Бабур-основатель империи Великих Моголов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Бабур-основатель империи Великих Моголов»
по дисциплине: «История мировой художественной культуры»
2021
45.00 BYN
Бабур-основатель империи Великих Моголов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История мировой художественной культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первый Великий Могол-Бабур. Старинная монгольская миниатюра, из хранящихся в Британской библиотеке, в Лондоне.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Миниатюра восхождения Бабура на престол в 1495 году.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Флаг Империи Великих Моголов (1526-1857 гг.).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Карта империи Великих Моголов при различных правителях.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Иллюстрация из «Бабур-наме».
Поделиться
Введение
1 Происхождение и основные жизненные вехи Бабура
2 Приход к власти и особенности внутренней политики Бабура
3 Завоевательные походы и основание империи Великих Моголов
4 Наследие Бабура в мировой науке и литературе
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
История – это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. Линейная модель исторического развития, согласно которой общество развивается от простой к более сложной ступени, существовала в науке и философии долгое время. Однако, в настоящее время приоритет все же отдается цивилизационному подходу.
На развитие исторического процесса влияет множество факторов. Среди этих факторов большую роль играет человек, который ведет общественную деятельность. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Осмысление хода истории неизбежно вызывает вопросы о роли в ней той или иной личности: изменила ли она ход истории? Было ли неизбежным такое изменение или нет? Что было бы без этого деятеля? и т. п. Из очевидной истины, что именно люди делают историю, вытекает важная проблема философии истории о соотношении закономерного и случайного, которая, в свою очередь, тесно связана с вопросом о роли личности. Вопрос о личности в исторической процессе волновал ученых во все времена, и в настоящее время остается актуальным. Исключением не является личность Бабура.
Великий узбекский поэт, мыслитель, историк и государственный деятель; основоположник династии и империи бабуридов. Бабур родился в г. Андижане (14 февраля 1483 г.), сын правителя Ферганы, правнука Тимура. Бабур в 1494 г. стал правителем Ферганы, в 1526 г. в Индии основывал централизованное государство бабуридов (в мировой истории вошел как «империя великих моголов»), которое жил до завоевания (1848 г.) англичан.
Поэтическое наследие Бабура многогранно и богато. Лирические произведения собраны в «Кабулский диван» (1519), затем в «Индийский диван» (1529-30). Он написал стихи в более 10 жанрах восточной лирики. Среди научных трудов особое место занимает «Трактат об арузе» (1523-25), где рассмаривался теорию восточной метрики аруз. Бабур на основе арабской графике составлял «Хатти Бобурий» («Письмо Бабура»), подходящий тюркской фонетике алфавитом переписали Коран, отдельные произведения самого Бабура.
О значении и месте Бабура и бабуридов в истории цивилизованного мира объективно признали индийские государственные и научные деятели Дж. Неру, М.Ганди, А.К.Сингха, Б.А.Луния и др.
Многогранность личности Бабура обусловила выбор темы исследования. Актуальность работы обусловлена отсутствием фундаментальных трудом, посвященных Бабуру.
Объект исследования: деятельность Бабура, а предмет – Бабур – как основатель империи Великих Моголов.
Цель исследования: раскрыть особенности правления Бабура. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить происхождение и основные жизненные вехи Бабура.
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ВЕХИ БАБУРА
Бабур родился 14 февраля 1483 г. в Андижане в семье эмира Ферганской Умар–Шейх-Мирза II, правнук в Тимуридах Султан Миран –шах, третий сын Тамерлана (Рисунок 1.1). Бабур был тимуридом по отцу, а мать принадлежала к клану Чингисханов. Чагатайские тюрки считали чагатайские тургаты своим родным языком, хотя говорили на персидском. В начале 20 века британский исследователь наследия Бабура Аннет Беверидж назвала его тюркским барлас.
Мать Бабер Кутлуг Нигяр Ханым (1459–1505) происходила из Чингизидов, была дочерью могулистанского великого Заявителя Юнус–хана (1415–1487). Ее отец Юнус-хан, благодаря Тимуридам Шахруха, в возрасте от 13 до 1428, был поставлен знаменитым историком Амир Тимура Шараф Аддин Али Язди и Шараф Аддин Язди учил и не образованный его в течение 12 лет до 1440 года [2, с. 23].
Тимуридов Абу Сеид помог Юнушан прийти к власти в Моголистанском. Поэтому Юнушан отдал своих двух дочерей сыновьям Абу Саида. Из этих сыновей в законе, Юнус –хан любил в основном Умар-шах Мирза, Бабур отца. Итак, всякий раз, когда Юнушан приезжал в Андижан, он оставался там на два или три месяца.
Сестра матери Бабура, Хуб-Нигар-ханим, была матерью Мирзы, Мохамед Хайдар, который приходился Бабуру двоюродным братом (у центральноазиатских турок, Холаба).
Шейбани – хан деда Абдульхаир–хана в 1451 году помог Бабура дед Абу Саид прийти к власти в Тимуридов состоянии. В то же время, Абулхаир хан отдал свою дочь Хан-заде, и мы бежать, чтобы выйти замуж за Абу Саид. Его внук, дочь Абу Саиды Тимуридов Мохаммед Султан, похоронен в Тимури Дов Гур-Эмир семейной гробнице в Самарканде.
По словам Бабура, «старшей из дочерей был хан Задебиким; она родилась от той же матери, что и я, и была на пять лет старше меня ... Моя старшая сестра Ханзаде-биким попала в руки Шейбани–хана. У нее был сын по имени Хуррамшах, он был приятным молодым человеком. Шейбани–хан отдал ему регион Балх, и через год или два после смерти отца он пошел на милость Аллаха. "
Шейбани–хан был женат на двоюродной сестре Бабура, дочери Махмуд-кана –Айше–Султан–ханум, известной как Могол–ханум, и до конца жизни [хана] она была его почитаемой женой [6, с. 16-17]. Другая двоюродная сестра Бабура, дочь Махмуд-хана Кутлук-ханум, была замужем за шибанидским султаном Джанибек Султаном.
Его дочь Гульчехра бегим Бабур вышла замуж за узбекского аристократа Аббаса Султана.
2 ПРИХОД К ВЛАСТИ И ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ БАБУРА
В июне 1494 года умер отец Бабура, бывший правитель Ферганы , и Бекс объявил 11-летнего мальчика своим наследником (Рисунок 2.1). «В месяц Рамадан, восемьсот девяносто девятый, –пишет Бабур в своей автобиографии, –я стал правителем Ферганской области на двенадцатом году своей жизни. С этого времени началась его взрослая жизнь, наполненная бесконечными войнами, дальними походами и тяжелыми боями с многочисленными врагами. «Немногие правители –говорит Абу –л –Фазлия –имел возможность преодолеть такие трудности, которые выпали на их судьбу. Ему пришлось проявить сверхчеловеческое мужество, уверенность в себе, стойкость на поле боя и в других опасностях» [9, с. 14].
Это было не только кровь Чингисхана, которая текла в Бабура. По отцовской линии он был потомком Тамерлана. С такой родословной Захирудин Мохаммед (это настоящее имя Бабура) просто обязан был стать завоевателем. Несмотря на страшное прозвище (Бабур означает «тигр»), сын правителя Ферганы долгое время не мог реализовать свои амбиции. Интриги и бунты на окраинах страны уменьшили размер территории от Бабура. К 1501 году он потерял почти все имущество отца, но в результате ряда военных экспедиций вернулся Кашгар, Кундуз, Кандагар. Дважды (в 1497 и 1503 годах) Бабур пытался захватить столицу Тамерлана – Самарканд, но безуспешно. В ожесточенной борьбе Бабур потерял наследственные владения и оказался в положении бездомного изгнанника. Его армия на время превратилась в банду.
Длительные войны закалили юношу. Помимо таланта к военному руководству, он обнаружил исключительную способность находить точки соприкосновения с представителями разных народов. Бабуру удалось привлечь в свою армию множество людей, искавших легкой добычи и недовольных своим социальным статусом.
В 1504 году Бабуру удалось захватить Кабул. Отсюда можно было проводить военные рейды на юг –в Индию. Потомок Тамерлана решил последовать примеру своего предшественника и начал подготовку к вторжению в северную Индию. Правда, Самарканд оставался главной мечтой полководца. В 1511 году он снова попытался захватить город, взяв на себя поддержку персидского шаха Исмаила Сефеви. Врагом правителя Кабула в этой войне был узбекский вождь Шайбани–хан. Именно он вышел победителем из войны. Теперь ближайшие планы Бабура ограничивались Индией.
В то время земли северной Индии были объединены Делийским султанатом, которым правила династия Лоди из Афганистана. В начале XVI в. страну раздирали постоянные феодальные распри. К 1525 году Бабур начал несколько кампаний против Индии, но все закончились неудачей [7, с. 32-33].
3 ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ И ОСНОВАНИЕ ИМПЕРИИ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ
Внук Тимура Бабура, тоже по материнской линии (в результате династических браков тимуридитов с монгольской знатью), вероятный потомок Чингисхана (отсюда и название будущей династии –Великий Могол), изгнанный своими войсками из Средней Азии. в Афганистане другим Чингисханом, тюркским феодалом Шейбани , который, в свою очередь, основал свою узбекскую династию на бывшей территории Бабура .
Поселившись в Кабуле и став его правителем (с 1504 по 1526 год), Бабур намеревался завоевать Индию, управляемую афганско–мусульманскими захватчиками, которые ранее покорили Индию и основали Делийский султанат, первое крупное исламское государство в истории Индии.
Бабуру удалось победить государство этих единоверцев –Делийский султанат и основать империю Великих Моголов в Индии [11, с. 65-66].
Самостоятельно имя великой империи ярко, и в первый период Гуркани (от монгольского «зять хана», намек на родство монгольских ханов и Тимуридов, от которых династия Бабура была создана).
Узбекским племенам, сражавшимся с Тимуридами в 15 веке, удалось создать в Месоксиану очень мощное государство. Мудрый политик, узбек-хан Шейбани , изо всех сил старался вытеснить тимуридов из Трансоксии , чтобы укрепить свою власть в этой части Средней Азии.
Бабур несколько раз победил своих противников и во второй раз вошел в Самарканд, где его встретили ликующие толпы народа.
Бабур писал о своем въезде в город в 1504 году:
«Город все еще спал. Купцы наблюдали за мной из окон своих домов. Они узнали меня и поздравили с победой. Население города было заранее проинформировано о моем приезде. Среди тюркского населения царила удивительная радость. Узбеков били палками прямо на улице, чтобы увидеть сумасшедших собак»
Но успех был недолгим. Узбеки нанесли тяжелое поражение. Бабур, которому был всего 21 год, был вынужден покинуть Узбекистан.
Теперь взгляд Бабура был обращен на Афганистан. В 1504 году Бабуру удалось захватить Кабул, после чего он принял титул падишаха (персидский термин, эквивалентный арабскому титулу султана).
4 НАСЛЕДИЕ БАБУРА В МИРОВОЙ НАУКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ
Благодаря своим исключительным способностям Бабур вошел в историю не только как полководец и основатель династии Бабуриди в Индии, но и как ученый и поэт, оставивший богатое творческое литературное и научное наследие в области мусульманской юриспруденции. Он написал оригинальные лирические произведения (Газали, Рубаи) , трактаты по мусульманскому праву ( Мубайин ), поэтике ( Аруз рисоласи ), музыке, военному делу и особому алфавиту Хат-и Бабури .
Однако центральное место в творчестве Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке –его историческое произведение «Бабур-наме» (рисунок 4.1). Книга написана в Индии, носит преимущественно автобиографический характер и отражает историю народов Средней Азии, Афганистана и Индии в конце 15 –начале 16 века.
«Он был величайшим, но гораздо более гуманным, чем все другие завоеватели Востока ... и что бы люди ни думали о нем по-другому, мы не можем думать о нем иначе, но только с глубоким сочувствием к этому щедрому и общительный великан ...» [1, с. 58].
Заслуги Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта сегодня признаны мировой востоковедной наукой.
Интерес к этой книге во многом обусловлен весьма исключительными личными качествами самого автора –Захиридина Мухаммада Бабура, основателя огромной империи Бабуридов в Индии, просуществовавшей более трех веков до начала 19 века.
Бабур, старший сын наследника Ферганы Омара Шейха Мирзы, родился 14 февраля 1483 года в Андижане в разгар борьбы различных тимуридских правителей в Средней Азии и Хорасане за передел огромной территории государства оттуда. Тимур.
В 1494 году умер Омар Шейх Мирза, и 12-летний Бабур был провозглашен владыкой Ферганы. В последующие годы Бабур упорно стремился творить в Мавераннахре , т.е. на территории между Сэром Дарьей и Амударьей, большим централизованным государством, но его планы не увенчались успехом.
Как известно, вождь кочевых узбеков Мухаммед Шейбанихан , умело воспользовавшись беспорядками и политическими раздорами между правителями Маверонарахра и Ферганы, в 1504 году захватил Самарканд, Андижан, затем Ташкент и вынудил Бабура покинуть пределы Кабара. в Бадахане.
Бабура неоднократные попытки (в 1505-1515), чтобы вернуть себе «наследственные владения» о Тимуридов государства закончилась полным провалом, и Бабур обратил свое внимание на Индию. Ряд кампаний не увенчались успехом, и только в 1526 году, после победы над войсками султана Ибрагима Лоди в Дели в битве при Панипате, к северу от Дели, Бабур стал правителем северной Индии и основал империю Ба Бурид [4, с. 212].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Бабур был по линии отца тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов. Род матери Бабура восходил к Чингисхану. Родился 14 февраля 1483 года в Андижане в семье эмира Ферганы. Правитель Ферганы в 1494—1504 годах, правитель Кабула в 1504—1526 годах, глава империи Тимуридов с титулом падишах в 1507—1526 годах, правитель Мавераннахра в 1497—1498 и 1511—1512 годах, правитель Кандагара в 1512—1526 годах, падишах Хиндустана в 1526—1530 годах. Умер Бабур 26 декабря 1530 года в Агре, возможно, от дизентерии. Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный
2. В 1542 году после смерти отца в 12-летнем возрасте становится правителем Мавераннахра. Последующие годы правления Бабура ознаменовались борьбой с ханом Бухарского ханства Шейбани-ханом, которая завершилась не в пользу Бабура. Только после смерти Шейбани-хана власть в Хорасане и Мавераннахре перешла в руки Бабура. С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию.
3. Бабур в своих битвах за Индию привлек узбекских командиров из Мавераннахра и успешно использовал огнестрельное оружие — пушки и ружья. У Шейбани-хана он заимствовал некоторые приемы военной тактики. Добившись успеха, он перенёс центр вновь образованной державы в Агру. Бабур основал новое государство, ставшее основой могущественной империи, которую европейцы называли империей Великих Моголов, а русские востоковеды империей Бабуридов.
4. Бабур оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое «Бабур-наме», снискавшая мировое признание, оригинальные и прекрасные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению («Мубайин»), поэтике («Аруз рисоласи»), музыке, военному делу, а также специальный алфавит «Хатт-и Бабури». Также Бабур — автор трудов «Деван», «Мубаййин», «Аруз Рисоласи», «Рисолаи Валидиййа», «Харб иши». Бабур обменивался письмами и стихами с известными тюркскими поэтами своей эпохи. Он отправил свои стихи и получил ответное письмо от Алишера Навои.
1. Адилова, Д.Н. История творческого наследия Бабура / Д.Н. Адилова // Вестник современной науки. – 2016. – № 2. – С. 57-60.
2. Азимджанова, С.А. Государство Бабура в Кабуле и в Индии / С.А. Азимджанова. — М.: Наука, 1977. – 176 с.
3. Алиев, А.А. Завещание Тимура и Мухаммед Бабур / А.А. Алиев // Вестник КРСУ. – 2015. – № 6. – С. 53-56.
4. Бабур. Избранное / Сост. Саидбек Хасанов. Пер. М. Салье. – Ташкент: Издательство ЦК КП Узбекистана, 1982. – 368 с.
5. Бабур-наме: Записки Бабура / Перевод М. Салье; Общ. ред. и доработка С. А. Азимджановой; Институт востоковедения Академии наук Республики Узбекистан. – Ташкент: Главная редакция энциклопедий, 1993. – 464 с.
6. Ванина, Е.Ю. Расцвет и падение империи Великих Моголов / Е.Ю. Ванина // Вопросы истории. – 1997. – № 12. – С. 16-21.
7. Вдовина, С. Правитель Индии, узбекский классик, основатель династии Великих Моголов / С. Вдовина // Бизнес-вестник Востока. – 2006. – № 8. – С. 32-33.
8. Гаскойн, Б. Великие моголы / Б. Гаскойн. – М.: Центрполиграф, 2003. – 271 с.
9. Гафуров, Б.А. Отражение социальной и религиозной политики Бабура в его завещании / Б.А. Гафуров, Д.М. Холназарова // Наука и образование сегодня. – 2016. – № 4. – С. 14-19.
10. Ёриева, М.О. Захириддин Бабур – патриот, политик и поэт / М.О. Ёриева // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 7. – С. 44-48.
11. Лэмб, Г. Бабур-тигр. Великий завоеватель Востока / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2002. – 446 с.
12. Мюллер, А. История ислама / М. Мюллер. – М.: АСТ, 2004. – 911 с.
13. Рыжов, К. Все монархи мира. Мусульманский Восток. XV–XX век / К. Рыжов. – М.: Вече, 2005. – 545 с.
14. Синха, Н.К. История Индии / Перевод с английского Степанова Л. В., Ястребовой И. П. и Княжинской Л. А. – М.: Издательство Иностранной литературы, 1954. – 440 с.
15. Стеблема, И.В. Захираддин Мухаммад Бабур. Поэт, прозаик, ученый (1483-1530) / И.В. Себлема. – Ташкент: Фан, 1983. – 218 с.
16. Тревер, К.В. История народов Узбекистана. От образования государства Шейбанидов до Октябрьской Революции / К.В. Тревер. – Ташкент: АН УзССР, 1947. – 514 с.
17. Турсунов, А.Х. К вопросу об интерпретации исторической личности Бабура в немецкой литературе / А.Х. Турсунов // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология: сборник статей по материалам XXIV международной научно-практической конференции. – Москва, 11 апреля 2019 года. – С. 47-51.
18. Узбекская классическая лирика XV–XX веков / Пер. С. Иванова, С. Северцева, Л. Пеньковского. – М.: Наука, 1958. – 712 с.
19. Хамраев, Ф. Захириддин Мухаммад Бабур: жизнь и творчество / Ф. Хамраев // Звезда Восток. – 1997. – № 1. – С. 34-38.
20. Холикулова, Г.Ё. Патриотизм в личности и творчестве Захириддина Мухаммада Бабура / Г.Ё. Холикулова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 6. – С. 14-17.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первый Великий Могол-Бабур. Старинная монгольская миниатюра, из хранящихся в Британской библиотеке, в Лондоне.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Миниатюра восхождения Бабура на престол в 1495 году.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Флаг Империи Великих Моголов (1526-1857 гг.).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Карта империи Великих Моголов при различных правителях.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Иллюстрация из «Бабур-наме».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты