Возможности социокультурного развития учащегося в процессе изучения иностранного языка
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Возможности социокультурного развития учащегося в процессе изучения иностранного языка»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Возможности социокультурного развития учащегося в процессе изучения иностранного языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта определения особенностей морально-нравственного развития.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Роль и значение социокультурного развития личности ученика в процессе обучения иностранному языку
1.1 Развитие личности как научное понятие
1.2 Социокультурное развитие личности как задача языкового образования
Глава 2 Социокультурное воспитание учащихся в образовательной практике
2.1 Организация работы по обеспечению социокультурного развития личности ученика в практике учреждений общего среднего образования
2.2 Проблемы осуществления социокультурного воспитания учащегося
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем формирования навыков общения, профессиональный и трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизненной деятельности. С этой точки зрения, обучение рассматривается как процесс овладения не только определенным объемом знаний и системой соответствующих навыков, но и как процесс овладения компетенциями. (Компетенция – это совокупность определенных знаний, навыков и умений, в которых человек должен обладать знаниями и практическим опытом.
Учебный предмет «иностранный язык» рассматривается как важная социокультурная дисциплина в современном обществе. Иностранные языки представляют большую важность в современном мире и формировании личности человека.
Целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетентности иностранного языка во всей совокупности его составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, обучающей и познавательной.
Изучение иностранного языка в современной белорусской школе призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурном общении.
Особая роль отводится социокультурной составляющей содержания обучения как фактору, во многом определяющему использование языка в конкретных ситуациях, тем самым влияющему на качество коммуникативной компетентности учащихся в области иностранного языка.
Глава 1 Роль и значение социокультурного развития личности ученика в процессе обучения иностранному языку
1.1 Развитие личности как научное понятие
Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.
Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.
Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.
Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные» [1, с.55].
В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.
В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.
Глава 2 Социокультурное воспитание учащихся в образовательной практике
2.1 Организация работы по обеспечению социокультурного развития личности ученика в практике учреждений общего среднего образования
Личная социализация протекает во взаимодействии с огромным разнообразием условий, которые более или менее влияют на развитие человека. Эти условия обычно называют факторами. Ученые выделяют различные группы факторов социализации личности.
Важным фактором формирования социокультурной компетентности является использование новых технологий обучения. Технология критического мышления, проектная деятельность, технологии совместного обучения и игр, развивающая технология обучения развивают интерес к общению на иностранном языке и расширяют его предметное содержание. При формировании социокультурной компетентности также очень актуально использование информационных и коммуникационных технологий [1, с.55].
Интерактивное взаимодействие учащихся в парах или группах обеспечивает практическое использование языка в ситуациях, моделирующих реальную реальность. Эта технология развивает у учащихся потребность в постоянном совершенствовании речи и творческих способностей.
Для успешного взаимодействия в различных коммуникационных ситуациях используется метод ролевого общения. Метод сравнения продуктивен, позволяет сравнить факт родной культуры и культуры изучаемого языка, а также провести параллельное сравнение традиций, обычаев, нравов, праздников и достижений. Сравнение и оценка, как правило, происходит в ситуациях речевого общения [5, с.66].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готовность жить в мультикультурном мире требует овладения социокультурной компетентностью. Ученикам для перспективной деятельности необходимо знать язык, иметь представление о реалиях иностранного языка и быть знакомыми с ним, а также с традициями и обычаями другой страны. Это поможет им в дальнейшем грамотно вести дела, общаться с носителями языка и т.д.
Необходимость владения навыками и умениями устного и письменного общения на иностранном языке в личных и профессиональных целях является общепризнанным фактом. Знание иностранного языка, как фактора, повышающего ценность специалиста на рынке труда, сегодня в большинстве случаев является одной из предпосылок для трудоустройства.
Анализ литературных источников показывает, что личность представляет собой качественное новообразование психики человека, которое формирует отношение человека к окружающему миру. Мы видим, что личность формируется в процессе целенаправленного развития, а также формирования навыков общения с окружающей действительностью.
Изучение иностранного языка направлено на формирование социокультурной личности, формирование профессиональной и языковой компетентности учащихся, направленной на повышение уровня активности и познавательного развития.
Формирование навыков социокультурной компетенции у учащихся общеобразовательной школы происходит в основном на уроках иностранного языка. Для формирования данных навыков необходимо отметить такие факторы как включение в систему работы таких форм работы как викторина, групповая работа, работа с текстом и т.д.
1. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
2. Баранова, Н.П. и др. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / / Замежныя мовы. – №4. – 2015. – С. 3-8
3. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
4. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 559 c.
5. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202 c.
6. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
7. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
8. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.С. Кузнецова. – М.: Академия, 2002. – 289 с.
9. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c.
10. Саморядова, Е. Методическая последовательность действий учителя и учащихся по формированию социокультурной компетенции на основе кейс-технологии / Е. Саморядова // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 18-19 апреля 2019 г. : в 4 ч. / Минский гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н. П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. - Минск, 2019. - Ч. 1. - С. 141-142.
11. Семенова, Т. С. Формирование социокультурной компетенции учащихся средних и старших классов на материалах темы «Досуг молодежи Франции» / Т. С. Семенова
// Проблемы современной лингводидактики : сб. науч. ст. / Смоленский гос. ун-т ; отв. ред. Н. Н. Цурцилина. - Смоленск, 2017. - Вып. 13. - С. 159-168.
12. Симонян, Т. А. Задания на проверку социокультурной компетенции в рамках олимпиады по английскому языку / Т. А. Симонян, А. Ю. Борисова
// Иностранные языки в школе. - 2020. - № 2. - С. 2-7 (прил. : Методическая мозаика).
13. Скромблевич, В. Б. Формирование социокультурной компетенции при обучении иностранному языку. Речевой этикет / В. Б. Скромблевич
// Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17-18 нояб. 2016 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: О. И. Уланович (отв. ред.) [ и др.]. - Минск, 2017. - С. 299-301.
14. Судаленко, А. Дидактический потенциал технологии проектного обучения в формировании у учащихся социокультурной компетенции / А. Судаленко // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 18-19 апреля 2019 г. : в 4 ч. / Минский гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н. П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. - Минск, 2019. - Ч. 1. - С. 143-144.
15. Томашук, Н. В. Роль социокультурной маркированности дискурса в обучении иноязычному общению / Н. В. Томашук
// Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка : сб. науч. ст. / редкол.: Л. И. Богатикова (гл ред. [и др.] / Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель, 2014. - Вып. 4. - С. 173-179. - Библиогр.: с. 178-179.
16. Шахлевич, А. Формирование у учащихся старших классов социокультурной компетенции в процессе обучения чтению иноязычных текстов / А. Шахлевич
// Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 18-19 апреля 2019 г. : в 4 ч. / Минский гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н. П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. - Минск, 2019. - Ч. 1. - С. 96.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта определения особенностей морально-нравственного развития.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты