Высшие органы государственной власти Великого княжества Литовского
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Высшие органы государственной власти Великого княжества Литовского»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
45.00 BYN
Высшие органы государственной власти Великого княжества Литовского
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВКЛ
1.1 Правовое положение Великого князя
1.2 Состав и компетенция Рады
1.3 Состав и компетенция Сейма
ГЛАВА 2 ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ВКЛ
ГЛАВА 3 МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ВКЛ
ГЛАВА 4 ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДАХ С МАГДЕБУРГСКИМ ПРАВОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Территория Республики Беларусь в период времени с середины XIII века и до середины XVI века находилась в составе Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. Изначально в его состав входила лишь незначительная ее часть (северо-западная часть белорусских земель), но впоследствии, в ходе присоединения к ВКЛ других, прилегавших к ней земель, постепенно в его состав входят практически вся территория нынешней Беларуси.
В период вхождения белорусской земли во ВКЛ происходило формирование белорусской национальности, развитие белорусского языка как самостоятельного языка, происходил процесс развития материальной и духовной культуры белорусского народа.
По мнению автора, по этим и ряду других причин этот период был важнейшим периодом для формирования всего белорусского общества, его культурных, материальных и духовных ценностей.
В последнее время белорусские ученые все больше интересуются историей своего народа и права, поскольку прошлое было неотъемлемой частью богатства страны и обязательным фактором национального самоопределения. Говоря о нашем будущем, мы не должны забывать о нашем прошлом, то есть об исторических аспектах, которые оказали существенное влияние на становление и становление нашей страны как независимого государства. Одним из таких достижений является признание белорусской нации и белорусского государства субъектом мировой истории на протяжении сотен лет.
Тема данного исследования считается актуальной, оскольку поиск путей рационализации и модернизации деятельности государственного аппарата, государственных органов и общественно-политических структур в настоящее время имеет важное значение для реализации политической и экономической стабильности в белорусском государстве, необходимости либерализации процессов государственного сектора и механизмов правовой консолидации в области разделения власти и ответственности в иерархии институтов государственного управления и контроля, которые выступают основополагающими задачами для установления верховенства закона и эффективных систем государственного управления и местного самоуправления. Данные задачи должны решаться с учетом особенностей традиционных и исторических достижений.
ГЛАВА 1 ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВКЛ
1.1 Правовое положение Великого князя
Великое княжество Литовское по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система управления Великим княжеством Литовским была построена по принципу вассалитета. Во главе государства стоял государь, который назывался великим князем, реже – королем [1, c. 152]. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 году. Правовой статус монарха Великого княжества Литовского в XIII-XV веках характеризовался широкой концентрацией власти в его руках. Он командует вооруженными силами, руководит внешней политикой, выдает сертификаты и другие правовые акты, а также контролирует управление финансово - хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась высшими классами феодалов, некоторые из которых входили в Раду. Обладая обширными землями, они имеют большое количество вассалов, зависимых от людей. Более того, власть великого князя ограничена Сеймом.
Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками – составляли его раду [2, c. 132].
Государственное право Великого княжества Литовского регламентировало структуру и компетенцию верховных органов государственной власти княжества и игнорировала органы Речи Посполитой.
Вся система органов государственного управления и власти строилась на общих принципах феодального права [3, c. 58]:
- создание льгот и преимуществ для феодалов и шляхты;
- недопущение простых людей в органы управления;
- правовое закрепление неравенства среди различных социальных групп.
Главой государства и первым лицом во всей системе государственных учреждений признается великий князь, который в уставе именуется «правителем». После окончания Люблинской лиги в 1569 году все великие князья Литовские были одновременно королями Польши и королями общего союзного государства-Речи Посполитой [1, c. 154].
ГЛАВА 2 ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ВКЛ
Отличительной чертой государственного аппарата ВКЛ выступало отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, персональной ответственности, совмещения должностей. Эти должностные лица осуществляли повседневное непосредственное руководство государственными делами. Возглавляя отдельные отрасли управления, они играли значительную роль в системе центральных органов. Данные должностные лица назывались врядниками (урядниками). Сами должности, занимаемые этими лицами, именовались врядом (урядом). Вряды делились на высшие и низшие.
Высшими должностными лицами Литовского государства в 14-16 веках выступали маршалки (наивысший, земский, дворный и другие), канцлер (государственное делопроизводство, канцелярия и казна), подскарбий земский (государственная казна), «подскарбий дворный» (государева казна), гетман земский (военное командование).
Маршалок великий (в 15 веке «Земский», в 16 веке «Наивысший») выступал высшим чиновником ВКЛ в начале 15 – 18 веков Он руководил двором Великого Князя и принимал иностранных послов, высших советников государства, наблюдал за этикетом, заведовал придворной строже и королевской гвардии, следил за безопасностью монарха, назначал дворян. Он также изучил события и преступления, совершенные при дворе и в резиденции великого князя. С 1678 года Маршалок возглавлял маршалковский суд. После Люблинской лиги в 1569 году Маршалок стал сенатором. Когда Сейм проходил в ВКЛ, он созывал и проводил заседание Сената Речи Посполитой, а когда Сейм был зрелым заседанием, он его возглавлял. Возможности его поста сегодня близки к функциям современного министра внутренних дел [14, c. 323].
Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведовал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела). В его подчинении был большой штат должностных лиц (урядников): подканцлер, писари, дьяки и другие.
ГЛАВА 3 МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ВКЛ
Местные органы власти на Беларуси в период 14-16 веков владели широкими полномочиями в решении всех местных дел и мало зависели от центральных органов. В своей деятельности они руководствовались общегосударственными и местными нормативными правовыми актами или актами местной администации [17, c. 76].
Великое княжество Литовское было федеративным государством, разные части ее имели разную степень подчиненности центру. Так, Полоцкое, Витебское и Мстиславское воеводства имели специальные грамоты, где оговаривались значительные права на самактраванне. Поэтому наглядалася разнообразие в правах и обязанностях некоторых должностей, особенно на уровне воеводства.
Главным в системе местного самоуправления является воевода. Он возглавляет административные, экономические, военные и частично судебные учреждения в провинции.
Провинции, пришедшие на смену вассальным князьям, сохранили основные звенья старой государственной машины и управлялись местными соймиками и Радой, в которую входили наиболее важные феодалы провинции.
Воевода назначался князем и Радой (в Полоцком и Витебском воеводствах – с согласия местного боярства) пожизненно. Все воеводы были членами Рады и Сейма, где они защищали интересы воеводства. В их обязанности входило:
- поддержание порядка;
- управление государственным и великокняжеским имуществом в воеводстве, сборами налогов и сборов;
- организация вооруженных сил воеводство;
- осуществление суда в городском (замковым) суде [17, c. 77].
В целях поддержания порядка в провинции, для осуществления общего управления всеми государственными и великокняжескими источниками доходов провинция могла использовать сопряженные с ним гарнизоны и вызывать шляхетское ополчение. Кроме того, у него была личная охрана и слуги.
В хозяйственной деятельности воевода заботится о передаче ему самостоятельности выполняемых в маентках работ (во временное пользование), своевременном и всестороннем получении налоговых и комиссионных доходов из местной и государственной казны. Он также мог"расселять"свободных крестьян и бояр на пустующих землях, следить за тем, чтобы крестьяне не покидали земли государства на землях феодалов-собственников, и иметь обязанность защищать от несанкционированной конфискации феодалов Великого княжества.
ГЛАВА 4 ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДАХ С МАГДЕБУРГСКИМ ПРАВОМ
В XIV-XVIII веках в Беларуси стало распространяться так называемое магдебургское право-право городской автономии. Это было результатом развития городского хозяйства и стремления великого князя иметь город в качестве союзника в противостоянии с феодалами княжества. Каждый город получил свой собственный сертификат. Степени свободы, предоставляемые городам, различны. Обычно бюргеры освобождались от исполнительной и судебной власти воевод и старейшин, а не от феодальных обязанностей, чтобы обложить город единым налогом в национальной валюте. Создание автономных учреждений и судов в городе [19, c. 197].
Магдебургское право зародилось в Германии в конце XIII века. Расположение белорусских земель в центре Европы помогает связать их с глобальными экономическими, политическими и культурными процессами. В то время Беларусь освоила многие западные приобретения, в том числе организацию городской жизни на основе автономии, сочетая нормы Магдебургского права с традициями автономии, существовавшими на раннем этапе. Поэтому вполне логично объяснить тот факт, что в конце XIV века в том числе города стали получать привилегии магдебургского права (Вернер, Брест, Гродно).
Изучение Магдебургского права представляло большой интерес, так как оно заложило основу для существования автономных учреждений. Его формирование связано с процессом перехода феодализма к существующему индустриальному обществу. Магдебургское право также стало важным этапом в развитии городской автономии и формировании европейских институтов самоуправления.
Самоуправление городов Беларуси взяло свое начало еще со времен Киевской Руси. В Полоцке и в Витебске, как в Киеве и в Новгороде всеми полномочиями обладало вече. Оно утверждало управителей города – «мужей», старшин, тысячников, сотников и других представителей городской администрации. Эти традиции сохранялись и в 14-15 веках, особенно в восточно-белорусских городах.
В составе Великого княжества Литовского Беларусь имеет много западных приобретений. На его территории возрос ряд типичных европейских правовых, политических и культурных норм, в частности право на организацию городской жизни на основе автономии. Это не случайность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, необходимо определить некоторые основные особенности национальной системы, в том числе. Поэтому следует отметить, что правовой статус эрцгерцога характеризуется широкой концентрацией власти в его руках. Все наиболее важные вопросы ему приходилось решать вместе с ВКЛ, что впоследствии ограничивало сферу его политической власти.
В раду входят близкие родственники великого князя, некоторые вассальные князья, чиновники центрального и даже местного государственного аппарата. В состав Совета входит также высшее духовенство.
Рада-это постоянно действующее государственное учреждение. У него нет строго определенных полномочий принимать во внимание какие-либо вопросы внутренней и внешней политики страны.
Так, в компетенцию Рады входили избрание великого князя, оборона государства, решение международных дел, обсуждение и принятие законодательных актов, заслушивание отчетов должностных лиц, рассмотрение наиболее важных судебных дел и другое.
Рада является исполнительным, исполнительным, законодательным, судебным и надзорным органом. Его главная цель – защита прав великого князя и территориальной целостности государства.
В конце XV века был окончательно сформирован еще один высший орган государственной власти – Сойм (сейм). Сейм, как законодательный орган, возник из старейшего вечевого парламента. Сейм регулярно проводится с 15 века. Порядок работы Сейма, полномочия которого определялись общим правом до шестнадцатого века.
Сначала в работе Сейма могли принимать участие паны-радные, многочисленные должностные лица центрального и местного государственного аппарата, вся шляхта. В XVI в. на заседаниях могла присутствовать уже не вся шляхта, а ее представители – по два депутата от каждого повета, которые избирались на поветовых соймиках. Кроме великого князя, панов-радных, должностных лиц центрального и местного управления в работе вальных Сеймов принимали участие представители католического и православного духовенства. С 1568 года мещане г. Вильно получили право посылать на вальный Сейм двух-трех бурмистров, которые могли высказываться только тогда, когда рассматривались вопросы касающиеся г. Вильно.
Все вопросы на Сейме фактически решали великий князь и Рада, а представители поветовой шляхты только присутствовали при этом. Участники Сейма затем сообщали в поветах о его решениях и исполняли их.
1 Пашкоу, Г.В. Беларуская энцыклапедыя у 18 тамах / Рэдакцыйная калегiя: Г.П. Пашкоу, В.С. Аношка, I.I. Антановiч, iнш. – Мн.: «Беларуская энцыклапедыя», 1999. – Т. 9. – 557с.
2 Грицкевич, А.П. Частновладельческие города Белоруссии в XVI – XVIII вв. / А.П. Грицкеыич. – Мн., 1975. – 248 с.
3 Касцюк, М.П. Нарысы гiсторыi Беларусi у 2-х частках / М.П. Касцюк, У.Ф. Iсаенка, Г.В. Штыхау i iнш. Акадэмiя навук Беларусi; iнстытут гiсторыi; Мн.: «Беларусь», 1994. – Ч. 1. – 527 с.
4 Голенченко, Г.Я. История Беларуси: вопросы и ответы / Г.Я. Голонченко, В.П. Осмоловский. – Мн.: Беларусь, 1993. – 146 с.
5 Ковкель, И.И. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени / И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. – Мн.: «Аверсэв», 2000. – 592 с.
6 Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Республики Беларусь. Учебное пособие. – Мн.: Тесей, 1999. – 272 с.
7 Чигринов, П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. Пособие / П.Г. Чигринов. – Мн.: Академия МВД, 1997. – 575 с.
8 Голубович, В.И. Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветных цывiлiзацый / В.И. Голубович. – Мн.: Экаперспектыва, 2005. – 584с.
9 Копысский, З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в XVI – первой половине XVII в. / З.Ю. Копысский. – Мн.: Наука и техника, 1975. – 192 с.
10 Вишневский, А.Ф. История государства и права Беларуси / А.Ф. Вишневский, И.А. Сароковик. – Мн.: ЗАТ «Веды», 1997. – 362 с.
11 Довнар-Запольский, М.В. История Беларуси / М.В. Довнар-Запольский. – Мн.: Беларусь, 2003. – 680 с.
12 Касцюк, М.П. Нарысы гiсторыi Беларусi у 2-х частках.. Касцюк М.П., Iсаенка У.Ф., Штыхау Г.В. i iнш. Акадэмiя навук Беларусi; iнстытут гiсторыi; Мiнск: «Беларусь», 1996. – Ч. 2. – 540 с.
13 Юхо, Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі Вучэбны дапаможнік: у 2 частках / Я.А. Юхо. – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – Ч. 1. – 352 с.
14 Вішнеўская, І.У. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: вучэб.-метад. дапаможнік / І.У. Вішнеўская. – Мінск: БДЭУ, 2006. – 151 с.
15 Кузнецов, И.Н. История государства и права Беларуси: учебно-справочное пособие / И.Н. Кузнецов. – Мн.:Дикта, 2006. – 142 с.
16 Аргучинцев, Г.К. История государства и права Беларуси: учеб. пособие / Г.К. Аргучинцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2017. – 379 с.
17 Григорьева, В.В. История Беларуси. Учебно-информационное пособие. Авторский коллектив: В.В. Григорьева, В.П. Емельянчик, Ю.Л. Казаков и др., под ред. кандидатов исторических наук, доцентов А.Г. Кохановского, О.А. Яновского – Мн.: ООО «ФУАинформ», при участии УП «Белорит», 2001. – 446 с.
18 Довнар, Т.И. История государства и права Беларуси: учеб. пособие / Т.И. Довнар, Е.И. Орловская. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017. – 198 с.
19 Доўнар, Т.І. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: падручнік / Т.І. Доўнар. – Мінск: «Адукацыя і выхаванне», 2014. – 416 с.
20 Круталевіч, В.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (1917–1945 гг.): Вучэб. дапаможнік / В.А. Круталевіч, І.А. Юхо. – Мінск: Беларус. навука, 1998. – 238 с.
21 Мазарчук, Д.В. История государства и права Беларуси / Д.В. Мазарчук. – Минск: Тетралит, 2014. – 95 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты