Законодательный процесс Республики Беларусь
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Законодательный процесс Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Законодательный процесс Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ «ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО», «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС», ИХ СОДЕРЖАНИЕ И СООТНОШЕНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2 СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3 СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4 ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРИНЯТИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ПРОГРАММНЫХ ЗАКОНОВ, ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из центральных направлений правовой политики страны является осуществление законодательной деятельности. Это важнейшее средство управления, непосредственно связанное с механизмами и функциями государства и общества, поскольку оно осуществляет политическую линию государства, юридически оформляет важнейшие задачи государства и общества, а также реализацию других мер.
Однако, когда речь идет о законотворческой деятельности, в первую очередь, они имеют в виду ее содержательную составляющую, результат-принятие закона.
Гораздо меньше внимания уделяется законодательному процессу, который в основном представляет интерес для парламентариев и соответствующих экспертов.
Законодательный процесс состоит из нескольких этапов: планирование законодательной деятельности, законодательные инициативы, обсуждение законопроектов, принятие законов, публикация законов и вступление законов в силу. Каждый из них, как и в целом законодательство, отражает все аспекты политического вкуса современного общества.
Для широких слоев нашего общества важно, чтобы закон был хорошим и отражал их интересы. Однако эта цель может быть достигнута только в том случае, если механизмы формулирования законов хорошо продуманы, ясны и хорошо развиты. Она должна обеспечивать совершенство принимаемых законов, как с точки зрения нормотворческих приемов, правовых форм, так и с точки зрения их содержания: социальной направленности, консенсуса интересов государства, общества и отдельных лиц, различных социальных групп, а следовательно, важность законодательного процесса не следует недооценивать, поскольку он строго целенаправлен и стремится максимально охватить все наиболее важные нюансы, характеристики и потребности общества и государства.
1 ПОНЯТИЕ «ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО», «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС», ИХ СОДЕРЖАНИЕ И СООТНОШЕНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Судя по законам и другим нормативным актам, государство в целом, степень его демократичности, цивилизованности и культуры. Повышение качества правовых решений является постоянной задачей для законодателя, если он пытается сформировать верховенство права. Этим объясняется теоретическая и практическая значимость изучения проблем, связанных с процессом создания правовых норм. «Потребителем» закона является гражданин, общество, а следовательно, нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, поскольку любая ошибка законодателя приведет к необоснованным материальным затратам, ущемляющим интересы граждан [1, с.372].
Понимание теоретических вопросов законодательства позволяет нам лучше оценить роль права и увидеть весь смысл и многогранность законодательной деятельности государственных институтов.
Согласно Конституции, Республика Беларусь является правовым государством [2]. Однако верховенство права – это государственная власть высокого уровня и подлинная система верховенства права, обеспечивающая все права человека и гражданина в экономической, политической и духовной областях.
Поэтому для того, чтобы создать правовое государство, недостаточно объявить о нем; оно должно фактически превратиться в систему гарантий от неограниченного вмешательства государственных органов.
Процесс формирования правового государства предполагает глубокие изменения в законности, законодательстве, правовой культуре граждан и должностных лиц, деятельности правоохранительных органов [3].
2 СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственными органами, участвующими в принятии закона, являются: Президент Республики Беларусь, Палата представителей и Парламент Парламента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, органы государственного управления других республик, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Это основной вид законодательства.
Помимо этого к субъектам следует отнести граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом в количестве не менее 50 тыс. человек.
В более широком смысле под должностными лицами понимаются граждане, занимающие определенные должности в органах государственной власти и контролирующих органах или других государственных и негосударственных организациях, которые имеют право принимать правовые акты и обеспечивать, чтобы их законодательная деятельность на практике была только деятельностью по подготовке и принятию правовых актов. Их правоприменительная деятельность не имеет ничего общего с законодательством [12, с. 476].
Кроме того, Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 года № 165-З «О противодействии коррупции» предусматривает «государственных должностных лиц» и «лиц, приравненных к государственным должностным лицам». Так, к государственным должностным лицам относятся: Президент Республики Беларусь, представители Палаты представителей, члены Совета Национального Собрания Республики Беларусь, представители местных парламентов, представители местных парламентов, профессионально осуществляющие полномочия, а также другие государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других силах и воинских формированиях Республики Беларусь и должностные лица, связанные с законодательством Республики Беларусь [13].
3 СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Законотворчество является одним из средств правового регулирования общественных отношений. По структуре законодательный процесс можно разделить на две большие части. Первая часть охватывает организационные вопросы, не связанные с юридически значимыми действиями. Это связано с необходимостью регулирования общественными деятелями, политиками, учеными, гражданами определенных видов общественных отношений в периодической печати, их публикацией проекта нормативного правового акта, его обсуждением в печати. Лишь вторая часть законодательства, которая связана с изданием правового акта о необходимости разработки проекта нормативного правового акта, его заключение, как правило, связано с его принятием и приданием ему общеобязательного характера [16, с.81].
Законодательный процесс, как и любой правовой процесс, протекает в определенных формах (процедурах) и может быть разбит на этапы (стадии). Стадия (стадия) законодательного процесса – относительно самостоятельная и завершенная часть процесса, позволяющая отделить его от других частей. Законодательная деятельность предполагает детальную регламентацию всех этапов и правил законодательного процесса. Таким образом, законодательный процесс-это порядок последовательных действий, в результате которых принимаются (публикуются) нормативные правовые акты.
Полагаем, что в широком смысле законодательный процесс включает также организационные мероприятия, с помощью которых начинается работа по созданию нормативного правового акта. Несмотря на различные типы субъектов законодательного процесса и их особенности, можно выделить общие этапы (стадии).
4 ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРИНЯТИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ПРОГРАММНЫХ ЗАКОНОВ, ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА
Конституция Республики Беларусь и регламенты палат Парламента предусматривают особый порядок принятия законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, актов толкования Конституции. Следует заметить, что Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума. Не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Указанные вопросы регламентируются ст.138-140 Конституции Республики Беларусь, главами 20 и 21 Регламента Палаты представителей, главами 17, 18 Регламента Совета Республики утв. Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 02. 04.1998 г. № 278.
Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом [2].
В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.
Согласно ст. 139 Конституции, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев [2].
Интервал между окончанием первого чтения и началом второго чтения законопроекта о внесении изменений и дополнений в Конституцию составляет не менее трех месяцев. Если пункт одинаков как в первом, так и во втором обсуждении, правило считается выполненным. В противном случае это нарушило бы установленные конституционные требования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Законотворчество государственных органов – это такая разнородная деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется законодательная система. Результатом законотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода противоправные акты (указы Президента, постановления Правительства, распоряжения министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
Законодательная деятельность предполагает детальную регламентацию всех этапов и правил законодательного процесса. Соответственно, законодательный процесс – это порядок последовательных действий, в результате которых в правовую систему принимаются (публикуются) новые элементы, то есть нормативные правовые акты.
В то же время под правоведением в широком смысле понимается законодательный процесс, включающий организационные мероприятия, с помощью которых начинается работа по созданию нормативного правового акта. В узком смысле под законодательством понимается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными государственными органами.
В основе законодательного процесса лежат такие принципы, как демократичность и гласность, значение которых заключается в том, что при подготовке и официальном утверждении, принятии нормативного акта большая роль отводится вовлечению граждан в законодательную деятельность, а также гласности в его осуществлении. Кроме того, референдум является высшим проявлением демократии, а также привлечения средств массовой информации к законодательной деятельности.
В соответствии с принципом законности и конституционности законодательная деятельность по разработке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться, прежде всего, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также правилами правовой техники.
1. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. – Минск : Книжный дом, 2014. – 768 с.
2. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
3. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Законотворческий процесс // Электронная библиотека БГУ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/20895/4/LawMakingProcess.pdf /
4. Дрейшев, Б.В. Законотворчество в государственном управлении /Б.В. Дрейшев. – М.: «Юрид. лит», 2017. –180 с
5. Кодавбович, В.А., Жигалко, Е.В. Законотворческий процесс / В.А. КОдавбович, Е.В. Жигалко // Минский инновационный университет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.miu.by/rus/kaf_gum/kaf_download/22337_153090697.pdf /
6. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. Пособие для вузов / С.Г. робязко, В.С. Козлов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск: Амалфея, 2015. - 480 с.
7. О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 20 июля 1998г. № 369 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2021.
8. Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов Национального банка, Национальной Академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
9. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-3// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
10. Курак А. И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях): справ. пособие / А. И. Курак. -2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Юрист, 2015. – 428 с.
11. Чиркин, В. Е. Основы конституционного права / В. Е. Чиркин. – М. : Закон, 2015. – 332 с.
12. Петров, А. П. Конституционное право : учеб. пособие / А. П. Петров. – Минск : Амалфея, 2015. – 688 с.
13. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2021.
14. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 4 окт. 1994 г. № 3254 - ХН // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
15. Ясинская-Казаченко, А. В. Конституционное право Республики Беларусь / А. В. Ясинская-Казаченко. – Минск : Амалфея, 2016. – 408 с.
16. Пляхимович, И. И. Основы конституционного строя : теория института / И. И. Пляхимович. – Минск : Право и экономика, 2017. – 160 с.
17. Мурашко, Л. О. Нормотворческое пространство : проблемы правообразования в Республике Беларусь / Л. О.Мурашко. – Минск : Белорус. наука, 2018. – 205 с.
18. Кивель, В. Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / В.Н. Кивель. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2017. – 512 с.
19. Законодательный процесс в Республике Беларусь // StudFiles Файловый архив студентов – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=912.
20. Василевич, Г. А. Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск : Книжный Дом, 2014. – 889 с.
21. Вишневский, А. Ф. Теория и практика подготовки проекта нормативного правого акта / А. Ф. Вишневский, В. Н. Дмитрук. – Минск : Дикта. – 2015. – 148 с.
22. Демичев, Д. М. Конституционное право : учеб. пособие / Д. М. Демичев. – Минск : Высш. шк., 2014. – 351 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты