Пейзаж как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родной природе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Пейзаж как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родной природе»
по дисциплине: «Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Пейзаж как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родной природе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
2. Особенности и средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родной природе
3. Особенности пейзажа как средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родной природе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования определяется тем, что в последнее время все чаще можно прочитать о необходимости эстетического воспитания в газетах и журналах, услышать об этом по телевидению. Важным условием духовной жизни человека является глубокое эстетическое чувство, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. Родная природа является мощным средством эстетического воспитания. Ее красота особенно ярко и глубоко воспринимается в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Учитель раскрывает перед детьми мир природы, помогает им увидеть ее красоту и в капельке росы на бутоне, и в переплетении травинок, и в красках заката.
Нужно только самому увидеть эту красоту и найти слова, доступные детскому сердцу. Неоценимую помощь в этом оказывают художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать, а также пейзажные зарисовки, которые оставляют неизгладимое впечатление в детской психике.
Развитие эстетических способностей детей нельзя отделять от формирования их как личностей. Если художественная деятельность становится той областью, которая позволяет детям выразить свое отношение к миру в единстве чувства и мысли, то это развитие, несомненно, скажется на развитии их личностных качеств.
Психолого-педагогическая работа по восприятию картин детьми дошкольного возраста в основном охватывает вопросы о том, как ребенок понимает картину. Что касается эстетического восприятия натюрморта и пейзажа, то количество таких исследований невелико.
Существуют противоречивые мнения ученых о способности детей эстетически воспринимать пейзаж. В литературе существуют разные мнения по вопросам жанра, с которого дети должны начать знакомство с произведениями искусства.
По мнению ученых, в восприятии живописи дети отдают предпочтение картинам бытового жанра, в меньшей степени их привлекает пейзаж. Сюжетная линия привлекает ребенка интересным, веселым содержанием. Однако ребенок, как правило, не обращает внимания на эстетическую сторону. Пейзажная живопись представляет интерес для детей по изображению предметов и явлений, а также из-за цветовых сочетаний.
Осматривая пейзажную картину, дети эмоционально реагируют на цвет. Однако некоторые воспринимают картины очень поверхностно. Некоторые дети способны воспринимать основные принципы цветовой гармонии – они замечают, какие цвета художник сочетает, когда пишет картину. 5-7-летние дети дошкольного возраста, выбирая «самую красивую» картинку, способны сосредоточиться на эстетических ощущениях, вызванных яркостью цветов, их сочетанием.
1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Период развития детей дошкольного возраста характеризуется формированием основных личностно-психологических особенностей, именно в это время создаются предпосылки для формирования социальных и нравственных качеств личности. Социальная ситуация развития – интересы ребенка находятся в мире взрослых.
Ребенок дошкольного возраста активно развивает зрительное и творческое мышление, невообразимую память и формирует основы логического мышления. Формируется «символическая функция сознания», которая создает возможность решать задачи «для себя» во внутреннем плане. Наличие внутренней поддержки, признаков наличия реальных предметов и дает возможность детям решать достаточно сложные задачи в своем сознании, что необходимо для успешной учебной деятельности в первых классах школы.
В период с 5 до 7 лет ребенок впервые психологически выходит за пределы семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый человек действует не только как конкретный человек, но и как образ. Этот возраст характеризуется периодом, когда сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста и становится значимым лицом общения. Дети этого возраста начинают воспринимать и себя, и другого, сверстника, в целом человека, проявлять к нему личное отношение [5, с. 135].
Старший дошкольник стремится участвовать в жизни общества в целом, прием в школу более доступен в его восприятии как способ реализации этого стремления. Ребенок стремится всеми возможными способами продемонстрировать, что он уже взрослый, что он много знает и понимает и что он или она хочет постоянно участвовать во взрослых разговорах, выражать свое мнение и даже навязывать его другим [9, с. 213].
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем проводится различие между произвольными действиями – наблюдение, экспертиза, обыск. Дети дошкольного возраста продолжают развивать зрительное и эффективное мышление, чему способствует развитие воображения. В связи с тем, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, зрительное и творческое мышление преобразуется [8, с. 95].
Взрослые в своем внутреннем восприятии ребенка, как правило, отстают от его реального развития, т.е. ребенок кажется более слабым и менее независимым, чем он есть на самом деле. Существует большой разрыв между восприятием ребенком самого себя и его родителями. Поскольку ребенок не видит адекватного восприятия родителями своего возрастного положения: самостоятельности, наличия мнения, в результате чего он ищет реализации этого потенциала в других социальных проявлениях.
2. Особенности и средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родной природе
Природа – важный инструмент для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Каждое живое существо, которое видит ребенок, уникально. Разнообразны и природные материалы, с которыми дети любят играть. Дошкольники взаимодействуют с природой в разное время года. Ни один дидактический материал не может сравниться с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Воспитание чувства любви к родному краю невозможно без любви и бережного отношения к природе, к животным, населяющим нашу землю, к парящим в небе птицам, к рыбам и насекомым. Ребенок с детства должен любить каждое дерево и каждую травинку, которые его окружают [2, с.33].
Прививать любовь к природе с раннего возраста необходимо по двум причинам:
- во-первых, для воспитания бережного отношения к животному и растительному миру;
- во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечия, сочувствия.
Иногда поведение детей на природе противоречиво: при положительном отношении к природе дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же их выбрасывают; мучают или «гладят» животных). Иногда ошибочно полагают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного отношения к ней [4, с.55].
Воспитание у детей любви к природе начинается с развивающей среды детского сада (уголок природы, игровая площадка). Уголок природы знакомит детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, а также для наблюдений и труда в природе. Прогулки также широко используются для воспитания у детей любви к окружающей природе. Благодаря прогулкам у детей развиваются наблюдательность и интерес к природе родного края.
Дети знакомятся с изменениями в природе по временам года. Экспериментальная деятельность воспитывает познавательный интерес к природе, способствует развитию наблюдательности и навыков мышления. Литература о природе оказывает глубокое воздействие на чувства детей.
Большое значение имеют просмотр телепередач «В мире животных», экскурсии и прогулки на природу. Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить их с лекарственными травами и их названиями. Дети легко запоминают названия, например, мать-и-мачеха, валериана, подорожник и другие. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется отношением взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь эстетического и этического способствует действенной любви к природе [16].
3. Особенности пейзажа как средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родной природе
Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись — искусство цвета. Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо поверхность называется живописью. Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции, но главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные чувства, ассоциации, усиливать эмоциональность изображения [1, с.14].
Живописное изображение создается с помощью красок, то есть цвета, которые образуют непрерывный красочный слой изобразительной поверхности. Лаже в акварельной живописи, где порой остаются незакрашенные участки бумаги, они существенным образом не влияют на общее впечатление непрерывности изображения, потому что краски перетекают одна в другую, сплавляются и смешиваются.
Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живописи в полную силу, свободно, так, как необходимо художнику. Цветом можно выделить главное в композиции, акцентировать важные детали, передать глубину пространства или подчеркнуть плоскостность изображения. Сама красочная масса с тончайшими переходами цвета, нюансами, контрастами, рефлексами — ценность в живописи.
Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета [8, с.55].
Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природе, извечные философские идеи и фантастические образы. Полнота охватываемых живописью явлений проявляется в присущих ей жанрах.
Пейзаж – (фр. Paysage, из pays - местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, типы местности, ландшафт. Пейзаж также называют работой данного жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики [10, с.122].
Человек начал изображать природу в древние времена, элементы пейзажа можно встретить еще в эпоху неолита, в рельефах и картинах стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными элементами украшали храмы, дворцы, богатые дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Основными методами изучения живой природы являются наглядные методы. Наиболее эффективным из них является метод наблюдения под руководством педагога. При этом способе восприятие живой природы более продуктивно, так как осуществляется с помощью всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора. Осмысление и отражение в речи ребенка результатов наблюдения развивает самостоятельность мышления, сообразительность, критичность мышления, обогащает словарный запас дошкольника, улучшает речь и память. Когда наблюдение вживую становится затруднительным, используется метод рассматривания картинок, слайдов и просмотра видеофильмов.
Словесные методы (беседа, рассказ, чтение сказок и художественной литературы, разучивание стихов и песен, прослушивание аудиозаписей), игровые методы (дидактические игры, игры с предметами и игрушками, настольно-печатные игры, ролевые игры), практические методы (труд в природе, опыты и эксперименты, исследовательская и проектная деятельность) незаменимы для формирования представлений о живой природе. Можно использовать различные формы образовательного процесса: занятия, экскурсии, прогулки, развлечения, праздники, утренники, повседневное общение.
При ознакомлении дошкольников с природой необходимо учитывать их возрастное и психическое восприятие действительности и организовывать их деятельность так, чтобы они могли активно общаться с природой, поддерживать устойчивый и глубокий интерес к ней и эмоционально-положительное отношение к ней.
Проблема эстетического воспитания дошкольников, приобщения их к различным видам изобразительного искусства является актуальной в педагогике. Приобщение детей к искусству способствует их всестороннему развитию: развиваются их познавательные способности, уточняются знания об окружающем мире, общественных явлениях, природе и т.д.
1. Баррас, Д. Свет в акварели. Поурочные разработки по изобразительному искусству/ Д. Баррас. – М.: Издательство Кристина, 2011. – 48 с.
2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
3. Венгер, А.Л. Детская психология / А.Л. Венгер. – М.: Академия, 2015. – 545 с.
4. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и мл. школьного возраста (концепция и методические подходы) / Н.Ф. Виноградова. – М.: Академия, 2006. – 257 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / А.Л. Венгер. – М.: Эксмо, 2015. – 256 с.
6. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 22-23.
7. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет / Т.Н. Доронова. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
9. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – Владос, 2001. – 271 с.
10. Комарова, Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Издательство Мозайка - Синтез, 2006. – 159 с.
11. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. – М.: Форум, 2014. – 289 с.
12. Ломоносова, М.Т. Графика и живопись. Учебное пособие. / М.Т. Ломоносова. – М.: Просвещение, 2012. – 267 с.
13. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2004. – 265 с.
14. Поддяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддяков. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
15. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. – М.: Академия, 2014. – 257 с.
16. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dob.1sept.ru/article.php?id=200501710.
17. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Форум, 1969. – 258 с.
18. Чумичёва, Р.М. «Дошкольникам о живописи». Книга для воспитателя детского сада / Р.М. Чумичева. – М.: «Просвещение», 1992. – 126 с.
19. Экологическое образование: Концепции и методические подходы / Отв. ред. Н. М. Мамедов. – М.: Академия, 2016. – 258 с.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
21. Эриксон, Э. Возрастная педагогика и психология / Э. Эриксон. – М. Академия, 2014. – 258 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты