Конституционная экономика
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционная экономика»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционная экономика
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
3 КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ КАК ПЕРСПЕКТИВА КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проводимые кардинальные социально-экономические реформы в конце прошлого века потребовали создания правовых механизмов, которые обеспечивали переход к рыночной экономике. Формирование новых экономических отношений и формирование нового права проходило одновременно.
Несмотря на регулирование отдельных элементов экономической системы в действующей Конституции Республики Беларусь не закреплены природа и система экономических отношений, которые составляют основу власти, суверенитета народа и приоритета прав и свобод человека как высшей ценности.
Недостаточно детальное конституционное регулирование экономической системы соответствующим образом отразилось и в отраслевом законодательстве, что в итоге привело к негативным результатам проведения социально-экономических реформ. Зачастую преобразования экономической сферы проводятся без учета взаимосвязи природы экономических, социальных и политических процессов, а над общими интересами общества берут верх ведомственные, корпоративные интересы, а зачастую и просто популистские заявления политиков. Сегодняшний экономический рост во многом объясняется не созданием эффективной экономики, а благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители.
Актуальность данной темы курсовой работы, определяется тем, что стабильное развитие экономических отношений и реальный экономический рост невозможен без эффективного механизма конституционно-правового регулирования экономической системы, в котором бы учитывались новейшие достижения правовой и экономических наук. Кроме того, данный механизм должен вбирать в себя и учитывать менталитет народа и духовные традиции нашего общества.
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В начале нашего исследования мы отметим, что отношения между экономикой и правом являются взаимоисключающими. Хотя экономические отношения развиваются по своим собственным законам, они оказывают непосредственное влияние на правовые нормы [1, с. 201]. В то же время на эти отношения влияют национальные правовые системы стран, в которых они развиваются. И в этом процессе ведущую роль, несомненно, играет конституция.
В последние годы в научном обороте появился термин «конституционная экономика». Американский экономист Ричард Маккинси ввел научный оборот в 1982 году в качестве темы Вашингтонской научной конференции для обсуждения влияния экономических вопросов на развитие и состояние конституционного устройства государства и общества.
Концепция одноименного нового научного направления была разработана нобелевским лауреатом 1986 года по экономике Джеймсом Бьюкененом, который признан основателем конституционной экономики. Именно он первым научно продемонстрировал важность конституционных норм и принципов для принятия важных экономических решений.
Конституционная экономика – это качественно новое направление, основанное на взаимном проникновении и взаимодействии конституционной политики и экономики. В настоящее время идет процесс становления и развития новой науки, которая предоставляет большой простор для научного творчества, всестороннего анализа понятия и сущности конституционной экономики, ее задач, принципов и значения в практике правосудия, политической жизни государства, в реализации и защите конституционных прав граждан.
2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Экономическая система Республики Беларусь определяется закрепленными в Основном Законе страны формами собственности, принципами производства и распределения общественного продукта при активной организующей роли государства.
В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь в нашей стране закрепляется два вида собственности: государственная и частная [9]. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. В Республике Беларусь установлен единый (регистрационный) для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности, а вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев, оговоренных законом.
Кроме того, в законодательстве Республики Беларусь закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации. На конституционном уровне закреплено положение о том, что ряд природных объектов — недра, воды и леса — находятся в исключительной собственности государства, а земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ст. 13 Конституции Республики Беларусь) [9].
Как установлено Конституцией Республики Беларусь, законом могут быть определены и иные объекты, которые могут находиться только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.
3 КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ КАК ПЕРСПЕКТИВА КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Если для Беларуси термин «экономическая конституция» звучит непривычно, то для европейских юристов он является частью научного дискурса, в том числе и юридического, а концепция «экономической конституции» – это самостоятельная теория, отделившейся от концепции конституции в процессе развития последней. Несмотря на фундаментальные исследования по теории конституции, концепция «экономической конституции» долгое время не представляла интерес для советской науки государственного права.
Cамо появление понятия «конституция» связывается с использованием данного термина в Древнем Риме для названия некоторых видов актов императора. Мексиканский конституционалист Д. Валадес Риос считает, что Цицерон, разрабатывая идею смешанной римской конституции, уже использовал термин «конституция» в современном значении и, «вероятно, был первым, кто это сделал».
С точки зрения истории концепции «экономической конституции» необходимо отметить, что обретение парламентом Англии самостоятельности происходило в борьбе за решение вопроса об установлении налогов [20, с.177]. Таким образом, становление политических представлений о конституции было изначально связано, в том числе, с экономическими вопросами (а точнее, с финансовой политикой государства).
В начале прошлого столетия термин «экономическая конституция» широко употреблялся представителями общественных наук в Европе в различных контекстах и значениях, будучи частью европейского научного дискурса. Во времена Веймарской республики вопросы «экономической демократии» были предметом дискуссии представителей разных социальных наук.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, экономическая система – это урегулированная нормами права система общественных отношений, возникающих между индивидом, обществом и государством по поводу установления и закрепления форм и видов собственности, режимов объектов собственности, принципов регулирования экономических отношений, принципов разграничения и распоряжения материальными благами, взаимосвязи экономических, социальных и политических процессов.
Экономическую основу конституционного строя составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные хозяйствующие субъекты, находящиеся между собой в состоянии конкуренции.
Обобщая содержание конституций зарубежных стран, можно выделить несколько моделей конституционного регулирования экономических отношений.
Во-первых, с точки зрения точечности такой регламентации можно выделить конституции, в которых экономическим отношениям или некоторым группам таких отношений посвящена отдельная глава, и конституции без таких глав. Во-вторых, с точки зрения установления приоритета интересов различных экономических субъектов можно все основные законы условно поделить на устанавливающие свободу хозяйственной деятельности с ограничением в пользу общества и закрепляющими ведущую роль государства в процессе производства, распределения продуктов и услуг. Также можно сгруппировать конституции по типичность положений, относящихся к правовому регулированию экономической системы общества.
1. Сидорова, А.В., Конина, Е.С. Конституционное регулирование экономики / А.В. Сидорова, Е.С. Конина // Бюллетень науки и практики, 2016. – № 11 (12). – C.200-208.
2. Баренбойм, П.А. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера / П.А. Баренбойм. – М., 2013. – 284 с.
3. Гаджиев, Г.А. Этические основы философско-правовой категории «общее благо» в контексте конституционной экономики / Г.А. Гаджиев // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. – М.: Летний сад, 2015. – С.74-81.
4. Мазаев, В.Д. Метод конституционного права и конституционная экономика. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / В.Д. Мазаев. – М.: Летний сад, 2017. – 278 с.
5. Сырунина, Т.М. Конституционная экономика / Т.М. Сырунина. – М.: Юстицинформ, 2016. – 310 с.
6. Авдийский, В.И., Павликов, С.Г. Соотношение экономики и права и тенденциях конституционно-правового регулирования экономических отношений / В.И. Авдийский, С.Г. Палвиков // Государство и право. – 2014. – № 11. – С. 40-51.
7. Гаджиев, Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики: / Г.А. Гаджиев. – М., 2018. – 280 с.
8. Андреева, Г.Н. О концепции экономической конституции / Г.Н. Андреева // Конституционное право. – 2016. – № 1. – С. 4-13.
9. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Амалфея, 2007. – 48 с.
10. Чуксина, В. В., Бондаренко, О. В. Права человека в контексте политико-правовой турбулентности / В.В. Чуксина, О.В. Бондаренко // Изв. Байкал. гос. ун-та. – 2017. – Т. 27, № 2. – С. 218–230.
11. Бахтаирова, Е. А. Опыт оценки эффективности государственного управления за рубежом и перспективы его применения / Е.А. Бахтаирова // Публичное управление и территориальное развитие : новые тенденции и перспективы : сб. науч. тр. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2015. – С. 39–51.
12. Пугачев, А. Н. Источники конституционного права в зарубежных странах (сравнительный анализ) / А.Н. Пугачев // Актуальные проблемы сравнительного правоведения : теория и практика. – Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 2017. – С. 218–222.
13. Соединенные Штаты Америки : Конституция и законодательство / под ред. О. А. Жидкова. – М. : Прогресс, 2015. – 766 c.
14. Чуксина, В. В. Глобализация, права человека и обязанности государства / В.В. Чуксина // Изв. Иркут. гос. экон. акад. (БГУЭП). – 2016. – № 6. – C. 55–60.
15. Медушевский, А. Н. Конституционная монархия в Европе, Японии и России (сравнительное исследование конституционных актов) / А.Н. Медушевский // ОНС : Общественные науки и современность. – 2015. – № 6. – С. 71–88.
16 Конституция Франции 1791 г. // Документы истории Великой Французской революции : в 2 т. / отв. ред. А. В. Адо. М. : Изд-воМоск. ун-та, Т. 1. 1990. С. 116–141.
17. Конституция Норвежского королевства от 17 мая 1814 г. URL: https://worldconstitutions. ru/?p=142&attempt=1
18. Конституция Мексики от 5 февраля 1917 г. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=51
19. Конституция Корейской Народной Демократической Республики от 27.12.1972 // Конституции государств Азии : в 3 т. Т. 3 : Дальний Восток / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М. : Норма, 2016. – С. 259–296.
20. Лохвицкий, А. Обзор современных конституций / А. Лохвицкий. – СПб., 1862. – 398 с.
21. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных государств / А.С. Автономов. – М., 2017. – 361 с.
22. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г.А. Василевич. – Минск: БГУ, 2016. – 125 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты