Научно-методические основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Научно-методические основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Научно-методические основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты уроков.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯМ
1.1. Двигательное действие как предмет обучения в системе физического воспитания
1.2. Характеристика двигательных умений и навыков
1.3. Основы формирования двигательного навыка
1.4. Цели и задачи обучения двигательным навыкам
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ
2.1. Этап начального разучивания
2.2. Этап углубленного разучивания
2.3. Этап закрепления и последующего совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения в физическом развитии, в стратегиях и методах обучения и развития.
Спорт вступает в тот этап развития, когда рост достижений связан с поиском путей физического развития, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки на основе данных современной науки.
Одним из важнейших средств улучшения здоровья являются физические упражнения, занятия которыми должны быть организованы в соответствии с организационно-методическими требованиями процесса физического воспитания, а также с учетом индивидуально-физиологических особенностей учащихся [12, с. 87].
Представляется, что анализ тематики обучение движениям (методика поэтапного формирования двигательных действий) достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики Обучение движениям (методика поэтапного формирования двигательных действий), следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Обучение движениям (методика поэтапного формирования двигательных действий) [18, с. 74].
Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений [8].
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯМ
1.1. Двигательное действие как предмет обучения в системе физического воспитания
Предметом обучения в физическом воспитании являются двигательные действия, занимающие ведущее место в физическом образовании, обучение технике двигательных действий. Более узкая педагогическая задача - обучение конкретному двигательному действию (физическому упражнению). Сформированные двигательные умения и навыки характеризуют степень овладения двигательными действиями. Следовательно, цель обучения - двигательная компетентность и мастерство.
При обучении двигательным действиям формируются навыки, но одновременно происходит и развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости - качественных проявлений двигательной деятельности человека. Оба процесса сопутствуют друг другу. Взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств можно рассматривать как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Невозможно выполнение двигательных навыков без определенного уровня развития силы, быстроты, ловкости или выносливости; также невозможно проявление физических качеств вне двигательного навыка. Однако в каждом двигательном действии можно выделить его главную сторону, которая будет состоять в преимущественном проявлении навыка или качества [13, с. 54].
Двигательные действия - это способ осуществления активной двигательной деятельности; они выступают как средство изменения пространственно-предметных ситуаций и отношений. Действия характеризуются:
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ
2.1. Этап начального разучивания
Цель — сформировать у обучаемого основы техники изучаемого движения и добиться его выполне¬ния в общих чертах.
Основные задачи.
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным
точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в
общих чертах.
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия [5, с. 59].
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения (т. е. тем, чему учат) являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Раньше, чем приступить к обучению какому-либо действию, важно, естественно, установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия, и, если не готов, провести предварительную подготовку. Готовность к обучению выявляется с помощью контрольных (тестовых) упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте ученика, а обеспечивается посредством подготовительных, в частности подводящих, упражнений.
Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности: образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту); рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется; результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами; на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.
1.Балыхина, Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии. М. : МГУП, 2000. – 160 с.
2.Барчуков, И. С. Физическая культура: методики практического обучения: учеб. по дисциплине «Физ. Культура»/ /И.С. Барчуков. - Москва.: КНОРУС,2014. – 304 с.
3.Беритов, И. С. О происхождении произвольных движений у высших позвоночных животных. Третье научное совещание по эволюционной физиологии, посвященное памяти акад. Л.А. Орбели. Л., 1961. – 162 с.
4.Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. – 419 с.
5.Боген, М. М. Обучение двигательным действиям. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 75 с.
6.Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. - Москва: Физкультура и спорт, 2011. - 208 с.
7.Ильин, Е. П. Двигательные умения и навыки / Е. П. Ильин // Теория и практика физ. Культуры. – 2001. – № 5. – 54 с.
8.Кашачкин, В. М. Методика физического воспитания. – М. : 1980. – 62 с.
9.Козленко, Н. П. Теория и методика физического воспитания. – К., 1984. – 220 с.
10.Коренберг, В. Б. Проблема физических и двигательных качеств /В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №7. – 45 с.
11.Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
12.Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. – Москва: Academia, 2011. – 240 с.
13.Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2003. – 224 с.
14.Максименко, A. M. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999. – 74 с.
15.Матвеев, Л. П. Очерки по теории физической культуры. – М. : ФиС, 1984. – 256 с.
16.Морозов, М. Основы здорового образа жизни /М. Морозов. – Москва: ВЕГА, 2014. – 166 с.
17.Назарова, Е. Н.. Основы здорового образа жизни /Е.Н. Назарова, Д.Ю. Жилов.– Москва: Академия, 2013. – 173 с.
18.Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.
19.Шиян, Б. М. Теория и методика физического воспитания. Учебное пособие для институтов. Физ. Культ. – М. : Просвещение, 1988. – 142 с.
20.Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. – Ростов н/Д, 1993. – 240 с. Волков Л.В. Методика виховання фізичних здібностей учнів. – К., 1980. – 234 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты уроков.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты