Содержание и методика изучения раздела Ориентирование на местности в 3 классе
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Содержание и методика изучения раздела Ориентирование на местности в 3 классе»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Содержание и методика изучения раздела Ориентирование на местности в 3 классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения раздела «Ориентирование на местности» у учащихся 3 класса на уроках по предмету «Человек и мир»
1.1 Основные задачи и содержание курса по предмету «Человек и мир» в начальной школе
1.2 Содержание раздела «Ориентирование на местности» в процессе преподавания у учащихся 3 класса
2 Анализ содержания и методики изучения раздела «Ориентирование на местности» в 3 классе на уроках «Человек и мир»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Эволюция человека, изменение его потребностей от поиска пищи в первобытном лесу до открытого пространства, связана с опасностями взаимодействия с окружающей средой. Умение не заблудиться на пересеченной местности, достойно справляться с трудными жизненными ситуациями, находить нужное направление для движения вдоль фонарных столбов, пользоваться неровностями рельефа, разнообразием флоры и т.д. являются необходимыми предпосылками для жизни человека. Знание топографической карты, умение определять масштаб объекта, умение пользоваться компасом, составлять карту местности, вычислять координаты точек геодезической сети, определять расстояния – это необходимые элементы человеческой деятельности. Таким образом, A. Невскин, Д. Донской, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Г.К. Жукова и т.д., были достигнуты во многом благодаря умению правильно ориентироваться на местности.
Вопросы формирования умений и навыков учащихся в ориентировании на местности обсуждаются зарубежными учеными Б.Г. Haselstrand, A.Ingström, O. Karkainen и O. Pakkonen, C. McNeil, I. Ramsden, T. Renfrew, T. Beritsen, E. Isop; С. Зубков разработал систему, основанную на преодолении трудностей при обучении ориентированию; А. Магомедов и М. Сафонова разработали систему тренировок с использованием технических средств.
Исследования опыта массовых учителей показывают, что многие учителя испытывают трудности в развитии учащихся младшего школьного возраста навыков ориентирования. Таким образом, существует противоречие между необходимостью обучения учащихся образовательных учреждений навыкам ориентирования, с одной стороны, и отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций для учителей по этому вопросу, с другой. Учитывая это противоречие, мы сформулировали проблему исследования следующим образом: при каких педагогических условиях возможно сформулировать эффективные пути формирования необходимых умений и навыков школьников в ориентировании на местности.
1 Теоретические аспекты изучения раздела «Ориентирование на местности» у учащихся 3 класса на уроках по предмету «Человек и мир»
1.1 Основные задачи и содержание курса по предмету «Человек и мир» в начальной школе
Главная задача предмета «Человек и мир» – научить детей приобретать знания, необходимые для ценностного и действенного отношения к природной и социальной среде, и создать условия для формирования этого отношения. Главным условием для выполнения этой задачи является создание соответствующей образовательной среды. Под образовательной средой понимается естественное и искусственно созданное социокультурное окружение учащегося, включающее различные образовательные средства и содержание, способные обеспечить продуктивную деятельность учащегося (по А.В. Хуторскому).
С точки зрения экологического подхода, образовательное содержание предмета не передается учащимся напрямую, а усваивается ими в процессе учебной деятельности: при исследовании учебных объектов, совместном общении и сравнении полученных результатов с культурными и историческими аналогами. Медиа-подход к проектированию и реализации образовательного процесса является персонализированным и продуктивным, позволяющим создавать внутренний образовательный продукт в виде растущих знаний, общих и предметных навыков, способностей и ценностей. Он также предназначен для создания внешних образовательных продуктов: исследований, мини-эссе, проектов, рисунков и т.д. [11, с. 132].
В качестве концептуальной основы для построения содержания предмета «Человек и мир» принимают культурно-цивилизационную модель содержания образования В.В. Краевского и И.Я. Лернера. Согласно культурно-логическому подходу, образование осуществляется таким образом, чтобы личность овладела компонентами культуры: опытом когнитивного функционирования (знания), опытом репродуктивного функционирования (умения и навыки), опытом творческого функционирования, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, себе и своей деятельности. Индивид не только развивается из культуры, которую он контролирует, но и добавляет к ней что-то новое, т.е. становится создателем новых культурных элементов. Таким образом, продуктами творчества могут быть знания, способности, убеждения, установки, творческие действия, другими словами, все элементы культуры.
2 Анализ содержания и методики изучения раздела «Ориентирование на местности» в 3 классе на уроках «Человек и мир»
Раздел «Ориентирование на местности» в 3 классе предполагает знакомство школьников с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «ориентирование», «план местности», «масштаб». Дети учатся распознавать основные и промежуточные стороны горизонта, ориентироваться по солнцу, компасу, местным признакам [15, с. 71].
На начальных этапах обучения главная цель преподавателя – не подготовить детей к участию в соревнованиях по ориентированию, а научить их ориентироваться на местности, используя в основном компас и карту. Только компас и карта могут быть надежными проводниками в незнакомой местности, но ими нужно умело пользоваться.
Во время занятий у детей должны развиваться память, внимательность, пространственное мышление и воображение, способность логически мыслить и принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, когда они остаются одни на природе. Общаясь с детьми в неформальной обстановке, учителя, естественно, должны приложить все усилия, чтобы способствовать развитию у детей навыков общения, которые пригодятся в дальнейшей жизни, развитию психологической устойчивости, что очень важно в любой чрезвычайной ситуации, развитию воли и нравственности, укреплению здоровья и физическому развитию.
При организации и проведении уроков необходимо учитывать, что дети одного возраста имеют разные способности и возможности, не говоря уже о том, что в занятиях участвуют дети разного возраста. Задания, которые будут даваться на практических занятиях, после теоретического курса, должны соответствовать уровню [8, с. 167].
Заключение
Главная задача предмета «Человек и мир» – научить детей приобретать знания, необходимые для ценностного и действенного отношения к природной и социальной среде, и создать условия для формирования этого отношения. Цель предмета «Человек и мир» – обучить и развить качества и способности, необходимые для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой, заложить основы экологической культуры. Знание техники ориентирования имеет большое практическое значение, учащиеся познакомятся с навигацией по солнцу, компасу и некоторым местным приметам, среди прочего.
В разделе «Ориентирование на местности» предполагается, что ученики знакомы со следующими понятиями: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование, план, масштаб. Дети научатся определять стороны горизонта, ориентироваться на местности с помощью компаса, солнца и местных особенностей, познакомятся с обычными знаками местности, научатся составлять и читать план местности с учетом обычных знаков и масштаба. Работа в этом разделе включает в себя словарную работу, использование демонстрационных материалов и пособий.
В разделе в процессе обучения учащихся 3-го класса «Ориентирование на местности» учащиеся знакомятся с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «ориентация», «масштаб». Дети учатся определять главные и малые точки горизонта, ориентироваться по солнцу, компасу и местным ориентирам. Методика проведения экскурсии по предмету «Человек и мир» требует использования различных методов и средств обучения. Систематическое изложение материала – обязательный принцип экскурсии.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилёва, З.А. Клепинина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Байбара, Т. Урок-экскурсия. Методика его организации и проведения / Т. Байбара // Начальная школа. – 1998. – № 11. – С. 41-44.
3. Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В.М. Бакулин // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 5. – С. 12-17.
4. Беладина, И.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 2005. – 96 с.
5. Беладина, И.Г. Планета наш дом: Учебная хрестоматия для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 2005. – 288 с.
6. Ботян, Т.И. Природоведческие экскурсии в начальной школе / Т.И. Ботян // Мир детства в современном образовательном пространстве. – Витебск, 2010. – Выпуск 2. – С. 40-43.
7. Браун, В. Настольная книга любителя природы. Как сделать мир природы своей лабораторией / В. Браун. – Л.: Гидрометеоиздат, 2005. – 280 с.
8. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение. Методика преподавания в начальной школе / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимов. – М.: «Академия», 2000. – 224 с.
9. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.
10. Вдовиченко, В.М. Изучение блока «Человек и мир» в начальных классах / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2003. – 294 с.
11. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 240 с.
12. Водопьянова, Е.В. Уроки окружающего мира – уроки открытий / Е.В. Водопьянова // Начальная школа. – 2009. – № 10. – С. 46-48.
13. Горощенко, В.П. Методика преподавания природоведения / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. – М: Просвещение, 1984. – 159 с.
14. Дерим-Оглу, Е.Н. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес / Е.Н. Дерим – Оглу, Н.Г. Томилина // Начальная школа. – 1990. – № 5. – С. 37-39.
15. Дубков, С.Е. Экскурсия как форма получения и закрепления знаний / С.Г. Дубков // Біялогія: праблемы выкладання. – 1998. – № 2. – С. 69-74.
16. Егорова, Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: [На экскурсиях по природоведению] / Т.Г. Егорова // Начальная школа. – 2000. – № 4. – С. 66-68.
17. Жестова, Н.С. Проведение экскурсии в лес / Н.С. Жестова // Начальная школа. – 1991. – № 7. – С. 30-34.
18. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева. – Начальная школа плюс и минус. – 2000. – № 8. – С. 32-36.
19. Кавальчук, Т.А. Сезонныя экскурсіі ỹ прыроду / Т.А. Кавальчук // Пачатковая школа. – 2004. – № 8. – С. 46-49.
20. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова // Начальная школа. – 1998. – № 6. – С. 50-51.
21. Кропочева, Т.Б. Исследование экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2007. – № 11. – С. 48-53.
22. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 2006. – 176 с.
23. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми / авт.-сост. В.И. Рылушкин. – Мозырь: Содействие, 2008. – 119 с.
24. Пяткун, Г.В. Экскурсіі ỹ восеньскі лес / Г.В. Пяткун // Пачатковая школа. – 2006. – № 9. – С. 40-45.
25. Смолеусова, Т. Здоровьесберегающие эффекты экскурсий в начальной школе / Т. Смолеусова // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 188-192.
26. Тетюрев, В.А. Рассказы о наблюдениях в природе / В.А. Тетюрев. – М., Просвещение, 1971. – 222 с.
27. Трафимова, Г.В. Человек и мир. 2 класс: Чудеса родного края: книга для чтения / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Минск: Аверсэв, 2008. – 176 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты