. 5].
О.В. Мичурин в качестве дознания означает «форму предварительного расследования, выраженную в форме уголовного процесса органа дознания по делам, в которых предварительное следствие является факультативным, в противном случае - его процессуальные полномочия осуществляются в системе органа дознания» [9, с. 42].
То есть автор признает запрос только одним его видом - запрос о случаях, когда производство предварительного расследования не является необходимым.
В отечественной уголовно-процессуальной науке определение дознания было дано в 2000 г. Л.И. Кукреш: «расследование является одной из форм расследования преступлений, проводимых уполномоченными органами с предварительными знаниями для предотвращения, предотвращения и раскрытия преступлений, которые готовятся или совершаются путем сочетания оперативно-розыскных и уголовных производств в их деятельности» [8, с. 26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Результатом проведенной реформы органов предварительного расследования в Республике Беларусь явилось то, что следственные органы сосредоточили функции предварительного следствия по всем преступлениям, предусмотренным в уголовном законодательстве независимо от категории и тяжести совершенного преступления, что, по мнению автора, не является перспективной динамикой развития уголовно-процессуального законодательства, по причине того, что нецелесообразно на следственные органы возлагать функции расследования по всем уголовным делам, в связи с тем, что следственные органы должны акцентировать свое внимание на расследовании наиболее сложных и общественно опасных преступлений.
На сегодняшний день в теории уголовного процесса нет определения термина «дознание», в полной мере соответствующего действующему уголовно-процессуальному законодательству Республики Беларусь.
Дознание осуществляется различными административными органами, носит производный от выполняемых ими основных функций характер и определяется ими. Их деятельность по расследованию преступлений, за исключением органов внутренних дел, эпизодична. Органы внутренних дел же являются основным органом дознания, осуществляющим дознание постоянно в силу специфики ее деятельности по охране общественного порядка и выявлению преступлений.
Лицо, которое уполномоченное проводить дознание – это одна из важнейших должностей, которая оказывает непосредственное влияние на делопроизводство. До сих пор возникают споры, в какой момент назначается лицо, до начала производства дела, либо лишь с назначением дела. Данному лицу дается обширный спектр возможностей, которые делегируются ему непосредственно начальников ОВД.
1. Борико, Т.С. Теоретико-правовые и организационные вопросы обеспечения законности при производстве дознания: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / Т.В. Борико. – Минск, 2017. – 27 с.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 16 июл. 1999 г., № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Мытник, П. В. К вопросу о создании единого Следственного комитета / П.В. Мытник // Юстыцiя Беларусi. – 2017. – №9. – С. 31–36.
4. Рыжаков, А.П. Предварительное расследование / А.П. Рыжаков. – М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2017. – 216 с.
5. Гирько, С.И. Деятельность полиции в уголовном судопроизводстве / С.И. Гирько. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. – 224 с.
6. Коврига, З. Ф. Дознание в системе органов предварительного расследования / под ред. д-ра юрид. наук проф. В. Е. Чугунова. – Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 2019. – 170 с.
7. Кругликов, А.П. Правовое положение органов и лиц, производящих дознание, в советском уголовном процессе: учеб. пособие (особенная часть)/ А.П. Кругликов. – Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1987. – 58 с.
8. Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Общая часть: учеб. пособие / Л.И. Кукреш. – Минск: Тесей, 2012. – 503 с.
9. Мичурина, О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.09 / О.В. Мичурина. – М., 2018. – 581 л.
10. Чистякова, В. С. Соотношение дознания и предварительного следствия в советском уголовном процессе: Учеб. пособие / Всесоюз. юрид. заоч. ин-т. – М.: ВЮЗИ, 1987. – 61 с.
11. Победкин, А.В. Нарушения уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания, средства их предупреждения и устранения / А.В. Победкин, С.Н. Бурцев. – Москва: Юрлитинформ, 2015. – 230 с.
12. Матвейчев, Ю.А. Теоретические, правовые и организационные основы расследования уголовных дел следственно-оперативными группами [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://institutemvd.by/images/ materials/ upik_kafedra/ um_materials/Publikazii/ %D0%A2eoreticheskie_ pravovie_i_organizatsionnie_ osnovi_rassledovania_ugolovnih __del_SOG.pdf.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: 18 дек. 2001 г., № 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 05 дек. 2001 г. // КонсультантПлюс. Россия. – 2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/upkrf.
14. Белорусская юридическая энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / ред. кол.: С.А. Балашенко [и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2017. – 600 с.
15. Шостак, М.А. Уголовный процесс: учеб. пособие / М.А. Шостак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2018. – 630 с.
16. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь / Н.И. Андрейчик [и др.]. – Минск: Акад. МВД, 2014. – 1230 с.
17. Данько, И.В. Дознание в контексте реформы Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь / И.В. Данько // Юстиция Беларуси. – 2016. – № 6. – С. 30–33.
18. Коврига, З.Ф. Дознание в органах милиции / З.Ф. Коврига. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2014. – 59 с.
19. Победкин, А.В. Нарушения уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания, средства их предупреждения и устранения / А.В. Победкин, С.Н. Бурцев. – Москва: Юрлитинформ,2016. – 230 с.
20. Бажанова, С.В. Уголовный процесс: учебник / С.В. Борико. – Минск: Амалфея, 2012. – 400 с.
21. Рожко, О.В. Предварительное расследование: проблемы соотношения процессуальных форм / Рожко О.В. Актуальные проблемы юридической науки: материалы респ. науч.-практ. конф. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – 372 с.
22. Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть: учеб. пособие / Л.И. Кукреш. – Минск: Тесей, 2015. – 272 с.
23. Павлухин Л.В. Система органов дознания и их полномочия / Л.В. Павлухин, С.Н. Бурцев. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 443 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты