Рассматривание картин в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с животными
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рассматривание картин в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с животными»
по дисциплине: «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
2021
45.00 BYN
Рассматривание картин в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с животными
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры картин.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры картин.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИН КАК СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Значение использования картин в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.2 Характеристика содержания знаний о животных в учебной программе дошкольного образования
1.3 Методика использования картин в работе с детьми дошкольного возраста
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЖИВОТНЫМИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Характеристика практики работы средней группы по использованию картин в процессе ознакомления детей с животными
2.2 Методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста с животными в процессе использования картин
2.3 Анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, в связи с этим важной задачей общества является формирование представлений о природе в целом и о животных в частности у подрастающего поколения.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Одним из средств ознакомления дошкольников с природой является живопись. Произведения живописи, как вид изобразительного искусства, связан с передачей зрительных образов, заключается в создании живописных полотен, выполненных красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на жесткую или гибкую поверхность, наиболее полно отражающих действительность.
Главное выразительное средство живописи – цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, он усиливает эмоциональность изображения и может заключаться: собственно в изображении эмоциональных переживаний; в изображении фрагментов окружающего мира, которые вызывают эмоциональный отклик.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИН КАК СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Значение использования картин в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой
В дошкольном возрасте у ребенка накапливается достаточно большой объем знаний о животных. Зачастую эти знания носят разрозненный характер. Уже в период младшего дошкольного возраста дети учатся классифицировать животных на диких и домашних, могут узнавать и называть некоторых животных, а также их детенышей. У детей формируются первичные представления о способах питания и жизнедеятельности некоторых животных.
К среднему дошкольному возрасту ребенок уже способен понимать обобщающие понятия. Это позволяет детям классифицировать животных. В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных – птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны [6].
В научном смысле к животным помимо млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, относится огромное множество других организмов: птицы, насекомые, рыбы, паукообразные, моллюски, морские звезды, черви и др. Знания дошкольников о многообразии животного мира включают в себя как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны. У детей сформированы достаточно четкие представления о внешнем виде животных, среде их обитании, способах передвижения и довольно размытые о способах добывания пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям [13].
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЖИВОТНЫМИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Характеристика практики работы средней группы по использованию картин в процессе ознакомления детей с животными
В средней группе педагоги используют следующие методики по использованию картин в процессе ознакомления детей с животными
На первом этапе такая техника является историей искусства педагога. История имеет определенную структуру. Первое - это название картины и фамилия художника. Второе - раскрыть содержание, которое является наиболее важным на картине (выделить композиционный центр); что изображено вокруг главного в работе и как с ней связаны детали (углубление в содержании картины); как это изображено (цвет, конструкция, местоположение); что художник показал своей работой (что думается, что запоминается, когда вы смотрите на эту картину). Третье - рассказать о своих чувствах, мыслях, когда вы смотрите на эту картину. Содержание истории произведения должно быть эмоционально окрашено, богато интонациями.
Также педагоги в процессе ознакомления детей с животными используют прием «вхождения» в картину», воссоздания событий картины, которые предшествовали содержанию. «Перенесение» или «подставка», в ходе восприятия искусства рассматривается как средство воспитания чувств людей. Затем детям задают вопросы, чтобы постичь содержание картины, сформировать умение выделить средства выражения, используемые художником. К примеру если на картине изображены собаки, педагог может задать вопрос «А как вы думает откуда бегут эти собаки?»
Такие вопросы активируют творческое воображение и эмоции, возникающие при восприятии изображенного на картине. Вопросы направляют внимание детей на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выражения. Способствуют развитию способности рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы и заключения на уровне обобщения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, использование картин способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. При отборе репродукций с художественных картин для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника.
В среднем дошкольном возрасте дети накапливают уже достаточно знаний о животном мире. Большинство из них - это конкретная, разрозненная информация об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их внешнего вида и поведения. Обнаружена также тенденция к формированию общих представлений о животных. С одной стороны, это осуществляется посредством речи вместе с усвоением словосочетаний, используемых в повседневной жизни. Эти представления пополняются и обогащаются по мере усвоения конкретных знаний о новых видах животных. С другой стороны, в процессе практической деятельности у дошкольников формируются общие представления о животных. В процессе практической деятельности реализуется умение детей группировать предметы по их сходству.
В процессе исследования была проведена диагностика уровня сформированности представлений о природе у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, результаты диагностики следующие: у 40% детей – высокий уровень сформированности представлений о природе, у 50% - средний уровень, и лишь у 10% был выявлен низкий уровень представлений о природе. Дети с высоким уровнем представлений о природе выбрали в качестве подарка объекты природы. Дети дарили природе небо, солнце, птиц, свежий воздух и объясняли почему они так делают. Дети со средним уровнем представлений о природе в качестве подарка выбирали объекты природы, но не смогли объяснить их значимость для природы. Помимо этого эти дети не всегда находили самостоятельно выход из проблемной ситуации. А дети с низким уровнем сформированности представлений о природе в качестве подарка природе выбирали машинки, куклы и игрушки.
1. Абдуллина, Л.Б. Особенности организации экологического воспитания дошкольников / Л.Б. Абдуллина, Т.И. Петров, Р.Ф. Берзина // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4(65). – С. 5-6.
2. Антонов, В.П. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников / В.П. Антонов // Вестник Хакасскаого государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2019. – С. 103-111.
3. Берзина, Р.Ф. Работа с природным материалом как средство формирования экологической культуры дошкольников / Р.Ф. Берзина // Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября. – Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011. – С. 26 -29.
4. Бобылёва, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Л. Бобылёва, О. Бобылёва // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С.38-43.
5. Варламова, Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Н.Ю. Варламова, В.С. Соколова, Н.В. Кочеткова // Детский сад от А. до Я. – 2008. – № 6. – С. 92-100.
6. Габассова, С.А. Экологическое воспитание дошкольников / С.А. Габассова // Проблемы педагогики. – 2016. – № 1 (12) – С. 21-25.
7. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/ О.Ф. Горбатенко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 195 с.
8. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
9. Зебзеева, В.А. Особенности знаний дошкольников о многообразии животного мира [Текст] / В.И Зебзеева. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2010. – 108 с.
10. Иоганзен, П.Г. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / П.Г. Иоганзен // Открытый урок. – 2012. – № 14. – С. 17-18.
11. Мисякова, Л. В. Экологическое воспитание дошкольника / Л. В. Мисякова // Инновационные педагогические технологии: материалы 75 III Междунар. науч. конф., Казань, октябрь 2015г. / гл. ред Г. Д. Ахметова.– Казань: Бук, 2015. – С. 67-69.
12. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в детском саду : история становления и универсал. статус в соврем. образовании / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 36-44.
13. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М. : Академия, 2001. – 184 с.
14. Охапкина, Л. В. Информационные технологии в дошкольной образовательной организации / Л. В. Охапкина, В. Б. Помелов // Концепт. – 2016. – Т. 28. – С. 238-240.
15. Почерней, И.А. Организация естественнонаучного наблюдения и экспериментирования по экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации / И.А. Почерней, О.И. Шевчук // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири MAGISTER DIXIT. – 2014. – № 1(13). – С. 198-204.
16. Прохорова, О. А. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной организации [Текст] / О. А. Прохорова // Инновационная деятельность в дошкольном образовании : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., 6-7 апр. 2016 г., Пушкино / под общ. ред. Г. П. Новиковой. – М., 2016. – С. 464-470.
17. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» / Н.А. Рыжова. – М.: "КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА", 2005. – 224 с.
18. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 34-38.
19. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО: Аверсэв, 2016. – 416 с.
20. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников: Методическое пособие для педагогов [Текст] / Т. В. Хабарова, Н. В. Шаффигуллина. – СПб. : Детство-пресс. 2010. – 128 с.
21. Юрченко, Л. И. Экологическая культура в контексте экологической безопасности: монография / Л. И. Юрченко. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 296 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры картин.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры картин.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты