Самоэффективность и прокрастинация в юношеском возрасте
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Самоэффективность и прокрастинация в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Самоэффективность и прокрастинация в юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Организация: Средняя школа №1, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест определения уровня самоэффективности (Дж. Маддукс, и М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник СВП (степень выраженности прокрастинации) (М.А.Киселева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения самоэффективности и прокрастинации в юношеском возрасте
1.1. Основные подходы к понятию прокрастинации в современной психологической науке
1.2. Понятие самоэффективности в психологии
1.3. Соотношение самоэффективности и прокрастинации
Выводы по 1 главе
Глава 2 Изучение уровня самоэффективности и прокрастинации в юношеском возрасте
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе в условиях социальных преобразований особенно важными становятся внутренние ресурсы личности, ее устойчивость, самоопределение, самоорганизация и самоэффективность. Одной из важнейших психологических характеристик личности выступает степень активности человека в достижении своих целей, мера независимости и самостоятельности его поведения. Уровень развития чувства личной ответственности за происходящие с человеком события играет важную роль в разрешении разнообразных жизненных ситуаций: формировании межличностных отношений, способе разрешения конфликтных ситуаций семейного и производственного характера, в отношении к болезни. Ощущение человеком себя как неспособного изменить ситуацию, быстро приспособиться к меняющимся условиям окружающего мира вызывает стресс, синдром хронической усталости, депрессию, формирует чувство беспомощности и неэффективности. Возможность контроля, наоборот, связана с умением принимать эффективные решения и достигать цели, находить в себе возможности преодоления негативных последствий.
В современном обществе увеличивается число лиц, называющих себя прокрастинаторами и страдающих от склонности откладывать дела на другой срок. Многие психологи связывают появление этого феномена со все более ускоряющимся научно-техническим прогрессом, с повышением требований к срокам сдачи работ и их качеству (Н. Милграм, Дж. Хариотт и Дж. Феррари).
Проблема прокрастинации за последнее время стала одной из самых распространенных во всем мире. Перед психологической наукой встает важная задача изучения причин и предпосылок прокрастинации, как в теоретическом, так и в практическом плане. Выявление факторов и особенностей проявлений прокрастинации вносит свой вклад в определение источников негативных состояний, недостаточно развитых личностных качеств, отношения к деятельности. Все это обуславливает высокую актуальность и практическую значимость исследования феномена прокрастинации.
Проблема самоэффективности широка разрабатывалась зарубежными психологами (А. Бандура, Дж. Капра, Д. Сервон и др.). В отечественной психологии только начинается процесс теоретического осмысления данного феномена и его эмпирическая разработка (Р.Л. Кричевский, М.В. Чистова, Т.М. Маланьина, Т.О. Гордеева и др.).
В западной психологической литературе, где началось изучение феномена прокрастинации как личностной характеристики большинством авторов отмечается ее негативное воздействие на успешность выполнения деятельности (C. Лэй, 1997; М. Акиноль, A. Тиль, 2007). Последствия прокрастинации проявляются не только в снижении успешности и продуктивности деятельности, но и в острых эмоциональных переживаниях, вызванных собственным неуспехом, чувством вины, неудовлетворенностью результатами. Явление прокрастинации обычно проявляется в деятельности, результат которой очень важен для личности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОКРАСТИНАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Основные подходы к понятию прокрастинации в современной психологической науке
В зарубежной психологии распространено мнение, что прокрастинация может являться психологической особенностью характера человека, который способен продуктивно работать лишь в состоянии стресса из-за недостатка выделенного на работу времени. Эта позиция отражена в работах таких психологов, как: П. Рингенбах, У. Симпсон, Т. Пичил и Дж. Феррари. Автор рассматривают как общую прокрастинацию – тенденцию к откладыванию дел, а также возбуждающую прокрастинацию как осознанное откладывание дел на потом с целью получения острых ощущений от выполнения задачи непосредственно перед наступлением крайнего срока [13, с. 153].
Другой взгляд на феномен прокрастинации отражен в работах Н. Фьоре, который определяет прокрастинацию как форму поведения, выработанную для борьбы с тревожностью, которая появляется в начале работы и в попытках завершить дело. Прокрастинация выступает не причиной проблем, а попыткой их разрешения (перфекционизма, страха допустить ошибку или боязнь неудачи, преодоления нерешительности, неумения распоряжаться временем или неспособности к целеполаганию [24, с. 26].
В современной зарубежной психологии выделяют следующие подходы к пониманию сути феномена прокрастинации: психодинамический (М. Спектер, Дж. Феррари), поведенческий (Дж. Эйнсли, Л. Соломон), когнитивный (А. Эллис), интегративный (П. Стил). Согласно психодинамическому подходу, причины откладывания дел необходимо искать в их связи с механизмами психологических защит, а также в концепции избегания выполнения задач. Человек избегает выполнения дел, которые несут угрозу для его самооценки и самоуважения. Так, М. Спектер и Дж. Феррари считают, что «люди, склонные к прокрастинации, в целом более ориентированы на настоящее и испытывают трудности при планировании и прогнозировании будущего. Прокрастинация является последствием детских травм и серьезных проблем в отношениях с родителями» [18, с. 25].
Исследование, проведенное М. Спектер и Дж. Феррари, позволило установить высокую отрицательную взаимосвязь прокрастинации с ориентацией на будущее и положительную корреляцию с ориентацией на прошлое. Авторы пришли к тому, что «прокрастинаторы не склонны оценивать настоящее с гедонистических позиций, а демонстрируют вместо этого высокий уровень фатализма. Для них также характерна негативная оценка прошлого. Становится очевидно, что нельзя объяснить привычку откладывать дела «на потом» стремлением получить сиюминутное наслаждение» [18, с. 28].
С точки зрения Дж.Пери существует два основных типа прокрастинации - расслабленный тип прокрастинации и напряженный тип прокрастинации. Расслабленный тип прокрастинации заключается в том, что человек может тратить свое время на другие, более для него приятные занятия по сравнению с требуемой деятельностью. С другой стороны, напряженный тип прокрастинации связан с общей перегрузкой человека, когда он теряет ощущение времени, не удовлетворен своими достижениями, нерешителен и не уверен в себе [6, с. 124].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОКРАСТИНАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
С целью выявления изучения уровня самоэффективности и прокрастинации в юношеском возрасте было проведено эмпирическое исследование.
Задачи эмпирического исследования:
1) изучить уровня самоэффективности в юношеском возрасте;
2) исследовать уровень прокрастинации у лиц юношеского возраста;
3) определить взаимосвязь самоэффективности и прокрастинации в юношеском возрасте.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-16 лет.
Методы исследования:
I. Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования.
II. Эмпирические: психодиагностический (тестирование).
III. Математико-статистические методы обработки и анализа данных (критерий корреляции rs-Спирмена).
IV. Интерпретационные методы.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Тест определения уровня самоэффективности (Дж. Маддукс, и М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой (Г.А. Урунтаева) [28].
Цель: диагностика уровня самоэффективности.
Понятие самоэффективности означает веру в эффективность собственных действий (самоэффективность) и может в существенной мере влиять на поведение.
Методика измеряет 2 уровня самоэффективности - уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности и уровень самоэффективности в сфере межличностного общения. Шкала представляет собой опросник из 23 суждений относительно чувства уверенности индивида в разных видах деятельности, относящихся к двум сферам (сфера предметной деятельности и сфера межличностного общения).
Респонденту предлагается выразить степень своего согласия с утверждениями по шкале от +5 до -5. Далее ответы подсчитываются по ключу. Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные)
Критерии оценки:
Средние значения самоэффективности располагаются в интервале значений от +7 до +53 баллов, а в сфере общения от -7 до +15.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что прокрастинация представляет собой комплексный феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, тесно связанный с мотивационной сферой личности. Проявлениями прокрастинации являются: откладывание выполнения дел и деятельности, учебных заданий, принятия решения. В основе феномена прокрастинации могут лежать: иррациональные убеждения, заниженная самооценка, высокая мотивация достижения успеха, социальные страхи, низкий уровень ответственности, неспособность к самостоятельному принятию решений. Прокрастинация является осознанным процессом, который предполагает неспособность управлять целостностью ситуации и сопровождается эмоциональным дискомфортом, тревогой и негативными переживаниями.
Самоэффективность представляет собой комплекс личностных особенностей, воплощенный в чувстве собственной компетентности в разных сферах деятельности и общении, убежденности в своей способности контролировать собственную жизнь. Самоэффективность является результатом комплексных процессов самоубеждения, происходящих на основе когнитивной обработки различных источников ее формирования. Самоэффективность формируется в течение жизни под воздействием различных факторов личного и косвенного опыта, вербальных убеждений, эмоциональных реакций. Существует два вида самоэффективности – самоэффективность в деятельности и самоэффективность в общении. Восприятие собственной эффективности влияет на паттерны мышления, на решения, действия и переживания, на целеполагание и настойчивость, на каузальные атрибуции и мотивацию, на деятельность и поведение.
В современной психологии обнаруживается недостаток работ, показывающих соотношение самоэффективности и прокрастинации. Имеются фрагментарные сведения о том, как связаны убеждённость в своей эффективности и стремление откладывать дела на потом. Кроме того, на выборке лиц юношеского возраста таких исследований практически нет. Это актуализирует необходимость проведения эмпирического исследования, направленного на изучение уровня самоэффективности и прокрастинации в юношеском возрасте.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть лиц юношеского возраста обладает средним уровнем самоэффективности в сфере предметной деятельности и высоким уровнем самоэффективность в сфере межличностного общения. Большая часть лиц юношеского возраста обладают средним уровнем академической прокрастинации, что свидетельствует об умеренно выраженной склонности к постоянному откладыванию важных и срочных дел, связанных с выполнением учебных заданий. Лица юношеского возраста характеризуются умеренно выраженной общей прокрастинацией, умеренно мотивационной недостаточностью, высоким перфекционизмом, низкой тревожностью.
1. Бабаева, Ю.Д. Взаимосвязь самоэффективности и прокрастинации у подростков / Ю.Д. Баева // От истоков к современности. – Москва, 2015. – С. 396-398.
2. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2014. – 320 с.
3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
4. Бородина, Л.Ф. Прокрастинация: особенности проявления у участников программы «Сотка: стодневный воркраут» / Л.Ф. Бородина // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей. – Коломна, 2020. – С. 56-63.
5. Булынко, Н.А. К проблеме самоэффективности личности в психологии / Н.А. Булынко // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2009. – № 2. – С. 11-17.
6. Варваричева, Я. И. Феномен прокрастинации : проблемы и перспективы исследования / Я. И. Варваричева // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 121–131.
7. Гайдар, К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К.М. Гайдар // Психология – XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар. - Воронеж: ВГУ, 2007. - С. 4-14.
8. Гончар, С.Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов / С. Н. Гончар // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 250-253.
9. Дементий, Л. И. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации / Л. И. Дементий, Н. Н. Карловская // Психология обучения. – 2013. – № 7. – С. 4-19.
10. Дубровина, С.В. Взаимосвязь перфекционизма и прокрастинации у студентов медицинского вуза / С.В. Дубровина // Инновационные технологии в фармации: сборник научных трудов. – Иркутск, 2019. – С. 522-529.
11. Епанчинцева, Г. А. Исследование прокрастинации у студентов университета / Г. А. Епанчинцева // Аллея науки. – 2019. – № 3. – С. 232-238.
12. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 302 с.
13. Калинина, Т. В. Феномен прокрастинации : современные исследования / Т.В. Калинина // Приволжский научный вестник. – 2016. – № 2. – С. 152-156.
14. Капрара, Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 212 с.
15. Карловская, Н. Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н. Н. Карловская, Р. А. Баранова // Психология в вузе. – 2008. – № 3. – С. 38–49.
16. Киселева, М. А. Теоретическое обоснование опросника «Степень выраженности прокрастинации» (СВП) / М. А. Киселева // Социофера. – 2015. - № 10. – С. 23-27.
17. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей / С.Р. Кови. – М.: Альпина Паблишерз, 2013. - 240 с.
18. Ковылин, В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2. – С. 22-41.
19. Кричевский, Р.Л. Самоэффективность и акмеологичсский подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. – 2001. – № 1. – С. 47-52.
20. Люленкова, О. Ю. Влияние прокрастинации на успеваемость студента / О. Ю. Люленкова // Наука и образование. – 2019. – № 1. – С. 66-68.
21. Ляутеншлягер, О.В. Самоэффективность личности как психологический феномен (анализ понятия в контексте развития и сохранения физического и психического здоровья) / О.В. Ляутеншлягер // Акмеология. – 2016. - № 1. – С. 160-165.
22. Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т. Ю. Юдеева, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жуковой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://sites.google.com/site/test300m/pssp.
23. Молчанова, О.Н. Самооценка и самоэффективность как предикторы общей прокрастинации / О.Н. Молчанова, А.С. Ракин // Психология обучения. – 2019. – № 4. – С. 58-67.
24. Мохова, С. Б. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов
25. Олейникова, Е. О. Феномен прокрастинации и особенности его проявления в учебной деятельности студентов / Е. О. Олейникова // Наука и знание. Сборник научных трудов. – Москва, 2018. – С. 111-114.
26. Позняк, С. В. Феномен академической прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / С. В. Позняк // Научные труды республиканского института высшей школы : Психологические науки. – 2017. – № 17 (3). – С. 302-308.
27. Разгоняева, Е.В. Проявление прокрастинации у студентов технического вуза / Е.В. Разгоняева // Психологическое благополучие современного человека. – 2019. – № 2. – С. 139-145.
28. Тест определения уровня самоэффективности (Дж. Маддукс, и М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой) // Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи / О.М. Краснорядцева. – Томск, 2014. – С. 38-41.
29. Ferrari, J. R., Parker, J. T., & Ware, C. B. (1992). Academic procrastination: Personality correlates with Myers-Briggs types, self-efficacy, and academic locus of control // Journal of Social Behavior and Personality. – 1992. - № 7. – Р. 495-502.
30. Tuckman, B.W. The development and concurrent validity of the Procrastination Scale // Educational and Psychological Measurement. – 1991. - vol. 51. – Р.473–480.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест определения уровня самоэффективности (Дж. Маддукс, и М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник СВП (степень выраженности прокрастинации) (М.А.Киселева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты